Методические рекомендации по сенсорному воспитанию для воспитателей разновозрастных групп
консультация по теме

Гуськова Анастасия Алексеевна

Современный мир требует все большее внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения детей в детском саду, школе и для многих видов труда. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников.

В процессе совместного обучения детей разного возраста сенсорное воспитание имеет  много положительного. Пример старших приобретает особое значение. Постоянное общение младших дошкольников со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, взаимопомощи, заботливости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

В разновозрастной группе работать нелегко. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (возраст, пол, физиологические и психологические). Поэтому целесообразно разделить группу  на несколько смежных по возрасту подгрупп. Вариативность комплектования групп воспитатель должен решать сам. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства (знание программы, умение свободно ориентироваться в материале для всех возрастных групп), а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми. Мы считаем оптимальное разделение на 2 возрастные подгруппы: в одной подгруппе будут дети 3-5 лет, а во второй 5 -7. В этом случае при организации работы по сенсорному воспитанию необходимо опираться на программы двух возрастов (мы используем программу «Истоки»).

Трудность при организации работы заключается в том, что для каждого возраста программой определены временные рамки для проведения занятий. Поэтому необходимо заранее продумать, исходя из  темы занятия и условия проведения:

  1. В какой форме будут проводиться занятия (фронтальные, групповые, индивидуальные)
  2. Как удобней разместить детей (ведь в поле зрения должны находиться все дети)

Если проводятся фронтальные занятия, где присутствуют дети всех возрастных групп, необходимо учитывать физиологические особенности детей (например ребенок 4-х лет, не сможет «высидеть» на занятие 30 минут, как это положено, по программе, ребенку 6-ти лет). Поэтому следует найти правильный темп и ритм занятия, избегать длинных бесед, больше использовать наглядного материала и динамических пауз.

Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников в игре. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Совместные дидактические игры детей разного возраста проходят организованнее, так как дети старшего возраста, хорошо зная игру, стараются помочь малышам, научить их тому, что умеют.  Но педагогу необходимо помнить, что младшие и старшие дети находятся на разных уровнях и по-разному относятся к правилам игр. Проводя дидактические игры по сенсорному воспитанию с двумя (и более) возрастными подгруппами  или со всеми детьми сразу, воспитатель организует  деятельность и взаимоотношения детей, своевременно облегчает и усложняет дидактические игры. Например, при проведении игры с рамками–вкладышами для детей младшего возраста используются рамки, где более простые формы и меньшее их количество. 

Воспитатель должен учитывать разницу в развитии своих воспитанников, их возможностях. Не забывать давать старшим детям более сложные задания, помогать им сделать новый шаг в своем развитии. В возрасте 4-5 лет у детей возрастает интерес к самостоятельным играм, появляется элемент соревнования. Увеличивается количество сенсорных эталонов, умение применять их в жизни. У детей 6-7 лет развивается устойчивость внимания, способность сознательно запоминать воспринятое, умение использовать впечатления полученные ранее, что не мало важно для дальнейшего обучения в школе.  Наиболее благоприятный возраст для сенсорного воспитания это 3-4 года, т.е. младший дошкольный возраст. Поэтому целесообразнее на занятиях по сенсорному воспитанию больше внимания  уделять именно младшим детям.

Таким образом, успех в сенсорном развитии возможен при установлении связи между обучением на занятиях, самостоятельной деятельностью и предварительным опытом детей. Чтобы  работа по сенсорному воспитанию детей в разновозрастной группе детского сада происходила более результативно необходимо обеспечивать активность и работоспособность всех детей.

Так же немало важна работа педагогов по ознакомлению и привлечению родителей к проблемам сенсорного воспитания детей. Работа с родителями по сенсорному воспитанию играет огромную роль. Ведь родители проводят со своим ребенком достаточно много времени, а значит имеют возможность целенаправленно развивать зрительное и слуховое восприятие малыша. Главное, что должен сделать педагог, это объяснить почему же сенсорное воспитание имеет такое огромное значение именно в дошкольном возрасте, в чем оно заключается, какие методы и приемы лучше использовать. В работе с родителями нужно использовать такие формы работы как: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование. Для привлечения интереса родителей необходимо использовать наглядный материал (оформить информационный уголок по проблеме), проводить открытые занятия, мастер-классы. 

Для примера приведем разработанные нами анкету и рекомендации для родителей по развитию зрительного и слухового восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...

Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...

Методические рекомендации "ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ"

Данные методические рекомендации направлены на развитие сенсорного воспитания детей. По освоению ими формы предметов в работе с дошкольниками младшего возраста. Представленные материалы ориентированы ...

Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей в семье.

Сенсорное развитие ребенка – это его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе....