Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
методическая разработка по теме

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине предметов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnoe_vospriyatie.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Цель: изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине предметов).

  При разработке диагностических заданий использовались методики Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной, С.Д.Забрамной.

   I. Цель: изучение особенностей восприятия цвета в предметной деятельности дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, понимание слов – названий цветов спектра и возможности самостоятельно словесно обозначать их, способность соотносить основные цвета и их оттенки.

Задание 1.

Ход исследования. Ребенку предлагается набор кружков диаметром 3см: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный (по пять штук каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Инструкции: «Разложи кружки в коробочки такого же цвета». Допускается повтор инструкции. В случае непринятия речевой инструкции показывается способ действия жестом. Предлагается выполнить задание.

Задание 2.

Ход исследования. Перед ребенком в произвольном порядке раскладывают семь кружков цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Поочередно показывая на каждый кружок, просят назвать его цвет.

Инструкции: «Скажи, какого цвета этот кружок». В случае затруднения взрослый просит ребенка найти кружок определенного цвета: «Покажи красный (оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) кружок».

Задание 3.

Ход исследования. Перед ребенком кладут таблицу с изображением пяти рукавичек оттенков красного цвета (синего, желтого) и отдельно вырезанные рукавички тех же оттенков. Затем просят подобрать к каждой рукавичке ее пару, подходящую по цвету.

Инструкции: «Подбери к каждой рукавичке ее пару и положи рядом». Допускается повтор инструкции. В случае непринятия речевой инструкции показывается способ действия жестом. Предлагается выполнить задание.

Для оценки сформированности у детей представлений об эталонах цвета, принята следующая система оценок:

0 баллов – ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции, представлений о цвете нет;

1 балл – ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, может подражать действиям взрослого, устойчиво выделяет 1 из основных цветов, неустойчиво – 2;

2 балла – ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), соотносит цвета и 1-2 оттенка, устойчиво выделяет 3 из основных цветов, неустойчиво 4-5, самостоятельно называет 3 цвета;

3 балла – ребенок выполняет предложенные задания, соотносит цвета и 2-3 оттенка, знает название 4-5 цветов спектра и самостоятельно называет их;

4 балла – ребенок выполняет предложенные задания по словесной инструкции, использует метод зрительного соотнесения, знает название цветов спектра и самостоятельно их называет, соотносит цвета и оттенки основных цветов.

II. Цель данной серии заданий состоит в выявление представлений об эталонах геометрических форм, знание их названий и способности воспринимать форму предметов.

Задание 1.

Ход исследования. Перед ребенком раскладывают рамки с отверстиями и соответствующие вкладыши геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция.

Инструкции: «Закрой окошки» (допускается повторение инструкции). В случае затруднения экспериментатор показывает способ выполнения задания, дополняя его указательным жестом, и предлагает: «Сделай так же».

Задание 2.

Ход исследования. Перед ребенком кладется картинка с изображением паровозика состоящего из геометрических форм: круги большой и маленький, овал, трапеция, прямоугольник, треугольник, квадраты большой и маленький.

Инструкции: «Посмотри внимательно на паровозик, он состоит из разных геометрических форм. Назови и покажи их». Допускается повторение инструкции. В случае затруднения ребенку  предлагается показать круг, квадрат и т.д. Затем экспериментатор поочередно показывает на геометрические формы: «Что это?».

Задание 3.

Ход исследования. Перед ребенком хаотично выкладывают картинки с изображением: яблоко, часы, телевизор, юбка, яйцо, пирамидка, полотенце, мишка, машина. Затем – таблицу с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.

Инструкции: «Найди на картинках предмет такой же формы, как эта фигура и положи картинку рядом с этой геометрической формой». В случае затруднения выполнения задания, ребенку оказывается помощь, предлагая приложить вырезанную из картона форму к картинкам с изображением, чтобы найти соответствующую.

Для оценки знаний детьми эталонов геометрических форм, принята следующая система оценок:

0 баллов – ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции;

1 балл – ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, соотносит 1-2 геометрические формы при наличии организующей помощи, выделяет 1-2 из геометрических форм, название знает, но самостоятельно не называет, по подражанию действиям взрослого, пытается соотнести объект с плоскостным эталоном геометрической формы;

2 балла – ребенок проявляет интерес к заданиям, самостоятельно размещает 1-2 геометрические формы в соответствующие углубления, другие при наличии организующей помощи, выделяет 3-4 геометрических формы, знает название, но самостоятельно называет не всегда, соотносит объект с плоскостным эталоном геометрической формы на основе практических действий, реже зрительного восприятия, форму объекта не называет;

3 балла – ребенок выполняет предложенные задания, самостоятельно соотносит по форме 3-4 геометрические фигуры, иногда действует методом проб и ошибок, выделяет 5-6 геометрических форм, знает название, самостоятельно называет, соотносит объект с плоскостным эталоном на основе зрительного восприятия и практических действий, форму объекта, как правило, редко называет правильно;

4 балла – ребенок выполняет предложенные задания по словесной инструкции, использует метод зрительного соотнесения, знает название геометрических форм и самостоятельно называет их, соотносит геометрические формы, размещая фигуры в соответствующие углубления, соотносит объект с плоскостным эталоном, называет форму объекта.

III. Цель: выявление представлений детей о величине предметов в процессе выполнения предметных действий.

Задание 1.

Ход исследования. Перед ребенком хаотично раскладывают 7 полосок шириной 2см, длина каждой отличается от длины стоящей рядом на 2см (длина самой короткой – 4см) и предлагают разложить полоски по длине.

Инструкции: «Разложи полоски в ряд так, чтобы они уменьшались (увеличивались) по длине». (Допускается повторное предъявление инструкции). В случае затруднения выполнения задания, объясняется способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную полоску из тех, которые не разложены в ряд». Если ребенок затрудняется, взрослый показывает способ выполнения и предлагает: «Сделай так же».

Задание 2.

Ход исследования. Перед ребенком разбирают пирамидку из 10 колец и просят собрать ее.

Инструкции: «Сделай (надень) так, как было». Допускается повторное предъявление инструкции. В случае затруднения ребенку оказывается помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. При возникновении дальнейших затруднений экспериментатор показывает способ выполнения задания и предлагается: «Сделай также».

Для оценки результатов выполнения заданий, направленных на изучения особенностей представлений об эталонах величины предметов, принята следующая система оценок:

0 баллов – ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции;

1 балл – ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, выстраивает ряд из 3-4 объектов на основе действия по подражанию взрослого;

2 балла – ребенок проявляет интерес к заданиям, выстраивает ряд из 4-5 объектов по образцу, по словесной инструкции – из 2-3 объектов, понимает название контрастных величин (большой – маленький);

3 балла – ребенок выполняет предложенные задания, выстраивает ряд из 4-5 объектов по словесной инструкции, самостоятельно – из 3-4 объектов, знает название величин (большой, самый большой и т.д.) и иногда сам называет их;

4 балла – ребенок выполняет предложенные задания по словесной инструкции, использует метод зрительного соотнесения, самостоятельно выстраивает ряд из 5 и более объектов с учетом разных характеристик объектов, учитывает принцип нарастания (убывания) размера объектов в практической деятельности.

 4 уровня развития восприятия дошкольников: очень низкий, низкий, средний, высокий.

         К очень низкому уровню  отнесены дети, набравшие от 0 до 8 баллов. Этим детям доступно зрительное соотнесение цвета, формы или величины предметов при контроле со стороны педагога, либо они не справляются с этим. Инструкцию плохо понимают, необходимо не только ее повторение, но и показ способа действия. Встречаются неадекватные действия. При выполнении заданий внешние признаки предметов не учитываются, однако детям доступно выполнение заданий по подражанию.

К низкому уровню развития восприятия отнесены дошкольники, набравшие  9-16 баллов. Дети  с низким уровнем развития зрительно соотносят признаки предметов, в ряде случаев могут выделить его по слову. Для понимания инструкций требуется ее повтор или подкрепление показом. Задания выполняются по подражанию, реже – по образцу.

К среднему уровню отнесены дети, набравшие от 17 до 24 баллов. Дети способны выделить необходимый признак по слову, в ряде случаев назвать его. Инструкцию понимает правильно, но иногда требуется ее повтор. Задание выполняется по словесной инструкции или по образцу.

К высокому уровню развития восприятия  отнесены дети, набравшие 25-32 баллов. Дети с высоким уровнем развития восприятия выделяют и самостоятельно называют требуемый признак. Задания выполняются по словесной инструкции, при этом дети применяют метод зрительного соотнесения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"

Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...

Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

"Особенности внимания и восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Выбор адекватных педагогических приёмов для коррекции недостатков внимания и восприятия требует знания индивидуальных особенностей ребёнка, выявления специфических показателей уровня его развития....