Приёмы развития ручной моторики у дошкольников.
презентация к уроку по теме

Калинкина Людмила Анатольевна

Выступление на конкурсе Педагогических достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Приёмы развития ручной моторики у дошкольников.

 Актуальность темы.

  В настоящее время рядом исследователей Кольцовой, Лалаевой, Бернштейном и др. установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Исследования выявляют, что:                                

  • дошкольники, с которыми проводится целенаправленная работа по развитию мелкой моторики, быстрее овладевают правильным произношением звуков.  
  • чёткие движения рук и сформированные зрительно-двигательные координации, оказывают положительное влияние на процесс овладения  математикой.
  • при обучении элементам письма дети демонстрируют лучший нажим, ведут более "уверенные" линии.
  • заметно лучше справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности.
  • желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует у детей запоминание.

  Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в дошкольном образовании положительно влияет на формирование речи и психических функций детей. Своевременность формирования графомоторных навыков во многом определит готовность детей к школьному обучению. В силу этого разработка приемов развития ручной моторики у дошкольников является крайне необходимой для подготовки к школе.

                                                                   

 ЦЕЛЬю моей работы стало Единство формирования мелкой моторики, речи и мышления. Для этого были поставлены и реализованы следующие

ЗАДАЧИ.                                                                                                                                           1. Развивать   мелкую  моторику   рук,   способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий включающих несколько движений.                                                                                                        2.Совершенствовать внимание, память, мышление, слуховое и зрительное восприятие.

3.        Формировать пространственно-временные ориентиры                                                              4. Расширять словарный запас, обогащать активный словарь                                   5.Готовить руки к письму.                                                                                                                                                                                                                   Для реализации этой цели я провела анализ литературных данных, теоретическое обоснование и разработку методов развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Подготовила, для использования детьми в свободной деятельности, картотеку пальчиковых игр с речевым сопровождением, карточки с заданиями по математике, контурные рисунки, дидактические игры. . Определила этапы и направления деятельности.  

1 На.Подготовительном этап. происходит

  • Включение ребенка в целенаправленный процесс обучения.
  • Формирование осознанного отношения к занятиям.
  • Развитие недостающих форм движения рук.
  • Выработка умения принимать требуемую позу.

На  втором этапе Формируются первичные умения и навыки.

  • Движения усложняются, тренируется их сила, точность, координация.                                
  • Вместо     отдельных         движений     преобладают     серии. При выполнении  серий  движений  уделяется  внимание  закреплению  тонких  и дифференцированных

.

3. этап - Формирование коммуникативных умений и навыков,

когда приобретённые движения   закрепляются  в разных ситуациях. Дети "конструируют" из пальцев различные предметы, объекты, животных на тему сценки-упражнения. Сформированные умения используются для формирования графомоторных навыков.

     Для достижения, желаемого результата работу по развитию пальчиков необходимо сделать регулярной. Такие упражнения можно использовать для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия напряжения связанного с сидением во время учебно-игровой деятельности. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит двум целям и не потребует дополнительного времени. Слайд «Физминутка»

  Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму проводится в следующих направлениях:

1.Развитие кинестетической основы движения рук                                                         2.Развитие динамической координации движения рук                                                        З.Развитие зрительно-пространственной организации движений.

1.Для развития кинестетической основы движения рук используются специальные упражнения, так называемая пальчиковая гимнастика. Например, такая:

  • Свободное   похлопывание   кистями   по   столу   поочерёдно и вместе.
  • Свободное   постукивание    по    столу    пальцами   обоих   рук поочерёдно.
  • Поочерёдное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе);
  • правой руки;

-  левой руки;

  • обеих рук вместе.

Имитация игры на пианино.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе ).
  • « Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперёд и назад.

 И игры с пальчиками сопровождающиеся  стишками и потешками . Слайд  «Серия движений»

 

                                                                                                                                                              2.С целью развития динамической организации движений используются различные виды предметно-практической деятельности.

  • Конструирование из кубиков, палочек, мозаики и т. д. по образцу, затем по памяти и произвольно.Слайд «Кубики», «Палочки»
  • Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
  • Составление пазлов или предметных разрезных картинок (сначала картинок, разрезанных на две части, затем на три, четыре части и т. д.). Вначале дети складывают по образцу, затем по представлению. Слайд «Пазлы»
  • Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков, уложить жгутик по контуру, сделать из пластилина барельеф             (контррельеф), самостоятельное творчество детей). Слайд Пластилин»
  • Наматывание ниток на катушку, клубок.
  • Расстегивание пуговиц, шнурование.
  • Вырезание цветных полосок, фигурок, букв, цифр по контурам. Работа с ножницами, как составная часть аппликации. Слайд «Ножницы»
  • Раскрашивание предметных изображений цветными карандашами Слайд «коля и Анд.» К рисункам можно добавить задания, которые меняются в зависимости от поставленных целей. Слайд «Никита»
  • Дорисовать предметное изображение (детям предъявляется предметное изображение и варианты незаконченных изображений этого предмета). 

.

3. Материалом для развития зрительно-пространственной организации движений служат предметные и сюжетные картинки. Задания составляются в соответствии с возрастом и темой занятия.  Пространственные отношения уточняются и закрепляются в речи.

Задания на формирование умения : Слайд «Осминожки»

  • Различать направления вверх, вниз, направо, налево.
  • Определять расположение предметов по отношению друг к другу
  • Оценивать величину предметов
  • Различать форму
  • Овладение буквенной и цифровой символикой. 

В подготовительной группе я продолжаю работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей в области формирования ручной моторики у детей.

Формы и методы работы с родителями разнообразны;

  • Тематические родительские собрания.
  • Индивидуальные беседы и консультации, где мы обсуждаем вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
  • Организация подборки дидактических материалов по вопросам   руководства играми и действиями с игрушками и предметами для развития координации движения рук и мелкой моторики .
  • Просмотр занятий и игр детей, где родители знакомятся с методикой их проведения. Подчеркивается необходимость организации этой работы в домашних условиях.
  •  Работа по формированию элементарных математических представлений.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» может легко комбинироваться с современными методическими пособиями, поэтому в качестве дополнительного материала для совместной работы детей и родителей я использую тетради «Игралочка». Такая  организация игры детей с занимательным математическим материалом в условиях семьи помогает воспитывать у детей познавательный интерес, развивать мелкую моторику, способность к исследовательскому и творческому поиску.  

  •   Взаимодействие по вопросам речевого развития опирается на индивидуальные особенности речи ребёнка. Для закрепления представлений и графомоторных навыков в домашних условиях я взяла пособие «Наши прописи». Штриховка, обводка по контуру, задания на развитие умения звуковой культуры речи формируют у родителей желание помогать и радоваться за малыша.
  •  Сотрудничество с родителями на праздниках и открытых мероприятиях даёт возможность детям  пообщаться с ними в праздничной обстановке, показать свои знания и умения, использовать свои навыки в свободной деятельности.Слайды.  Для развития таких отношений был придуман проект «Народные праздники», в рамках которого была проведена углублённая работа по теме «Толерантность» и праздники                      « Масленица», «День птиц», «Коляда».  Наши родители с удовольствием приняли участие. Помогли своим ребятам выучить стихотворения, придумать и выполнить атрибуты к костюмам. Приняли  на себя актёрские и оформительские роли в сценарии праздника. Стали активными участниками представления, а не зрителями .
  • Взаимодействие с родителями по вопросу познавательного развития.                                                                                     В подготовительной группе мною было предложено сотрудничество по проекту «Блистательный Санкт-Петербург». Когда после знакомства с историческим местом или памятником культурного наследия на занятии учебно- игровой деятельности, дети вместе с родителями будут посещать их и выполнять задания в Маршрутных листах. Это позволяет перераспределить информационную нагрузку, учесть индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Графические задания в Маршрутных листах также направлены на формирование мелкой моторики. Слайд «Маршрутный лист»
  • Участие родителей в общественной жизни ГДОУ.                                

     Вместе с детьми родители активно участвуют в тематических выставках, субботниках, анкетировании, организации игротеки, библиотеки, аудиотеки.

       Работа с родителями по такой форме, формирует в группе эмоциональный и поведенческий  компонент толерантности. Способствует развитию  у родителей  творческого отношения, изобретательности, педагогической культуры. Информирует родителей о деятельности детского сада и может рассматриваться как одно из условий организации сотрудничества детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников

Игры для дошкольников, которые можно сделать своими руками из бросового материала....

Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников

Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развит...

Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у дошкольников.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее....

ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для родителей. ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра &nda...