Учебно - методическое пособие на тему "Загадочный космос"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме

Павлова Екатерина Владимировна

В  этом материале размещены ряд конспектов на тему "Загадочный космос" для детей 6 -7 лет. Представлены разные виды образовательной деятельности: по окружающему миру, рисованию, математике с использованием игровых, интегрированных, здоровьесберегающих  технологий. Составлены конспект развлечения на данную тему, стихи и загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

на тему «Загадочный космос»

для детей 6 – 7 лет

Составила воспитатель

ГБДОУ детский сад№4

Павлова Екатерина Владимировна

Санкт – Петербург

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

на тему «Космическое путешествие »

для детей 6-7 лет .

Цель: Формировать интерес к космосу, к Солнечной системе.

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить знания по теме «Космос».

2. Закреплять умение понимать и употреблять сложные предложения.

3. Активизировать словарный запас за счет слов: Солнечная система, космонавт, космодром, скафандр и т.д.

4. Закреплять умение увеличивать, уменьшать число на один.

5. Закреплять умение классифицировать геометрические фигуры по признакам.

6. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова вперед, назад, налево, направо, вниз.

7. Закреплять умение различать, называть соседей чисел.

8. Развивать логику, мышление, внимание, мелкую моторику.

9. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, взаимовежливость, положительные эмоции.

10. Формировать навыки самостоятельной  и коллективной работы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедии, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы о космосе, о космонавтах. Оформление выставки рисунков, поделок  о космосе, уголка, посвященному космосу.

Материал: осколки кораблей, модули, карточки с заданиями, плоские геометрические фигуры, изображение планет, звезд, мяч, блоки Дьеныша, звезды с примерами, платок, карточки с цифрами, с задачами.

I Часть

Организационный этап.

- Ребята, сегодня утром на подоконнике, я обнаружила звезду (воспитатель показывает звезду). На обратной стороне, я увидела такую картинку: SOS и разбитый корабль.  Как вы думаете, что это значит?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Да, вы правы. Кто-то отправился в космос и потерпел крушение. Давайте им поможем!

Найдем тех, чей корабль разбился,  осколки этого корабля и попробуем его отремонтировать. Дети собираются в круг, кладут на звезду правые руки и хором произносят девиз.

  • Дружба и успех!

Мы сможем выручить всех, всех!

II Часть

Основной этап.

- На чем мы отправимся в космическое путешествие?

Ответы детей.

- Чтобы полететь на космическом корабле, его нужно построить.

  • Дети с помощью  модулей строят космический корабль.

Цель: Развитие умения действовать в коллективе, сообща.

- Ждут нас быстрые ракеты,
 Для полёта на планеты.
 На какую захотим,
 На такую полетим!
 Но в игре один секрет,
 Опоздавшим  места нет!

  - Ребята, какая планета находится ближе к Солнцу?

Правильно, Меркурий.

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. 
Жара нестерпима!
Повернута к Солнцу одной стороной, 
С другой — страшный холод и мертвый покой.

 Именно там, мы попытаемся отыскать пропавших космонавтов и осколки корабля.

Мы отправимся сейчас,

Звезды, в гости ждите нас,

Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

- Пока мы летим, скажите, а какие должны быть космонавты?

Ответы детей (смелые, отважные, умные, сильные, бесстрашные, отважные, здоровые, терпеливые, целеустремленные, волевые)

- Молодцы, проведем гимнастику для ума.

  • Игра «Подумай и ответь»

Цель: уточнить знания по данной теме.

- Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?

- Кто такой Юрий Гагарин?

- Кто летал в космос до Юрия Гагарина?

- Каких космонавтов ты еще знаешь? Назови.

- Как называется одежда для полета в космос?

- Как называют человека, который летал в космос?

- Как называется аппарат для полета в космос?

- Откуда начинается полет?

- Молодцы! А мы не заметно прилетели на планету Меркурий!

Чтобы найти первые  осколки корабля, надо выполнить задание.

  • «Соедини по точкам»

Цель: повторение прямого счета.

Дети делятся на две подгруппы, рассчитываясь на 1-2. Соединяют точки в порядке возрастания от 0-20.

- Получились 2 фигуры. Найдите такой же формы осколки корабля.

  • Д/И «Найди такую же».

Цель: Развитие внимание.

- Куда же мы летим дальше? Какая планета следующая? Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры. 
Дышать невозможно! 
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака. 
Жизнь невозможна!
Но, может, пока?

- Как вы думаете, здесь могут быть пропавшие космонавты? Почему?

В целях безопасности мы выходить на эту планету не будем. Но как же нам достать осколок? Посмотрите, ребята, на нашем корабле есть сумка с различными предметами, может быть, что-то пригодится?

  • Дети самостоятельно выбирают предметы и решают, как достать осколок.

Цель: Развитие логики и мышления.

- Ура! Все получилось! Отправляемся дальше! После Венеры – планета Земля, но мы оттуда прилетели. Какая же планета следующая?

Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.

Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

- Посмотрите, нас встречают жители Марса  – марсиане. Они спрятали осколки нашего разбившегося корабля. Нужно выполнить задания и мы их найдем.

  • Д/И «Прятки» Блоки Дьеныша.

Цель: Закреплять  умения классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Дети рассматривают карты – схемы. По описанию находят  3 осколки.

- осколок спрятан за кругом, большого размера, не красного цвета, не толстым.

- осколок спрятан за прямоугольником  желтого цвета,  не большого размера, худым.

- осколок спрятан за треугольником  не  желтого цвета, маленького размера, не худым.

- Пристегните ремни, мы с вами отправляемся на планету … Юпитер. Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

Юпитер — царь планет! 
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!

- Итак, чтобы получить следующие осколки, нам нужно решить примеры и расставить звезды в порядке убывания.

  • Д/И «Звезды».

Цель: Закрепление умения увеличивать и уменьшать числа на один.

Дети забирают с собой 1 осколок.

- Какая же следующая планета? Сатурн.

Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос. 
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

  • «Луноход»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова вперед, назад, налево, направо, вниз.

Выбирают  одного ребенка - «луноход» и завязывают ему глаза, а второй ребенок – рулевой, отдает команды. Дети берут на корабль еще 2 осколка.

– Дальше мы с вами отправляемся на планету … Уран.

 Какая она по счету? Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой.

Уран лежебока и встать ему лень. 
Подняться планете невмочь:
Сорокалетие длиться там день,
И сорокалетие – ночь.

  • Физминутка

Мы сегодня космонавты.

Чтоб отправиться в полет,

Надо сильным быть и ловким,

Начинаем тренировку.

Раз-два, стоит ракета.
Три-четыре, скоро взлет.
Чтобы долететь до солнца,
Космонавтам нужен год. 
Но дорогой нам не страшно.
Каждый ведь из нас отлет.
Пролетая над землею,
Ей передадим привет

(дети поднимают руки вверх)
(разводят руки в стороны)
(показывают руками круг)
(берутся руками за щеки, качают головой)
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
(сгибают руки в локтях)
(разводят руки в стороны)
(дети поднимают руки вверх и машут)

- Молодцы! Вы настоящие космонавты. Возьмите 1 осколок. Но и здесь нет пропавших космонавтов. Может быть, мы их найдем на следующей планете.

Куда мы отправляемся дальше? Какая по счету будет эта планета?

Нептун. Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

  • «Соседи числа»

Цель: Упражнять в умении определять, называть соседей числа.

Дети отвечают на вопрос, переворачивают карточку, а за ней находят пропавших космонавтов.

- Ура, мы нашли пропавших космонавтов! Забирайте их в корабль, полетели дальше. Какая самая маленькая планета? Плутон  самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета.

Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.

- Здесь мы выходить  не будем! Здесь - разворот домой!

Мы с вами нашли все осколки корабля, пропавших космонавтов. С заданием мы справились. Возвращаемся  домой!  

Три, два, один… ЛЕТИМ! - (Все вместе)

Но пока мы летим – гимнастика для ума.

  • Задачи-шутки.

Цель: Развитие логики, внимания.

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Я задумала число – оно больше 8, но меньше 10. Что за число я задумала?

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

- Итак, мы на нашей планете… Земля. Мы обещали помочь найти осколки корабля  и экипаж. А теперь давайте соберем, отремонтируем космический корабль незнакомцев.

  • Дети из  10 частей  собирают космический корабль.

III Часть

Заключительный этап.

– Какие задания вам понравились?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте оценить свою работу. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”. Если при выполнении заданий вы затруднялись, вам на занятии было неуютно, поднимите “тучку”.

– Космонавты  благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. В знак благодарности аз хорошую работу дарят вам призы - наклейки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по окружающему миру

на тему «Моя планета - Земля»

для детей 6 – 7 лет.

Цель: Формировать представления детей о планете Земля.

Программное содержание:

  1. Обобщать и расширять  знания детей о планете Земля, о ее богатстве и уникальности.
  2. Продолжать формировать навыки диалогической, монологической речи, грамматически правильно строя предложения.
  3. Активизировать словарь детей за счет слов по данной теме.
  4. Развивать активность, любознательность, дружелюбие, взаимопомощь.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Воспитывать желание беречь нашу планету.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстраций, оформление уголка в группе «Моя планета Земля», разгадывание загадок.

Материал: презентация на тему «Моя планета», глобус, лампа, листы бумаги, карандаши, краски, кисточки. Карточки: с изображением животного мира и их обитания, с изображением планет.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Я. Аким

***

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!

(Слайд №2)

- А какой планете идет речь в этом стихотворении? Ответы детей.

- Правильно, это планета Земля.  Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. (Слайд №3)

- Какого цвета наша планета? Почему? Ответы детей.

- Из космоса наша планета кажется голубой, потому что большая часть поверхности покрыта водой (моря, океаны, реки, озера). А так же, можно увидеть  и другие цвета: желтый – пустыни, зеленый – равнины, поля и леса, белый – снег, ледники.

  • Дидактическая игра «Отвечай быстро»

Цель: Развивать речевую активность и быстроту мышления.

Воспитатель бросает мяч и называет цвет, дети, поймав мяч, называют, что может быть этого цвета (зеленый – трава, лист, почки на ветке…)

- Как вы думаете, наша планета движется?

- Как? Ответы детей.

- Происходит смена дня и ночи, времен года.  (Слайд №4)

- Кто знает, как происходит смена дня и ночи?

  • Опыт «Смена дня и ночи»

Вот посмотрите, перед вами  глобус и лампа - модель Солнца. Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? Правильно, на освещенной части глобуса - день, а другая часть находится в тени, там ночь. В какой стране мы живем? Покажите ее на глобусе.

Вывод: планета Земля обращается вокруг своей оси.

- А как происходит смена времен года? Какие времена года вы знаете?

- Земля обращается вокруг Солнца. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Ось наклонена по отношению к Солнцу. В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, на Земле жарко. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.

- Как вы думаете, чем отличается планета Земля от других планет? Ответы детей. (Слайд №5)

  • Дидактическая игра «Найди отличия»

Воспитатель раздает детям карточки с изображением планеты Земля и другой планеты, например, Марс. Дети при помощи взрослого  называют различия.

- На Земле есть вода, а атмосфера, которая как одеялом покрывает нашу планету, содержит кислород. Именно благодаря этому на Земле есть жизнь.

(Слайд №6)

  • Ритмическое упражнение «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете (Дети поднимают руки вверх «стрелочкой»)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит ( Дети выполняют наклоны  в стороны).

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря (Дети прикладывают руку ко лбу).

Видит он весь шар земной (Показывают руками шар)

 Шар земной – наш дом родной.

 - Кто живет на нашей планете? Ответы детей. (Слайды №7,8)

- Наша планета богата: деревьями, лечебными травами, цветами; минералами, камнями и т.д.

(Демонстрация иллюстраций)

  • Дидактическая игра «Кто живет на нашей планете»

Дети выбирают карточки с животными, птицами, насекомыми, рыбами. Выкладывают на фланелеграфе к местам их обитания (море, лес, дом, трава, небо, гнездо…)

- Как вы думаете надо ли беречь нашу планету? От чего? Кого? Зачем? Ответы детей.

- Так какие же правила надо соблюдать, чтобы не навредить нашей планете?

Ответы детей.

- Правила поведения в природе!

1. Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.

2. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

4. Не ловить бабочек и насекомых.

5. Не рвать большие букеты цветов.  Особенно нужно  бережно относиться к растениям, занесенным в «Красную книгу» (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и т.д.

6. Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны в лесу с огнем!

Дети подходят к столам, берут листы бумаги, карандаши, краски.  Совместно с воспитателем создают свод правил «Береги свою планету!» в виде рисунков. Дети вместе с воспитателем оформляют стенд «Береги свою планету!».

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету -

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами. (Слайд№9)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по рисованию

на тему «Марсиане»

для детей 6-7 лет.

Программное содержание:

1. Продолжать формировать интерес к планетам солнечной системы.

2. Вызвать интерес к созданию образов марсиан.

3. Развивать активность и самостоятельность в поиске способов  и приемов изображения образов.

4. Развивать способности создавать  композицию.

5. Воспитывать художественный вкус, инициативность.

Предварительная работа:

Беседы о космосе, о планетах солнечной системы; чтение энциклопедии, художественной литературы, рассматривание иллюстраций; создание выставки детских поделок на данную тему.

Материал: бумага для рисования, краски, кисточки, ватные палочки, зубочистки, карандаши, мелки, баночка для воды, самодельные  телесескопы.

Ход НОД.

Воспитатель читает детям стихотворение о планете Марс.

Планета Марс.
Парамонова Ж.

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!

В здешних «морях» нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

«Каналы» на Марсе — пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей

- Стихотворение о планете Марс, четвертой планете  от Солнца в Солнечной системе.

Воспитатель показывает изображение Марса.

- Поверхность Марса пыльная, каменистая и красноватая. На ней нет океанов, рек и других водоемов. Марс – планета высочайших гор, вулканов. Столетиями люди изучали эту планету, спорили, есть ли жизнь на Марсе.

А как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?  (ответы детей)

 С помощью чего, можно наблюдать, рассматривать, изучать планеты?

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд Калейдоскоп

Астрономы в... (телескоп)

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображения предметов, с помощью которых ученые изучают планеты.

Вы все правильно говорите. У меня есть волшебный телескоп, с его помощью мы сможем увидеть планету Марс.

Воспитатель раздает детям «телескопы» и предлагает в него посмотреть, пофантазировать,  рассказать, что они видят.

- Жителей планеты Марс вы видите? Как мы их назовем?

 (Да. Марсиане.)

- Какие они? (по внешнему виду)

( большие или маленькие, с двумя головами, с четырьмя руками или вместо рук клишни и т.д.)

- Какие марсиане по характеру?

- На кого похожи?

Воспитатель направляет обсуждения детей вопросами:

- Какого цвета нужно взять краски, чтобы показать, что марсиане добрые, веселые, беззаботные или наоборот злые и коварные?

- Каким способом можно нарисовать туловище, голову, тонкие линии, круги?

Воспитатель напоминает, что изображать образ марсианина можно с помощью разных предметов (ладошки, пальчики, ватные палочки и др.), разных приемов (штамповка, примакивание и др.) В случае необходимости воспитатель уточняет представления детей, осуществляет частичный показ.

- Как они передвигаются? По какой поверхности?

- Как можно показать движение?

После обсуждения воспитатель предлагает нарисовать марсиан. Дети по своему желанию выбирают цвета красок, способы и приемы изображения.

В процессе работы воспитатель помогает детям наводящими вопросами, советами. Напоминает, что прежде чем взять другую краску, нужно подождать, чтобы высохла предыдущая; не забывать, в процессе работы брать воду, рисовать кончиком кисточки, раскрашивать аккуратно.

После занятия воспитатель вместе с детьми оформляет выставку рисунков «Есть жизнь на Марсе».

Конспект развлечения

на тему «Мы космонавты!»

для детей 6 - 7 лет.

Программное содержание:

1. Продолжать формировать интерес к космосу.

2. Развивать двигательные навыки.

3. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений).

4. Вызвать положительный эмоциональный настрой.

5. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, работы из бросового материала на тему «космос», оформление выставки детских работ.

Материалы: спортивный инвентарь, карточки с изображением космического корабля, набор геометрических фигур, звезды разных цветов, карточки с загадками, с изображением разной одежды.

Содержание.

Дети по музыку входят в зал, строятся в одну шеренгу.

Воспитатель:

Ребята, какой скоро наступит праздник? 12 апреля – День космонавтики.

В этот день 12 апреля 1962 года первый космонавт Юрий Гагарин отправился в космос.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт, чтобы ему разрешили полет?

  • «Быстро отвечай»

Воспитатель каждому ребенку бросает мяч, дети возвращают мяч обратно и говорят одно качество, которым должен обладать космонавт.

(Он должен быть умным, смелым, здоровым, отважным и т.д.)

У космонавтов должно быть идеальное здоровье, устойчивая психика, сверхвыносливость, волевой характер, стремление учиться новому и трудолюбие.

Чтобы отправить космонавтов в полет, их очень долго к этому готовят в Центр подготовки космонавтов.

- Я предлагаю отправиться нам всем в Центр подготовки космонавтов и проверить, сможете ли вы стать  настоящими космонавтами.

Вы готовы?

- Но для начала давайте произнесем клятву космонавтов (дети собираются в круг, правую руку прижимают к груди и хором произносят):

Все планеты, все планеты,

Непременно облетим,

Разгадаем все секреты,

Если только захотим.

- Молодцы! Для того, чтобы нам отправиться в Центр подготовки космонавтов, нужно разделиться на две команды.

  • Игра «Разноцветные звезды»

Дети под музыку выполняют задания воспитателя: бегают по залу, прыгают на одной ноге, кружатся на месте. Музыку выключили, дети должны поднять с пола любого цвета  звездочку.  После игры выстраиваются в команды в соответствии с цветом звездочки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Итак, команды построились друг за другом, в Центр подготовки космонавтов шагом марш!

  • «Полоса препятствий»

Дети друг за другом идут «змейкой» между ориентирами, по гимнастический скамейке, прыгают из обруча в обруч, ползут на животе по гимнастический скамейке, перешагивают гимнастические палки и строятся в одну шеренгу.

- Вот мы добрались до места. В Центре подготовки космонавты изучали разные предметы: ракетно-космическую технику, основы космической медицины, астрономию, геофизику, астронавигацию, устройство и принципы управления кораблем. 

Сейчас мы проверим, знаете ли вы строение космического корабля.

  • Игра «Собери корабль»

Команды строятся на линии старта. Им раздают карточки с изображением космического корабля. Детали корабля разложены на противоположной стороне зала. По сигналу первый бежит до деталей корабля, берет нужную и возвращается обратно, передав эстафету следующему. Собрав все детали космического корабля, дети собирают его на ковре. Победила та команда, которая первая справилась с заданием.

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились!

- Космонавтов готовят к полетам на специальных тренажерах, чтобы они могли работать в разных трудных условиях, смогли проявить ловкость и быстроту.

  • Эстафета «Кто быстрее!»

Команды строятся на линии старта. По сигналу воспитателя первый перепрыгивает барьер, проползает в тоннеле, перепрыгивает второй тоннель, оббегает ориентир и возвращается обратно по прямой, передав эстафету следующему.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Космонавты сдают в Центре подготовки настоящие экзамены. А вы готовы приступить к сдаче экзаменов.

  • Загадки.

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд Калейдоскоп

Астрономы в... (телескоп)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...(комета)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный ...(спутник)

  Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят,

Ей не до сна,

В небе светит нам ...(Луна)

Ясными ночками 
Гуляет мама с дочками. 
Дочкам не твердит она: 
«Спать ложитесь, поздно! » 
Потому что мать – луна, 
А дочурки… (Звезды) 

        Светит весело в оконце – 
       
Ну, конечно, это… (Солнце) . 

 Отправляется в полет 
Не планер, не самолет. 
На далекую планету 
Отправляем мы… (Ракету) 

Воспитатель: Какую одежду используют для полета в космос?

Скафандр используют для выхода в открытый космос, он защищает организм от неблагоприятных воздействий.

  • Игра «Подбери одежду для космонавта»

Участвуют по одному ребенку из команды. Под музыку он выбирает одежду для космонавта из набора картинок с изображением одежды.

Воспитатель: Космонавтов тренировали справляться с перегрузками и к пребыванию в невесомости. Для этого необходимо уметь владеть своим телом, уметь держать равновесие.

  • Поэтому следующее задание на равновесие.

Команды строятся друг за другом. По очереди дети идут по бревну, по канату, разложенному на полу, из корзины берут мешочек с песком и переносят на голове до следующей корзины. Задача: выполнить задание правильно, не упав, не уронив мешочек.

Воспитатель: Когда космонавты сдали все экзамены, прошли физическую подготовку на специальных тренажерах, то совершают первый полет самостоятельно. Я считаю, что со всеми заданиями вы справились, поэтому к первому самостоятельному полету вы готовы.

Воспитатель (рассказывает стихотворение):

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети: К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Воспитатель: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Воспитатель: Включить зажигание!

Дети: Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет!

Дети: Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Воспитатель: Как проходит полет?

Дети: Земля, полет проходит нормально!

Воспитатель: Как самочувствие?

Дети: Самочувствие отличное!

Воспитатель:

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Воспитатель: Молодцы! Вы прошли подготовку космонавтов.

Дети вместе с воспитателем встают в круг. Все хором произносят слова:

Космонавтами мы будем.

Нами пусть гордятся люди!

На ракетах серебристых полетим мы в небе чистом!

Воспитатель: Вы настоящие космонавты! Вручаю вам диплом о прохождении учения в Центре подготовки космонавтов.

До новых встреч!

Стихи на тему «Космос»

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

                                 Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

 

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

                              С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

                                Т. Собакин

  • По порядку все планеты

         Назовёт любой из нас:

         Раз — Меркурий,

         Два — Венера,

         Три — Земля,

         Четыре — Марс.

         Пять — Юпитер,

          Шесть — Сатурн,

         Семь — Уран,

         За ним — Нептун.

         Он восьмым идёт по счёту.

        А за ним уже, потом,

        И девятая планета

        Под названием Плутон.

                         (А. Хайт)

  • По космическим просторам 

    Мчатся спутники, ракеты, 

    Звезды серебром мигают, 

    Манят нас к себе планеты. 

    Марс, Юпитер и Венера – 

    Много знаем мы планет, 

    Но красивей и милее, 

    Чем Земля родная – нет!

  • Встречает первым солнечные бури
    Неуловимый, маленький Меркурий.
    Второй, за ним, летит Венера
    С тяжёлой, плотной атмосферой.
    А третьей, кружит карусель,
    Земная наша колыбель.
    Четвёртый – Марс, планета ржавая,
    Красно – оранжевая самая.
    А дальше мчат, пчелиным роем,
    Своей орбитой астероиды.
    Пятый- Юпитер, очень уж большой
    На звёздном небе виден хорошо.
    Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
    Очаровашка, под лучами солнца.
    Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
    Ведь труден путь его далекий.
    Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
    В красивой голубой рубашке франт.
    Плутон, Харон, девятые в системе,
    Во тьме дуэтом коротают время
    (Автор неизвестен)

Меркурий

Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета -
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.
(Автор неизвестен)

Венера

Очень близко к нам, но все же
С несусветной высоты
Смотрит вниз на нас Венера.
Названа планета эта
В честь богини красоты.
Хоть красивое названье
И приятный внешний вид -
Планетарный дух Венеры
Из-за плотной атмосферы
Страшен, грозен и сердит.
Там повсюду ветры, тучи
И кислотные дожди,
Ураганы, и вулканы,
По долинам и курганам
Там жара кружит кругами…
Очень длинные там дни.
А видна Венера утром
Очень яркою звездой,
Что висит над горизонтом
И глядит на нас с тобой.

(В.Берендеев)

Луна

Верный спутник, ночей украшенье

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

(В.Алдонина)

Марс

Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.

(Автор неизвестен)

Планета Марс.
Парамонова Ж.

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!

В здешних «морях» нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

«Каналы» на Марсе — пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей

Юпитер

Пятую именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер очень, очень уж большой
И лун за шестьдесят уже открыто
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Массивней разом спутников, планет
Быстро вращается с цветными облаками
А иногда «сверхмолнии» прочертят след
Владеет сильными магнитными полями.
Построен, как слоеный шар из газов
И твердым внутренним ядром.
Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
Столетних вихрей, Красный Дом.
А к спутникам, открытым Галилеем:
Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,
Давно космические зонды долетели,
Через пространство, проложили тропы.
Всех ярче звёзд, после Венеры,
Юпитер в небе выглядит у нас.
Немного не добрал в размере
И стать звездой не выпал час.
  (Автор неизвестен)

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Римма Алдонина)

Нептун

Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
(Автор неизвестен)

Загадки на тему «Космос»

1. Ночью светит вам она, 
Бледнолицая… (Луна) 

2. Ясными ночками 

Гуляет мама с дочками. 

Дочкам не твердит она: 

«Спать ложитесь, поздно! » 

Потому что мать – луна, 

А дочурки… (Звезды) 

3. Светит весело в оконце – 

Ну, конечно, это… (Солнце) . 

4. Отправляется в полет 

Не планер, не самолет. 

На далекую планету 

Отправляем мы… (Ракету) 

5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)

6. В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)

7. Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.

Познает на практике
Звездные … (Галактики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация "Человек и космос"

Презентация для старших дошкольников расширяет и углубляет представления детей о космосе, активизирует словарный запас ребёнка, способствует возникновению познавательного интереса....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое пособие - презентация "Космос"

Презентация знакомит детей с историей развития освоения космоса человеком. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Учебно- методическое пособие "Космос" подготовительная группа.

Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшите...

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Учебно-методическое пособие. ЛэпБук "Космос".

ЛэпБук - тематическое учебно-методическое интерактивное пособие, включающее в себя всевозможные разделы, количество и наполнение которых зависит от уровня развития и подготовки детей. Пользуются им де...