Содержание работы по сенсорному развитию в разных возрастных группах.
материал по теме

Дубровина Марина Владимировна

В современном мире развития высоких технологий, инновационного движения возрастают требования к воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к трудовой деятельности. Первый важный этап на этом пути – дошкольное детство, итогом которого является успешное поступление ребёнка в школу. Именно сенсорное развитие ребёнка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_sravn._kharak._2.docx465.58 КБ

Предварительный просмотр:

       

Содержание работы по сенсорному развитию в разных возрастных группах.

В современном мире развития высоких технологий, инновационного движения возрастают требования к воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к трудовой деятельности. Первый важный этап на этом пути – дошкольное детство, итогом которого является успешное поступление ребёнка в школу. Именно сенсорное развитие ребёнка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей в дальнейшем.

Основы успешного обучения в школе также закладываются в детском саду. Важно сформировать у детей познавательную активность «хочу всё знать». Ведь именно с дошкольного возраста начинается чувственное познание окружающего мира через развитие восприятия отдельных предметов и их свойств.

Нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие, так как все другие формы познания – запоминание, воображение, мышление – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Именно дошкольный возраст – замечательный сензитивный период развития мотивации деятельности, самовыражения личности, развития творчества, любознательности, активности, воображения на основе приобретённого опыта восприятия.

Исходя из опыта работы, считаю оптимальным для успешного развития восприятия с младшего дошкольного возраста формировать сенсорную культуру у детей посредством дидактических игр и упражнений как наиболее естественной детской деятельности, при создании развивающей среды в группе.

Все окружающие нас предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения, восприятие и представления.

Ощущения - это отражения отдельных свойств предметов органами чувств (запах, температура, и т. д.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление - это чувственный образ предмета, воспринятого ранее.

1. Усвоение сенсорных эталонов как основа перцептивного развития ребёнка дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребёнка — развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. — посредством сенсорного воспитания вообще. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности, органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта, т. к. всякое восприятие включает двигательный компонент.

Основой перцептивного развития ребёнка является усвоение им сенсорных эталонов (термин был предложен А. В. Запорожцем)  – общепринятых образцов внешних свойств предметов. Это система звуков речи, система цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и др.

Формирование восприятия происходит двумя путями: стихийно-практическим взаимодействием ребёнка с окружающим миром и со сверстниками, и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути - каждый по-своему - вносят свой вклад в организацию психики ребёнка. Однако без разумного педагогического руководства взрослых усвоение сенсорной культуры человечества будет поверхностным и неполноценным.

Основным содержанием сенсорного воспитания в детском саду является ознакомление с формой, величиной, цветом (зрительные и тактильные восприятие).Слуховое восприятие — составная часть работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному восприятию дошкольников.

2. Перцептивные процессы в возрасте 3-6 лет.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. На 1 -м году жизни сенсорное воспитание — основной вид воспитания вообще. На 2 - 3-м году жизни сенсорное воспитание существенно упрощается: накапливаются представления о свойствах предметов (6 цветов спектра — без голубого, чёрного и белого цветов, 4 формами: круг, квадрат, прямоугольник, овал), называя их, но не требуя употребления названий у детей. Величина даётся только в сравнительном представлении предметов — «большой» и «маленький». Сопоставление идёт способами наложения и приложения, и лишь потом — на глаз.

Дети 3-го года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (мозаика, строительные материалы). К 3-х летнему возрасту завершается I этап — предметных предэталонов («крыша», «мячик» и т. п.) - в сенсорном воспитании ребёнка, и начинается организация систематического усвоения ими сенсорной культуры на фоне бурно развивающейся предметно-манипулятивной деятельности.

На II этапе - в 3 - 4 года - происходит переход предэталонов в собственно эталоны. Средствами воспитания выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств со своим названием. Это хроматические («цветные») цвета спектра и ахроматические - белый, серый, чёрный. Здесь незаменима роль дидактических игр со взрослыми, так как самый короткий путь освоения любого опыта - подражание.

Сенсорными эталонами формы выступают основные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, с которыми мы знакомим детей тоже в игровой форме.

На III этапе овладения сенсорными эталонами - 4 - 5 год жизни - дети знакомятся с разновидностями каждого свойства, систематизируют их. Воспитатель помогает ребёнку выстроить последовательность цветов спектра, узнать их оттенки. На уровне восприятия (то есть без математического анализа) происходит знакомство с вариантами геометрических форм. От глобальной оценки величины предмета (большой - маленький) дети переходят к выделению её параметров: высоты, ширины и длины, учатся строить сериационный ряд. Соответственно, усложняются и дидактические игры, помогая вычленить необходимый параметр величины.

Процесс развития сенсорных способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и действий по их использованию - перцептивных.

Перцептивные действия относятся к группе ориентировочных, и поэтому всегда направлены на обследование объекта. Это -исследовательские действия.

Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов: идентификации, соотнесению предметов с эталоном, перцептивного моделирования.

Важно отметить: все эти действия (три вида) сначала совершаются во внешнем плане (дети прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем). В дальнейшем эти действия переходят во внутренний план, совершаются «в уме».

Чтобы сенсорный опыт накапливался планомерно и постоянно, необходимо научить детей действовать в определённой последовательности, по плану.

Последовательность обследования предметов, общая для разных видов деятельности:

  1. Восприятие целостного облика предметов.
  2. Вычисление основных частей и определение их свойств (формы, величины, строения и др.)
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева).
  4. Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения к основным частям.
  5. Повторное целостное восприятие предмета.

В результате такой организации восприятия у детей постепенно формируется обобщённый способ обследования предметов, объектов и явлений, что позволит им в дальнейшем расширять и накапливать сенсорный опыт.

3. Содержание работы по сенсорному развитию.

Работая по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в разделах по дошкольным группам представлено содержание работы по сенсорному развитию для каждого возраста. Мы формируем у детей познавательный интерес посредством сенсорного развития в разных видах деятельности. Обогащение сенсорного опыта выражается в знакомстве детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования; в совершенствовании восприятия детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, слух, зрение, вкус, обоняние). На разном этапе дети по- своему знакомятся с геометрическими фигурами, цветом, фактурой предмета, разнообразием материалов и тд.

В среднем, старшем, подготовительном возрасте мы  формируем у детей познавательный интерес посредством сенсорного развития в разных видах деятельности. Обогащение сенсорного опыта выражается в знакомстве детей с  широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования; в совершенствовании восприятия детей путём активного использования всех органов чувств ( осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Обогащение  чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи.

1. Геометрические фигуры.

  • Продолжаем знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).ср.гр
  • Продолжаем знакомить с разными геометрическими фигурами, формируем умение использовать в качестве эталонов плоскостные и объёмные фигуры.ст.гр.
  • Закрепляем знание геометрических фигур, умение использовать в качестве эталонов плоскостные и объёмные фигуры.под.гр

2. Цвет.

  •  Продолжаем знакомить с цветами ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый.)ср гр.
  • Продолжаем знакомить с цветами ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый- хроматические и белый, серый, чёрный- ахроматические).

Формируем умение различать цвета  по светлоте и насыщенности, правильно называть их (светло-зелёный, светло-розовый.) Знакомить с природными названиями цветов ( малиновый, салатовый, лимонный, абрикосовый.)Знакомим с особенностями расположения цветовых тонов в спектре.ст.гр.

  • Закреплять умение выделять предметы по цвету, красивые сочетания цветов и оттенков.под.гр.

3.  Осязание.

  • Знакомство с различными материалами на ощупь, путём прикосновения, поглаживания     (характеризуя ощущения:  гладкий, холодный, пушистый, колючий и тд.).ср.гр.
  • Расширение представлений о фактуре предметов (шероховатый, жёсткий и тд.)ст.гр.
  • Закрепление представлений о фактуре предмета.под.гр.

4.Познание.

  • Развиваем умение группировать предметы по  1-2 качествам ( цвет, размер, материал).ср.гр.
  • Развиваем умение группировать предметы по  нескольким качествам ( цвет, размер, материал).ст.гр.
  • Развиваем и закрепляем умение созерцать предметы, явления (вслушиваться, всматриваться), направляя внимание на более тонкое различие качеств.под.гр.

 В любом возрасте поощряем попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнение, группировка и классификация по  цвету, форме, величине.

ПРИЛОЖЕНИЕ

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

Доклад.Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и методику обучения ходьбе в разных возрастных группах.

Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и  методику обучения ходьбе в разных возрастных группах....

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

План работы по изучению ПДД в разных возрастных группах

Безопасность - важный раздел ОО Социально-коммуникативного развития дошкольников. Для формирования предствлений о ПДД и привычек безопасного поведения на дороге должна быть оргнанизована образовательн...

Семинар "Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах детского сада"

Представлено содержание и методика обучения лепки в разных возрастных группах детского сада, приемы руководства....