Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»
учебно-методический материал по теме

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируются отношение к семье, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_roditel_-_zakazchik_sponsor_partnyor.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педсовета:  «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»

Цели:

-способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ;

-совершенствовать качество работы ДОУ при взаимодействии с родителями.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример тому.

(И. Брант)

        Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

        Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируются отношение к семье, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

        Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогичес- кие возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье.

  1. Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.
  2. Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
  3. Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание. В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.

  1. Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребёнок.
  2. Семьи стали не прочными. Это ведёт к появлению неполных семей: в России каждая шестая семья неполная.
  3. Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным.
  4. Низка педагогическая культура многих родителей.
  5. В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета.
  6. Негативное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.

Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребёнка.

        В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи.

        В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.

               

                               Функции семьи и ДОУ.

        Наша цель сегодня – спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.

1.Определим функции семьи и ДОУ.

Семья:

-создаёт условия для интеллектуального и физического развития ребёнка;

-обеспечивает первичную социализацию личности;

-создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

ДОУ:

-создаёт условия для интеллектуального и физического развития ребёнка;

-обеспечивает первичную социализацию личности;

-создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

Вывод: функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.

-Почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?  (Размышления педагогов).

2.Определим роли педагога и родителя:

Роль педагога:

-учу, развиваю.

Роль родителя:

-спонсор;

-просит педагога обучить, воспитать.

Родитель в такой ситуации передаёт функции педагогу.

Родитель – заказчик; педагог – обслуживающий персонал.

Вывод: Ребёнок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребёнка с взрослым: ребёнок между взрослыми.

  1. Определим, почему родители отдают своего ребёнка на воспитание педагогу?

–Семья не может успешно выполнять указанные функции, так как в семье нет материально-бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ.

-От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребёнка.

-Семье не хватает педагогических и психологических знаний.

-Семья не может обеспечить ребёнку эмоционально-нравственный климат.

-Семья не может обеспечить ребёнку эмоционально-нравственный климат.

-Семья не может обеспечить достаточного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

        И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы, убеждённые в педагогической некомпетентности родителей, рьяно взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничаем с семьёй, используя разные формы работы.

4.Назовите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике.

        Традиционные формы работы с родителями:

-родительские собрания,

-беседы,

-консультации,

-анкетирование;

-практикумы,

-семинары,

-наглядная информация,

-выставки,

-посещение семьи,

-конкурсы и др.

        Нетрадиционные формы работы с родителями:

-круглый стол,

-вечер вопросов и ответов,

-семейный театр,

-родительская почта,

-семейная гостиная,

-семейный клуб,

-телефон доверия,

-семейная библиотека,

-библиотека игр,

-походы,

-родительские вечеринки,

-чайные паузы,

-видеоролики,

-рекламная информация,

-родительская газета,

-родительский журнал,

-переписка с родителями,

-презентация и др.

При разнообразии форм работы с родителями всё-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.

  1. Причины не понимания между родителями и педагогами (по мнению педагогов ДОУ):

-родители идеализируют своего ребёнка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

-родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

-перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

-низкий культурный и педагогический уровень родителей.

6.Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению родителей воспитанников ДОУ):

-невнимание к детям со стороны воспитателя;

-не показывают в полном объёме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);

-только поучают: так надо и так;

-много негативного говорят про ребёнка и мало хорошего;

-что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

-мало практической информации.

Выводы: Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, - для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты.

        Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребёнок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.

        Сложность и трудность преодоления карусели непонимания между родителями и педагогами связаны ещё и с необходимостью непрерывного поиска новых форм работы ДОУ с семьёй. К нам каждый год приходят новые родители, дети, каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Эта работа требует больших  личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

        Отсутствие творчества, стереотипы в работе вызывают у педагогов психологическую усталость, нежелание видеть и воспринимать по-новому детей и родителей, а главное, себя в процессе взаимодействия с ними.

                         Анкета для родителей

№ п/п

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

1

К какому источнику информации по воспитанию ребёнка вы обращаетесь в первую очередь?

-полагаюсь на себя, семью, свой опыт,

-обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам, дедушкам,

-читаю литературу по вопросам воспитания,

-обращаюсь за советом к педагогам детского сада.

2

Почему вы не обращае- тесь к воспитателю за советом?

-сами справимся,

-неудобно отрывать человека от работы

-испытывают затруднения в общении с педагогом,

-сомневаются в педагоги- ческой компетентности воспитателя,

3

Что такое хороший детский сад?

-это где любят и уважают ребёнка,

-где учат многому,

-куда дети бегут с удовольствием,

-где всегда ждут детей,

-где уважают родителей и детей,

-где хороший коллектив,

-где добрые педагоги.

-где детям всегда хорошо и уютно,

-это дом.

4

Что для вас означает понятие «хороший воспитатель»?

-любит и уважает детей,

-учит детей,

-относится к чужим детям как к своим,

-понимает детей и родителей,

-это терпеливый воспитатель,

-хорошо готовит детей к школе,

-это – мама.

5

Что вы ожидаете от педагога ДОУ?

-ребёнка будут всесторонне развивать на занятиях, праздниках, т.к. дома это невозможно;

-ребёнок научится общаться с другими детьми, т.к. семьи в основном однодетные,

-будут учитываться индии- видуальные особенности ребёнка,

-обеспечат безопасность ребёнка,

-не будут предъявлять к ребёнку необоснованные требования (не бегать, не кричать и т.д.),

-дадут родителям полез- ные и нужные советы, рекомендации,

-будут обращаться за советами к родителям,

-будут общаться с родителями на равных.

6

С чем чаще всего обраща- ются к вам воспитатели?

-за материальной помощью (сдать деньги на что-то),

-за практической помощью (сделать что-то: выпилить, сшить и т.д.),

-чтобы научили детей навыкам самообслужива- ния,

-чтобы детей пораньше забирали,

-чтобы заплатили за детский сад,

-когда ребёнок что-то натворил,

-чтобы позанимались дома с ребёнком,

-чтобы похвалить ребёнка.

-другое:

Спасибо!

                         Результаты анкетирования родителей

        В анкетировании приняло участие 26 человек родителей.

В целом опрос показал, что существуют некоторые области непонимания между семьёй и детским садом. Зачастую родители и педагоги действия друг друга интерпретируют неправильно. Так, например, воспитатели считают, что они в полной мере раскрывают свою работу с детьми и у них большая нагрузка, а большинство родителей оценивают объём  и качество работы воспитателя по работам, лежащим на кабинках (рисунки, аппликации и т.д. ). И, соответственно, считают, что в области развития речи, математики, социальных навыков, не позволяющих продемонстриро- вать  достижения ребёнка на стенде, работа в детском саду серьёзно не ведётся. Непо- нимание между родителями и педагогами имеет затяжной характер, так как у всех разные интересы и представления.

        В воспитании ребёнка родители полагаются на себя, на свою семью и свой опыт. Не обращаются за информацией к воспитателю,  потому что считают, что неудобно отрывать человека от работы. По мнению родителей  хороший детский сад – это куда дети бегут с удовольствием. Хорошим воспитателем считается тот воспитатель, который относится к чужим детям как к своим. Всестороннее развитие ребёнка на занятиях, праздниках – это то, что ожидают родители от педагогов ДОУ. По результатам опроса,  большая часть обращений воспитателей к родителям связана с тем, чтобы родители научили своих детей навыкам самообслуживания.

        Воспитателям рекомендовано ежедневно помещать в родительском уголке информацию для родителей  «Чем мы сегодня занимались».

 

№ п/п

Вопрос

Кол-во человек, %

  1

К какому источнику информации по воспитанию ребёнка вы обращаетесь в первую очередь?

-полагаюсь на себя, семью, свой опыт,

19

73%

-обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам, дедушкам,

4

15%

-читаю литературу по вопросам воспитания,

14

53%

-обращаюсь за советом к педагогам детского сада.

6

23%

2

Почему вы не обращае- тесь к воспитателю за советом?

-сами справимся,

7

27%

-неудобно отрывать человека от работы

17

65%

-испытывают затруднения в общении с педагогом,

0

0

-сомневаются в педагоги- ческой компетентности воспитателя,

0

0

3

Что такое хороший детский сад?

-это где любят и уважают ребёнка,

11

42%

-где учат многому,

9

34

-куда дети бегут с удовольствием,

14

53%

-где всегда ждут детей,

4

15%

-где уважают родителей и детей,

8

30%

-где хороший коллектив,

4

15%

-где добрые педагоги.

4

15%

-где детям всегда хорошо и уютно,

-это дом.

9

34%

4

Что для вас означает понятие «хороший воспитатель»?

-любит и уважает детей,

13

50%

-учит детей,

4

15%

-относится к чужим детям как к своим,

14

53%

-понимает детей и родителей,

5

19%

-это терпеливый воспитатель,

4

15%

-хорошо готовит детей к школе,

1

3%

-это – мама.

6

23%

5

Что вы ожидаете от педагога ДОУ?

-ребёнка будут всесторонне развивать на занятиях, праздниках, т.к. дома это невозможно;

21

80%

-ребёнок научится общаться с другими детьми, т.к. семьи в основном однодетные,

6

23%

-будут учитываться индии- видуальные особенности ребёнка,

5

19%

-обеспечат безопасность ребёнка,

3

11%

-не будут предъявлять к ребёнку необоснованные требования (не бегать, не кричать и т.д.),

1

3%

-дадут родителям полез- ные и нужные советы, рекомендации,

6

23%

-будут обращаться за советами к родителям,

1

3%

-будут общаться с родителями на равных.

1

3%

6

С чем чаще всего обраща- ются к вам воспитатели?

-за материальной помощью (сдать деньги на что-то),

0

0

-за практической помощью (сделать что-то: выпилить, сшить и т.д.),

5

19%

-чтобы научили детей навыкам самообслужива- ния,

13

50%

-чтобы детей пораньше забирали,

1

3%

-чтобы заплатили за детский сад,

2

7%

-когда ребёнок что-то натворил,

2

7%

-чтобы позанимались дома с ребёнком,

9

34%

-чтобы похвалить ребёнка.

9

34%

-другое:

4

15%

            Новые формы сотрудничества с родителями

        Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определённое влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

        Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Основное в этой деятельности – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцирован- ной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

        Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Рассмотрим некоторые из них.

        Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейной гостиной». Их цель – сплотить родителей и детский коллектив, тем самым  оптимизировать детско-родительские отношения. Они помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

        «День открытых дверей». Целью Дня открытых дверей является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами. Вниманию родителей предлагаются: открытые занятия, формы оздоровительной работы, театрализованные представления, мини-концерт, дегустация блюд.

        «День семьи». В это день все группы одновременно занимаются совместной деятельностью: родители показывают спектакли, вместе поют и танцуют, участвуют в спортивных играх и соревнованиях, вместе с детьми занимаются творчеством в изостудии, приобретают различные навыки ручного труда. Дети и родители могут посетить каждый уголок детского сада.

        Суть данной работы заключается в том, чтобы ребёнок и родители сумели договориться о выборе деятельности. Каждое занятие педагоги планируют, учитывая возрастные особенности дошкольников. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребёнок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время всё внимание взрослого направлено на ребёнка. Поэтому День семьи считается самой  эффективной формой работы с семьями воспитанников. Наиболее приемлемые сроки проведения – 1 раз в квартал. Не хотелось бы, чтобы родители,  пересытившись частыми встречами, потеряли интерес к совместной деятельности.

        День здоровья. Традиционно в ДОУ проводятся дни здоровья: спортивные развлечения с участием родителей. Их цель – приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

        Клуб «Семейная академия». Её цель – это повышение уровня знаний педагогов и родителей в вопросах адаптации, развития, воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, оказание практической помощи в решении возникающих проблем родителям детей, как посещающих, так и не посещающих ДОУ. На заседании этого клуба могут рассматриваться следующие темы:

* «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»,

* «Формирование сенсорных эталонов»,

* «Улыбка малыша в период адаптации»,

* «Игрушка – забава в жизни ребёнка»,

* «Права ребёнка» и др.

Использование информационных стендов для родителей

        Одной из наиболее востребованных является оформление наглядной информации в виде стендов и уголков. Такой метод освещения образовательного процесса весьма эффективен, хотя и не предусматривает непосредственного контакта педагога и  родителей. Между тем к способу подачи и содержанию размещаемой на стендах информации предъявляются особые требования.

        Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных задач. Существуют разнообразные формы работы с родителями. Остановимся подробнее на наглядно-информационных, которые дают возможность рассказать об особенностях воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, деятельности воспитателя, оказав тем самым практическую помощь семье. Условно их можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно –просветительские..

        Задача первой подгруппы – информирование родителей об особенностях функционирования дошкольного учреждения (работе детского сада, деятельности педагогов, проводимых мероприятиях и  традициях ДОУ).

        Задачи второй – путём опосредованного общения расширить знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материал может содержать информацию о великих русских и зарубежных педагогах, психологах, выдержки из Конвенции о правах ребёнка, Закона РФ «Об образовании», Программы воспитания и обучения в детском саду.

        Цель информационно-просветительской работы – донести до родителей научную информацию о воспитании детей, дать полезные рекомендации, советы.

        К информационно-просветительским формам относятся:

-информационные стенды,

-папки-передвижки,

-тематические выставки,

-мини-газеты,

-доска объявлений

        С их помощью родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе детского сада. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.

        Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы считается создание информационных стендов для родителей. Представленные в них материалы могут содержать поздравления с праздниками, рекомендации педагога-психолога, советы врача, высказывания великих людей о природе, игре, игре, раннем детстве, информацию о жизни детского сада, памятных датах.

        Тематика наглядных стендов может быть плановой (отражается в годовом плане) и неплановой, т.е. формулируется по инициативе родителей. Для того чтобы привлечь внимание родителей к стендам, выставкам, папкам-передвижкам, их лучше всего размещать в тех местах, где постоянно бывают взрослые: в холле, на лестнице.

        К оформлению и содержанию материалов стенда предъявляются определённые требования. Так, информационные материалы должны быть актуальными и своевременными, т.е. информацию следует постоянно обновлять (с учётом времени года, значимых дат и т.д.). Материалы на стенде должны отвечать эстетическим требованиям. Приветствуется краткость, наглядность предлагаемой информации. Обязательными атрибутами стендов являются иллюстрации или фото.

                                       

                                         Анкета для родителей

«Эффективность информационно-просветительской работы в ДОУ»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы. Ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Из каких источников вы полу- чаете знания о воспитании детей, деятельности дошкольного учреждения:

кол-во чел.

%

-из бесед с воспитателями

21

80

-педагогической литературы

6

23

-радио и телевизионных передач

4

15

-информационных стендов ДОУ

6

23

2

Какие формы получения информации для вас наиболее удобны:

-групповые собрания

7

27

-личные беседы с воспитателями

24

92

-информационные стенды

7

27

-другое

0

0

3

На ваш взгляд, полезная ли информация размещается на стендах в нашем детском саду?

-да

25

96

-не очень

1

3

-бесполезная

0

0

4

Помогает ли она вам в воспитании ребёнка?

-да

25

96

-нет

1

3

5

Как часто вы читаете инфор- мацию на стендах в детском саду?

-всегда

21

80

-иногда

5

19

-никогда

0

0

6

Считаете ли вы необходимой работу педагогов по оформле- нию информационных стендов в д/с?

-да

24

92

-нет

2

7

7

Какую информацию вам хотелось бы получать через информационные стенды?

-о рациональном питании

8

30

-домашнем досуге

4

15

-подготовке к школе

8

30

-психологических особенностях детей дошкольного возраста

8

30

-методах воспитания

20

77

-другое

0

0

  1. Что нового вы узнали о воспитании детей из материалов на информационных стендах:

1)

2)

8.Ваши замечания и предложения по оформлению информационных стендов в детском саду:_______________________________________________________________________

Результаты анкетирования родителей. В анкетировании приняло участие 26 человек родителей из разных возрастных групп. Опрос родителей показал, что основные   знания о воспитании детей, деятельности дошкольного учреждения родители получают из бесед с воспитателем  (80%), на втором месте – из информационных стендов ДОУ (23%).  Родителям удобно получать информацию из личных бесед с воспитателями (92%), на втором месте – групповые родительские собрания, информационные стенды ДОУ (по 27%).  На взгляд родителей на стендах ДОУ размещена полезная информация (96%),  которая помогает им в воспитании ребёнка (96%). Родители регулярно читают информацию, помещённую на стендах ДОУ (80%). Родители считают, что педагогам ДОУ необходимо продолжать размещать информацию на стендах (92%). Больше всего их интересует информация о методах воспитания детей (77%), на втором месте – о рациональном питании (30%), о подготовке к школе (30%), о психологических особенностях детей (30%).

        Воспитателям всех возрастных групп рекомендовано размещать информацию в доступном для чтения родителями месте, крупным шрифтом.

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

        В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов чётко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям. Но как показывают научные данные, это направление остаётся для современного воспитателя наиболее сложным.

        Так, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребёнка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнёрских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому её члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.

        Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьёй зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребёнком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – всё это ведёт к росту недоверия между воспитателем и семьёй.

        По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликтов. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов  психологических особенностей личности родителей. Например, многие родители очень часто обижаются на педагога, что их ребёнок не читает на празднике стихотворение, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателей о недостаточной готовности ребёнка к публичным выступлениям не помогают.

        По мнению специалистов, педагогу в такой ситуации следует сначала похвалить ребёнка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив  и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, ему страшно одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, всё обязательно получится. Нужно предложить маме или папе подобрать для следующего праздника несложное стихотворение, которое они смогли бы  рассказать вместе. При необходимости нужно помочь им в этом. Объяснить родителям, что создав для ребёнка ситуацию успеха, они помогут преодолеть ему временные трудности.

        Таким образом, чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определёнными приёмами эффективного общения с родителями.

                      ВИДЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

        Поскольку в процессе общения педагога с семьями воспитанников решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильнее будет назвать педагогическим общением. Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

-групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;

-дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).

        С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематичес- кую групповую консультацию может практически любой педагог.

        Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредствен- ный индивидуальный контакт.

        Характер общения педагогов с родителями обусловлен следующими составляющими:

-психолого-педагогической подготовленностью,

-коммуникативной культурой педагога,

-личностно-психологической готовностью.

        В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным.

        Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет. Большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

        Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

-коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения,

-эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию,

-идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

        Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

        Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребёнка.

        Несколько правил взаимодействия с семьями воспитанников. Таких правил немного, но они обязательны для всех членов педагогического коллектива:

*Уважай родителей своих воспитанников, повышай приоритет семьи, семейных традиций.

*Недопустимы претензии к родителям, просьбы «принять дома меры» по поводу поведения ребёнка. Подобные ситуации создают психологический барьер, мешают родителям правильно воспринимать даже разумные требования.

*Опирайся на положительный опыт родителей, обращайся к ним с просьбой о сотрудничестве.

*Учитывай особенности воспитания в каждой семье; старайся понять суть проблемы родителей

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

        Сотрудничество с семьёй осуществляется педагогами ДОУ посредством разнообразных форм взаимодействия. При этом родительская активность во многом зависит от желания и понимания всеми членами семьи важности и необходимости семейного воспитания.

        Одной из эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями могут стать общие родительские собрания. Они организуются с целью согласования и объединения усилий ДОУ и семьи по созданию условий для разносторон- него развития ребёнка, повышения педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.

        Задачами родительских собраний являются:

-установление партнёрских отношений между педагогами, детьми и их родителями,

-создание атмосферы общности интересов,

-содействие осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, характера общения с детьми в рамках семейного воспитания,

-оказание помощи родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями, касающимися развития ребёнка-дошкольника, умения применять их в общении, методическая поддержка родителей,

-

                 План тематического контроля

Цель : Выяснить состояние работы по взаимодействию детского сада и семьи.

Сроки проведения: февраль – март 2013 г.

Направление работы

Методика

Оценка профессиональных умений воспитателей:

-знание воспитателями контингента родителей своей группы, методов и приёмов работы с ними;

-разнообразие форм взаимодействия с родителями, используемых педагогами

Собеседование с воспитателями.

Анализ проведения родительских собраний, бесед, консультаций с родителями.

Анкетирование родителей

Создание условий

Оформление наглядной информации

Планирование работы

Планирование взаимодействия с родителями.

Дата: ___________

Вывод: ___________________

Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя

Ф.И.О. воспитателя

Правильный подбор форм и методов сотрудничества с родителями

Грамотный подбор информации для родителей

Правильное оформление информационного стенда и кратность смены информации

Умение правильно организовывать проведение родительского собрания

Использование в работе положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения

Грамотное руководство работой родительского комитета

Умение строить общение с родителями на основе выявления их трудностей

Умение строить общение с каждым родителем своих воспитанников

Знание психологического климата в семье

Знание уровня педагогической культуры родителей

Знание материальных условий в семьях своих воспитанников

Дата _________

Вывод __________________

Карта проверки планирования взаимодействия с родителями в группе

Группа: ___________

Календарное планирование

Показатели

Да

Нет

Частично

Различные формы взаимодействия с родителями (собрания, беседы, консультации, посещения семей)

Индивидуальные консультации с родителями

Наглядная информация на стендах для родителей

Отражение в плане дифференцированного подхода к работе с семьёй, основанного на анализе контингента родителей

Дата: ____________

Вывод: __________________

Карта изучения выполнения требований к содержанию и формам педагогической работы

Группа: _________

Требования

Показатели

Да

Нет

Частично

Соблюдение возрастного принципа

Конкретность материала

Доступность изложения материала

Направленность на совместное решение воспитательных задач детским садом и семьёй

Эстетика оформления материала

Регулярная сменяемость материала

Дата: ____________

Вывод: _________________

Анализ проведения родительского собрания (консультации с родителями)

Показатели

Анализ

Что определило выбор темы собрания (консультации)

В чём заключалась подготовка к собранию (консультации)

Удалось ли педагогам заинтересовать родителей предложенной темой

Предшествовал ли собранию просмотр деятельности детей родителями или проводилась какая-то другая подготовка

Какие вопросы были заданы родителям

Можно ли по высказываниям родителей судить о поддержке воспитателя

Вызвал ли интерес родителей подготовленная к собранию (консультации) выставка методической литературы, детской литературы, работ детей, методических пособий и т.д., в чём она выражалась

Чёткость организации проведения собрания (консультации):

-общее время проведения,

-регламент выступлений,

-продуманность кандидатур,

-анализ выполнения решений предыдущего собрания,

-конкретность и реальная выполнимость принятых решений данного собрания

Вывод воспитателей после проведённого собрания

Дата: __________

Вывод: _________________

Используемая литература:

1.Минкевич Л.В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении.

2.Журнал «Справочник старшего воспитателя» №  6/2007 г., № 1; 11/2008 г.,  №  2; 12/2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....

Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"

Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  крит...

Педагогический совет «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?» Тема доклада: «Нетрадиционные формы работы с семьей»

В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимо...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр»

В ходе педагогического совета рассматривается эффективность общения педагогов с родителями на современном уровне....

Консультация для педагогов «РОДИТЕЛЬ – ЗАКАЗЧИК, СПОНСОР, ПАРТНЕР?»

Цель данной консультации, способствование формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствование кач...