Конспект занятия "Культура труда"
план-конспект занятия по теме

Родионова Валентина Васильевна

 

Труд служит средством самовыражения и самоутверждения личности: результаты, продукты труда приносят человеку ощущение удовлетворённости, самоуважения и уважения окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородской области, Ивнянского района

Конспект занятия на тему:

«Культура труда»

                                                                             Подготовила

                                                                                           инструктор по труду

                                                                              Родионова В. В.

Ивня 2014

Цель: ознакомить воспитанников с правилами, определяющими культуру труда, её особенности в кабинете инструктора по труду, в  домашнем и общественно полезном труде.

Задачи: научить детей культуре труда в кабинете инструктора по труду, в домашнем и общественно полезном труде. Познакомить с правилами умственного и физического труда, научить распределять время, воспитывать стремление рационально использовать время, отведенное для работы или занятий.

Ход занятия

Труд служит средством самовыражения и самоутверждения личности: результаты, продукты труда приносят человеку ощущение удовлетворённости, самоуважения и уважения окружающих.

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами поведения в кабинете инструктора по труду:

1.Входить в кабинет только с разрешения инструктора по труду;

2.перед началом работы надеть спецодежду;

3.каждый воспитанник должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения инструктора по труду;

4.нельзя отвлекать, работающих воспитанников;

5.после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать своё рабочее место;

6.при получении травмы воспитанник должен немедленно обратиться к инструктору по труду.

Содержание труда может быть разным. Физический труд связан с затратами мускульной энергии, умственный труд связан с учебной деятельностью. Физический труд невозможен без умственной деятельности. С начала мы ставим и решаем задачи в уме, а затем физическими действиями преобразуем окружающее. Создавать, совершенствовать самого себя - тоже труд, труд всей жизни: надо познать себя, научиться думать, управлять собой, реализовать свои возможности.

Труд как деятельность основывается на качествах человека, называемых качествами общей культуры труда:

-трудовые (профессиональные) знания, умения и навыки;

- трудовая нравственность;

- конкурентоспособность.

Трудовые знания, умения и навыки включают в себя: профессиональную ориентированность, мастерство, способность к творчеству.

Трудолюбие – потребность, интерес, привычка трудиться, прилежание, усердие, волю.

Трудовая нравственность – отношение к труду, отношение к результатам труда, взаимоотношения.

Конкурентоспособность – деловитость, предприимчивость, инициатива, лидерские качества.

Культура умственного и физического труда требует выполнения определённых правил:

1.Планирование: что именно (цель, результат) и за какое время ты собираешься сделать.

2. Подготовка всего необходимого для труда (инструменты, материалы, рабочее место).

3. Во время работы не следует отвлекаться на посторонние действия (дела).

4. Оценка результатов труда (сравнение с запланированным качеством, временем; анализ того, что сделано хорошо, что надо улучшить, сделать иначе).

Все эти правила помогают человеку организовать свою работу, используя рационально отведенное для её выполнения время.

Народная мудрость о труде: (знакомит один из воспитанников центра)

Минута час бережёт.

Что прошло того не вернёшь.

Ученье и труд вместе живут.

Где ученье там и уменье.

Каков уход - таков и плод.

Глаза бояться, а руки делают.

Три типа отношения к труду (знакомит один из воспитанников центра)

Притча.

На строительстве собора подошедший путник спрашивает, работающих, что они делают.

Один ответил: «Камни ношу» (Труд- принудиловка, рабство.)

Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» (Труд как средство существования.)

А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!» (Труд- радость служение великой цели.)

Вы все ходите в школу. Но одни - за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие - за общением, чтобы встретиться с друзьями, потусоваться, третьи - потому, что посылают родители, надо быть как все.

А как вы? Какой мотив у вас преобладает?

Проведём анонимную анкету «Труд для вас»

Ответьте, какой труд вы для себя изберёте, если перед вами станет выбор: - умственный; физический; любой, лишь бы деньги платили; интересный; полезный людям; любой, не вредный для здоровья; творческий; любой, но законный; тяжёлый, но хорошо оплачиваемый; лёгкий и попроще; никакой, работать не хочу.

А.С.Макаренко писал: «Труд всегда был и останется основанием человеческой жизни и культуры». Сегодня труд - необходимая основа жизни и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Государством предусмотрено право на выбор профессии и места рабаты.

Чтение отрывка из стихотворения В.Брюсова воспитанником цента:

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, подрастёт,

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно, влагой небесной

Труд всякий падёт на народ!

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,-

Всё счастье земли – за трудом!

Творческий созидательный труд – главный источник богатств, которыми владеет общество и отдельная личность. Вам, ребята, предстоит выбрать свою роль и занять своё место в этом грандиозном процессе мирового прогресса. Примите советы по культуре труда:

1.Неукоснительно выполняйте режим дня, приучите себя к стереотипу деятельности.

2.Никогда не оставайтесь праздным.

3.Планируте деятельность, ставьте себе задачи на день, неделю, месяц.

4.Контролируйте себя в выполнении планов.

5. Делайте отдых активным.

6. Придумайте себе лозунг, девиз, заповедь (типа Ни дня без работы).

Ребята, мы знаем, что труд это:

1.Целесобразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей;

2. один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением;

3.конкретная разновидность деятельности.

Труд избавляет нас  от трёх великих зол: скуки. Порока и нужды.

         Вольтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО ТРУДУ По теме «Прянички»

Конспект по труду "Прянички" предназначен для детей подготовительной группы, направлен на расширение знаний детей о культуре русского народа, его промыслах, на воспитание чувство гордости, любви к Род...

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....

Конспект коллективного труда "Убираем игрушки"

В материале представлен конспект коллективного труда для детей средней группы по уборке игрушек. Здесь предложены некоторые методы, как увлечь ребенка к труду....

Конспект коллективного труда уборка игровых уголков в средней группе « Урок труда для Ленивицы»

Цель:Навести порядок в игровом уголке.Программное содержание:Продолжать тренировать детей в правильном пользовании уборочным инвентарем (тряпочками для протирания пыли), протирать пыль, мыть дет...

Конспект организации труда в подготовительной к школе группе «Поможем Золушке попасть на бал».Конспект Проведения с

Организаця труда в подготовтельной к школе группе объеднина общим сюжетом.. Дети выполняют разные виды труда: труд в природе, ручной труд  жозяйственно - бытовой....

Конспект НОД «Трудимся вместе, трудимся весело!».

Конспект НОД «Трудимся вместе, трудимся весело!» для  поготовительной к школе группе!...