Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников
консультация

Михайлова Анна Олеговна

В файле представлены рекомендации по развитию разных психических процессов, а также игры, которые можно использовать для развития того или иного ппсихического процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям по развитию психических процессов дошкольников


Рекомендации по развитию внимания:

  1. Почаще наблюдайте и обсуждайте с детьми услышанное и увиденное.
  2. Приучайте проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  3. Учите сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  4. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  5. Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их.
  6. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
  7. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  8. Предлагайте детям: повторять слова, числа, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые нужно ответить.
  9. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  10. Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
  11. Учите сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  12. Создавайте средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Игры и упражнения на развитие внимания:

  • Игры – головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
  • «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
  • «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
  • Выкладывание узора из мозаики; выкладывания фигуры из палочек по образцу.
  • Срисовывание по клеточкам.

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

Рекомендации по развитию восприятия:

Значение восприятия в жизни дошкольника велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания и воображения.

  1. Учите детей различать предметы на ощупь.
  2. Формируйте умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
  3. Учите соотносить предметы по величине.
  4. Развивайте наблюдательность; учите внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  5. Помогайте осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  6. Формируйте умение составлять из частей целое.
  7. Учите осуществлять выбор и соотносить величину предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  8. Обучайте различению основных признаков разных времен года.
  9. Учите ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
  10. Закрепляйте пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  11. Способствуйте развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность ребенка по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Игры и упражнения на развитие восприятия:

  • «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
  • «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану-схеме).
  • «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
  • «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
  • «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
  • «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
  • «О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
  • «Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
  • «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Рекомендации по развитию памяти:

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. С 4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память.

  1. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  2. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  3. При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  4. Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  5. При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
  6. Учите вспоминать последовательность событий.
  7. Учите использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  8. Учите повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  9. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
  10. К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
  11. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения.

Игры и упражнения на развитие памяти:

  • «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
  • «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.)
  • «Следопыт» (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
  • «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
  • «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
  • «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
  • «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
  • «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
  • «Какой игрушки не хватает?» (Перед ребенком на 1 минуту ставят 4-5 игрушек, затем просят ребенка отвернуться и убирают одну игрушку. Затем ребенка просят сказать, какой игрушки не хватает. Можно не убирать игрушку, а просто менять их местами).

Рекомендации по развитию воображения:

  1. Рассказываем сказки.  Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета могут перерасти в новые сказки и истории. Прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе.
  6. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек.
  7. Для развития данного познавательного процесса следует применять в работе разнообразные методы (игровая и изобразительная деятельность, театрализации, чтение художественной литературы, решение проблемных задач и ситуаций и т.д.), а также позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально задействовать его эмоции, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
  8. Следует отметить, что важное значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка.

Игры и упражнения на развитие воображения:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Выберете двух сказочных персонажей из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, что он видит сверху?»
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом, или волшебником, или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Рекомендации по развитию мышления:

  1. Играя с ребенком используйте задания на:
  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения;
  • складывание целого из частей (разрезные картинки);
  • последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
  1. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  2. Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
  3. В любом случае, интеллектуальное развитие ребенка происходит при непосредственном участии взрослого, при этом совершенно не обязательно заниматься с ребенком целенаправленно и много, задания и упражнения можно включать в игровую деятельность, в повседневное взаимодействие с ребенком. Главное условие – игры должны носить элемент новизны и ребенку должно быть интересно.
  4. В целях развития речи:
  • после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
  • развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
  • упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
  • учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

Игры и упражнения на развитие мышления:

  • «Опиши предмет». Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.
  • «Узнай предмет по описанию». Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства.
  • «Съедобное – несъедобное». Можно играть с несколькими детьми.
  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  • «Творческий подход». Ребенку называют предметы, не имеющие определенного
    назначения, ребенок должен придумать, как его можно использовать.
  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен придумать
    противоположное по смыслу.
  • «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  • Загадки.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
  • разминать пальцами пластилин;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
  • показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее три, четыре, пять;

  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  • собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Для каждого возраста есть свои нормативы развития психических процессов. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать уровень их сложности, опираясь на данные нормативы. Нормативы развития психических процессов подробно описаны у Д.Б.Эльконина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники

Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...

Развитие психических процессов дошкольников

Развиваем внимание, память. Учимся сравнивать....

Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников

Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...

Развитие психических процессов дошкольников в домашних условиях

Актуальность темы. Особенности развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развивающие игры и упражнения....

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...

Рекомендации по развитию психических процессов

Рекомендации по развитию спихических процессов....