Главные вкладки

    родитель-заказчик, спонсор, партнёр?
    консультация на тему

    Давыдова Татьяна Викторовна

     тема семинара в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditel_zakazchik.docx18.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

     Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствовать качество работы ДОУ при взаимодействии с родителями.

    Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

    Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье.

    1.Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.

    2.Внутрисемейная деятельность- основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

    3.Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

    На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание.

     В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.

     1.Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок.

     2.Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей; в России каждая шестая семья неполная.

     3.Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным.

     4.Низка педагогическая культура многих родителей.

    5.В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета.

    6.Негтивное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.

     Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является сознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка. В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи. В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.

    Функции семьи и ДОУ. Наша цель сегодня - спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.

    1.Определим функции семьи и ДОУ.

     Семья:

    - создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;

     -обеспечивает первичную социализацию личности;

    -создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений; условия для эмоционально – психического созревания.

    2 ДОУ:

    - создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;

    -обеспечивает первичную социализацию личности;

    -создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условий для эмоционально –психического созревания.

    Вывод: функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.

    -Почему функции одинаковы, а взаимопонимания нет? (Размышления педагогов)

     2.Определим роли педагога и родителя.

    Роль педагога: -учу, развиваю.

    Роль родителя: -спонсор, -просит педагога обучить, воспитать

     Родитель в такой ситуации передает функции педагогу.

    Родитель- заказчик; педагог – обслуживающий персонал.

     Определим у педагога и родителя:

    -стиль общения с ребенком;

     -образ ребенка;

     -действия.

     (Размышления педагогов).

    Вывод: ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми.

    3.Определим, почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу?

     -Семья не может успешно выполнять указанные функции, так как в семье нет материально- бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ

    . -От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка.

     -Семье не хватает педагогических и психологических знаний.

     -Семья не может обеспечить ребенку эмоционально- нравственный климат.

     -Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

    И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы, убежденные в педагогической некомпетентности родителей, рьяно взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничаем с семьей, используя разные формы работы.

    4.Назовите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике. Традиционные формы работы с родителями:

    - родительские собрания

    , -беседы,

    -консультации,

    -анкетирование,

    -практикумы,

    -семинары,

     -наглядная информация,

     -выставки,

     -посещение семьи,

     -конкурсы и др.

     Нетрадиционные формы работы с родителями:

     -круглый стол,

    -вечер вопросов и ответов,

     -семейный театр,

     -родительская почта,

    -семейная гостиная,

     -семейный клуб,

    -телефон доверия,

    -семейная библиотека,

    - библиотека игр,

    - походы,

    -родительские вечеринки,

    -чайные паузы,

     -видеоролики,

    -рекламная информация,

    - родительская газета,

    - родительский журнал,

    - переписка с родителями,

     - презентации и др.

     При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.

    5.Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению педагогов ДОУ):

     -родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

     -родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

     -перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

     -низкий культурный и педагогический уровень родителей.

     6.Причины непонимания между родителями и педагогами ( по мнению родителей воспитанников ДОУ):

    -невнимание к детям со стороны воспитателя;

     - не показывают в полном объеме работу с детьми ( только работы по изодеятельности и ручному труду);

    - только поучают, что надо и так;

    -много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

     - что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

     -мало практической информации.

     Выводы: Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется,- для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога ( инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого нужно организовать успешную деятельность , так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

     Для этого нужен ряд специфических условий:

     -взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями,

     -учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;

     -использование разнообразных форм работы с родителями,

    -одновременное влияние на родителей и детей,

     -систематичность и последовательность в работе с родителями,

    -соблюдение педагогического такта.

    Мы постоянно повторяем слово «взаимодействие», но что оно означает? Обратимся к словарю С.Ожегова: «Взаимодействие:1- взаимная связь явлений; 2- взаимная поддержка». Таким образом, для взаимодействия ДОУ и семьи нужно пересмотреть свои роли, свою позицию педагога.

    Давайте еще раз уточним роль педагога сегодня:

    1.Информирует родителей о развитии их ребенка.

    2.Оценивает ребенка.

    3.Указывает, как нужно поступать в том ,или ином случае.

    4.Задает родителям домашние задания.

    5.Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.

     6.Учит родителя, как развивать ребенка.

    7.Считает, что все знает сам о детях и о родителях (уверен в своей компетентности).

     А теперь рассмотрим роль педагога – сотрудника, партнера:

     1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

     2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

     3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

     4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

     5.Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

     6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

     7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

    8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

    Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель- семья- педагог. -Что лежит в основе взаимодействия? В основе любого взаимодействия лежит создание совместной деятельности, которая предполагает коллективную творческую деятельность.

     Для ее организации нужно следующее:

    1.Договориться обеим сторонам.

    2.Определить цели, средства, формы, подходы.

     3.Использование разных направлений (метод мозгового штурма).

    4.Формирование ядра, чтобы создать коллективное мнение.

    Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытаться в корне что- то изменить. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование. Только тогда мы можем в Программе развития нашего детского сада прописать новую трактовку взаимодействия детского сада и родителей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обращение к родителям, как к спонсорам)))

    Автор стихов: Кириллова Людмила Васильевна...

    Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?

    Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....

    Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»

    Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для...

    Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"

    Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  крит...

    Педагогический совет «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?» Тема доклада: «Нетрадиционные формы работы с семьей»

    В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимо...

    Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

    Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...

    Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр»

    В ходе педагогического совета рассматривается эффективность общения педагогов с родителями на современном уровне....