Обобщение опыта "Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе проектной деятельности"
статья по теме

Дубинина Наталья Анатольевна

Обобщение опыта по работе над интеллектуальным развитием дошкольников  в процессе проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе проектной деятельности.

  1. Литературный обзор состояния вопроса.
  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы направлена на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

          Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

          В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран.

          Со временем произошли изменения: появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно переродился в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию, а также научить на практике  применять эти знания для решения конкретных проблем.

          На современном этапе, когда и дети дошкольного возраста развиваются активно и быстро знакомятся с окружающей действительностью, именно метод проектов поможет детям не только усвоить информацию, но и научиться применять на практике полученные знания и навыки. Чем старше ребенок, тем важнее для него самостоятельное получение знаний.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

          Работу по проектному методу я начала со второй  младшей группы .

          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений. В зависимости от задач проекта используются различные виды деятельности детей. В работе над проектом «Волшебница вода» (Приложение №1) мною была запланирована познавательно-коммуникативная деятельность(Приложение №1.4), а в работе над проектом «Баклажан» (Приложение №3) - продуктивная деятельность(Приложение №3.3). Задачи  проекта определяют и развивающую среду в группе, которая должна помогать реализовать цели и задачи проекта. Так для долгосрочного проекта «Волшебница вода» в группе был пополнен центр экспериментирования (Приложение №1.3.): в нем появились прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, безопасные красители, медицинские материалы, а для краткосрочного проекта «Наш гость баклажан» в центре экспериментирования появились еще и емкости для проведения посева растений (Приложение №3.2). Была подобрана соответствующая литература  для чтения детям(Приложения №1.6., 2.2., 3.5.), наглядные материалы, игры, которые помогали во всестороннем развитии детей  (Приложение №1.10, 1.11, 1.12, 3.8, 3.9).

           Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению, что и произошло в проекте «Баклажан», где получили готовую к посадке в грунт рассаду (Приложение №3.7.).

          Е.С.Евдокимова  выделяет 3 уровня развития проектной деятельности.

  • Подражательно- исполнительский.(3,5 – 5 лет)

Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень

Развития интеллектуально - творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта. ( через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять : « ты быстро придумал, вовремя  пришел на помощь».

  • Развивающий (5 – 6 лет)

Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь  взрослого незначительна, дифференцирована.

  • Творческий (6 – 7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Так как базовая группа на момент проведения проекта была в возрасте от 3 до 4,5 лет, то в моем опыте рассматривается лишь подражательно-исполнительский уровень развития проектной деятельности, но в процессе дальнейшей работы, надеюсь, мне удастся пройти с детьми и более высокие ступени.

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

          Проектная  деятельность- это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

          Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

          Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.

          Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка        

          Опыт педагогический –  совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения.

          Мотивация - общее название процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

          Мотивом деятельности – называется то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности.

          Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

          Интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения мыслительных  задач.

          Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

          Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели.

          Интеллект - общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

          Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

          Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

          Развитие личности - процесс формирования личности  как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

          Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Педагогическая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

  1. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада второй младшей, а затем и средней группы. В данной группе 27 человек: 11 девочек и 16 мальчиков. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

Одним из мотивов  может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и  начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в интеллектуальном развитии дошкольников.

Мною была проведена диагностика по теме «Вода» (Приложение №1.1), где я выясняла уровень знаний дошкольников по направлениям:

  • свойства воды;
  • природные явления;
  • места, где встречается вода;
  •  кому нужна вода;
  • обитатели  воды;
  • охрана природы (охрана природного ресурса).

 Выяснилось, что лишь 12,5% группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 45%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний  детей. К окончанию проекта уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 42,1% (54,6%), средний вырос всего на 0,4 % (45, 4%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.

Было запланировано и проведение семейного проекта по теме «Вода в доме» (Приложение №2). Родителям ребенка были даны рекомендации перед проведением проекта, оказана помощь в оформлении результатов.

Во время работы над темой «Овощи» было выявлено, что не все дети ориентируются достаточно в данной теме. Особенно «загадочным» оказался баклажан. В связи с этим мною был запланирован и проведен проект «Наш гость баклажан» (Приложение №3), который смог повысить знания детей по этой теме

Если на начало проекта детей с высоким уровнем освоения материала было 11,15 % , дошкольников со средним уровнем, 45,5 %  и 43,35% с  низким, то после проведения опытной деятельности, бесед, изменения развивающей среды группы, совместных с родителями проектов (выставка, книга рецептов, сказка) детей с низким уровнем освоения материала не выявлено, а дошкольников с высоким и средним уровнем стало больше.

  1. Педагогический опыт.
  1. Описание основных  методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

По данной теме с детьми я проработала 2,5 года, и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников  я использовала:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • Метод экспериментирования

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении экскурсий (Приложение №1.16), тематических развлечений(Приложение №1.14).

На данном возрастном этапе (3,5 – 5 лет) дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Я и сама часто была источником информации для детей. Ребята активно участвовали в беседах (Приложение №1.5, 3.4), внимательно слушали материал, а затем применяли его на практике.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры (Приложение №1.10, 3.8), при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации  и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями были созданы альбом «Какая бывает вода» (Приложение №1.17), книга рецептов «Блюда из баклажанов» (Приложение №3.12), выставка «Это чудо-баклажан» (Приложение №3.10), написали чудесные сказки (Приложение №3.11).

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

  1. Актуальность педагогического опыта.

Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого мы должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность:

  • к осмыслению своей деятельности;
  • к целеполаганию;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • делать выбор и принимать решения пусть еще простые.

Дети 4-5 лет это «почемучки», готовые к сотрудничеству со взрослыми. Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В этих случаях именно метод проектов становится наиболее актуальным.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Но есть определенные условия осуществления проектного метода в дошкольном учреждении: результаты  проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Итак, актуальность  проектного метода  для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения  в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками  базовых знаний и ключевых компетенций происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

В своем педагогическом опыте я представила  развитие дошкольников через проектный метод. Именно всестороннее развитие ребенка является целью работы дошкольных  учреждений.

По основному виду деятельности проекты бывают нескольких видов:

  • познавательные
  • исследовательско-познавательные
  • творческие проекты
  • информационные
  • игровые

По продолжительности:

  • долгосрочные
  • средней продолжительности
  • краткосрочные

По количеству участников:

  • групповые
  • межгрупповые
  • семейные

В своей работе я использовала по виду деятельности  исследовательско - познавательные проекты и, по количеству участников, семейные проекты (Приложение №2), а по продолжительности, в зависимости от объема материала, я использовала  и долгосрочные (Приложение №1), и краткосрочные (Приложение №3).

Используя различные методы в процессе работы над проектами, особое внимание мною было уделено методу экспериментирования (Приложение №1.8, 2.3, 3.6), так как метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Но без дополнительной информации дети не смогут справиться с поставленными задачами. Источниками информации для дошкольников может быть иллюстрация, наблюдение за природой (Приложение №1.9, 3.7), художественные тексты (Приложение №1.6, 2.2, 3.5), воспитатель, родители.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

  1. Результативность педагогического опыта.

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития и сформированности знаний  у детей, я наблюдаю положительную динамику:

после проведения диагностических мероприятий на начало проекта было выявлено, что по теме «Вода» лишь 12,5 % детей имели высокий уровень знакомства с материалом, 45 % средний и 42,5% низкий.

После окончания работы над проектом уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 42,1% (54,6%), средний вырос всего на 0,4 % (45, 4%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено. Дети с удовольствием рассказывают о воде, ухаживают за растениями и животными в уголке природы, ориентируются в правилах поведения в природе, стараются придерживаться этих правил, знают, кто живет в воде, для чего она используется.

А по проекту «Наш гость баклажан» лишь 11,15 % детей имели высокий уровень знакомства с материалом, 45,5 % средний и 43,35% низкий.

После окончания работы над проектом уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 34,45% (45,6%), средний на 8,9 % (54, 4%), детей с низким уровнем освоения материала нет. Дети с удовольствием ухаживают за овощами, они знают, для чего используют  овощи, ориентируются в способах ухода за растениями, их выращивании, стараются помогать взрослым.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности, как ответ на потерю детьми интереса к познанию мира. Ведь зачастую дети не хотят идти  в школу. Снизилась мотивация к получению знаний, успеваемость.

Все беседы (Приложение №1.5, 3.4), наблюдения (Приложение №1.9, 3.7), опыты (Приложение №1.8, 2.3, 3.6) проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.

   Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

Основным  принципом  в работе с воспитанниками было дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.

 Метод проектов – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».

   

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Метод проектов  предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

 То есть, метод проектов развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Это сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Эта самостоятельность зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

 При разработке и реализации проектного метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы  обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 Уровень участия дошкольников в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младшей группе малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средней – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшей – являются полноправными участниками проекта.

В своем опыте я поэтапно расписала работу над планированием, и претворением в жизнь проекта для детей среднего возраста.

 Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей.

  1. Выводы.

В современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности таких, как архитектура и строительство, машиностроение и пр. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать  ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и анализ результатов. Все это и есть проектирование, которое помогает решать различные проблемы.

 Часто человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.

Современный уровень развития человечества таков, что его деятельность может быть разрушительна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безопасность для человека и природы, просчитать эффективность.

А начинать прививать навыки работы с проектами необходимо заранее. Такая работа поможет развить и сохранить интерес к получению знаний, сформировать навыки самостоятельного получения знаний.

Таким образом, использование проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе современных дошкольных учреждений становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие коммуникативной и речевой компетенции у дошкольников в процессе проектной деятельности»

Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств  для достижения определённых целей....

Конспект видео занятия «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности».

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека....

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности...

Семинар по экологии «Развитие любознательности у дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»

15 ноября 2021 года в МКДОУ детский сад «Солнышко прошел семинар на тему: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»...

«Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»

Методическая разработка "Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания".  В данной работе метод проектов раскрыв...