Занятие "Коробочка со страхами"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Ситникова Елена Викторовна

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель. Снять психологическую напря­женность и возможное чувство страха перед миром «нечистой силы». Активи­зировать и обобщить уже имеющиеся знания о героях сказок, мультфильмов, фильмов, обладающих волшебной си­лой. Учить составлять описание сказоч­ного героя (внешность, поведение), вы­ряжать свое отношение к нему. Совер­шенствовать творческие способности, развивать чувство ритма, способность к имитации, технику речи с помощью теа­трализованной и изобразительной дея­тельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korobka_so_strakham1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Коробка со страхами

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Снять психологическую напряженность и возможное чувство страха перед миром «нечистой силы». Активизировать и обобщить уже имеющиеся знания о героях сказок, мультфильмов, фильмов, обладающих волшебной силой. Учить составлять описание сказочного героя (внешность, поведение), выряжать свое отношение к нему. Совершенствовать творческие способности, развивать чувство ритма, способность к имитации, технику речи с помощью театрализованной и изобразительной деятельности.

Материалы. Первый и самый необходимый предмет - магический круг. На полу с помощью цветного скотча «начертите» круг (магическая фигура!) диаметром не менее 2 м. Объясните малышам, что, попадая в круг, они превращаются в необычные существа, а вне его вновь становятся мальчиками и девочками. Запрет выхода за границы определенной территории - необходимое условие. Это учит детей двигаться в рамках предлагаемого пространства и «уживаться» к нем вместе с другими.

Вторая нужная вещь - темный экран размером приблизительно 100x80 см, символизирующий ночное небо (подойдет фланелеграф - кусок картона, обтянутый подходящей тканью). К небу полагаются звезды и месяц (вырезанные из серебряной бумаги, они смотрятся эффектно).

Но самое главное - это Черная коробка с наклеенными на нее привидениями и скелетиками. Назвать ее можно как угодно; коробка с ужасами, привидениями, страхами - не суть важно, а вот ее содержимому уделите особое внимание. Понадобятся картинки с ведьмами, привидениями, пиратами, черными кошками и летучими мышами (приложение1). Каждого «обитателя» снабдите английской булавкой или кусочком липкой ленты. Коробку лучше принести в группу заранее, пусть дети ее разглядывают, но ни в коем случае не открывают.

Что еще нужно принести, решите сами. Один из вариантов: в углу стоит метла, на которой полагается летать ведьмочке, рядом -  пиратский флаг и пистолеты. Абсолютно необходим черный кот (игрушечный или нарисованный) с подружкой, а летучих мышей оформите как мобиль - выглядит замечательно!

Кроме этого, потребуются атрибуты костюмов нечистой силы для каждого ребенка: колпаки и маленькие метелки для ведьм, белые накидки для привидений, повязки и пистолеты для пиратов, маски-шапочки для черных кошек. Перепоручите это родителям - пусть они сами выяснят, в кого бы хотело превратиться их чадо, и подготовят все необходимое.

Ход игры-занятия

Дети сидят  перед экраном.

Психолог. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды (снимает их с экрана), и стало совсем темно. Неожиданно над трубой самого высокого дома появилась (медленно открывает коробку) настоящая ведьма! (Прикрепляет фигурку к экрану) Какая это была ведьмочка? (Веселая, страшная, смешная, злая, добрая, большая) А за ней явились еще три (четыре, шесть... по числу костюмов для детей) подружки. (Достает и прикрепляет остальные фигурки) Как вы думаете, что умеют делать ведьмы? (Летать, танцевать, колдовать, кричать, варить колдовское зелье, пугать, заглядывать в окна) В каких сказках вы уже встречались с ведьмами? Какое это существо? Кому понравились наши ведьмы? Почему? Кто хочет превратиться в ведьмочку? (Дети встают в круг, психолог надевает на них костюмы)

Кроме создания нужного эмоционального фона, процесс превращения решает сугубо учебные задачи. Дети сами могут придумать возможные заклинания (варианты: «Эки-бжи, соуда - крэка, эки-бэки, бу!», «Эни-бэни, рики-таки, карабулъ, барики, шмаки!», «Хэй, дэдл, ду, крибли, крабли, ру!»). Они должны произносить фразы громко, тихо, медленно, быстро, с хлопками, притопами, по одному, парами, хором - в зависимости от настроения.

Появление остальных «жителей» необычной коробки обыгрывается так же. Определите, с каких позиций вы будете анализировать сказочного героя (нелицеприятного по определению!): внешность, характер, наличие или отсутствие магических способностей (приложение 2). Но после вашего диалога с ребенком он должен захотеть «примерить» на себя предлагаемую роль. И еще совет - не затягивайте этот этап (например, пусть появятся сразу все привидения), а то ваша маленькая «нечистая сипа» заскучает и расшумится.

Психолог. И вот наступил момент, когда на небе кружились десятки ведьм. Привидения летали, ухали и заглядывали в окна. Пираты палили из ружей, а черные коты лазили по крышам и злобно шипели! (Предлагает детям войти в круг и разыграть эту ситуацию) Как ухало привидение? Покажи, как шипел и царапался кот. Поколдуй! Какое у тебя заклинание? (Следите, чтобы не нарушались границы круга. Можно добавить подходящую музыку. Отличный отдых! Однако минуты вполне достаточно.)

И, представьте, эта нечистая сила подняла такой шум, что разбудила людей. Выглянув в окна, они ужаснулись; на улице веселились лохматые ведьмочки, одноглазые пираты, привидения. В страхе люди разбежались кто куда. Но сколько же можно прятаться? И тогда самые смелые и находчивые придумали: с огорода принесли тыкву, вычистили из нее середину, вырезали глаза, нос, рот, приладили внутрь зажженную свечку и поставили этакое чудо на окно. (По возможности сделать тыквенного человечка или использовать иллюстрации) И что же случилось дальше?..

Дети сами доскажут финал этой сказочной истории: вся нечистая сила испугалась и исчезла. Куда? Да в коробку со страхами. Пусть малыши сами снимут и уберут бумажные фигурки с экрана. Вы закрываете коробку. Все! Неужели игра закончилась и пора снимать костюмы? Конечно же, нет! Ведь теперь люди не боятся нечистой силы и могут легко с ней справиться.

Во что еще можно поиграть?

Упражнение . Таинственная рука

Психолог: Привидение ходит неслышно и его нельзя увидеть, но можно почувствовать, Человек, который это может сделать, должен быть очень чутким и внимательным. Есть ли среди вас такие?

Самый чуткий становится «жителем дома с привидениями». Он садится лицом к стене, для усиления эффекта перед ним можно зажечь настольную лампу. Нужно следить, чтобы на стене не было теней от других участников игры.

Остальные становятся «привидениями». Они не злые и обычно ведут себя тихо-тихо, но иногда они хотят побаловаться. Тогда они дотрагиваются своей рукой до жителя и тут же исчезают. Только чуткий и внимательный житель может узнать привидение и назвать его по имени!

Дети выстраиваются позади жителя на расстоянии примерно два-три метра. Житель не может оборачиваться и спрашивать, кто до него дотронулся. Привидения мягко и бесшумно «подлетают» к жителю, по-своему дотрагиваются до него и также неслышно улетают. Подсказывать нельзя! Житель должен назвать того участника группы, который, как он считает, дотронулся до него. Каждому жителю дается несколько попыток, после чего жителем становится другой желающий.

Упражнение . Танец привидений

Это форма физкульт-минутки, когда гасится верхний свет, задергиваются шторы, играет стремительная музыка, а дети движутся под следующие стихи:

Мы летаем будто ветер, (Повторяется два раза; дети бегут по кругу, машут руками.)

Напугаем, кого встретим. (Повторяется два раза; дети подпрыгивают, поднимая руки вверх.)

Будто крыльями мы машем, (Повторяется два раза; дети машут руками, как крыльями.)

Свой вечерний танец пляшем. (Повторяется два раза; дети берутся за руки и подпрыгивают вместе.)

Мы кружимся и летаем,        (Повторяется два раза; дети кружатся вокруг своей оси.)

И внезапно исчезаем!        (Дети стремительно опускаются на пол; кто остается последним, того «поймали», тот должен встать на стул и рассказать стишок.)

«Яблоко-утка» для малышей. Играя в «яблоко-утку», необходимо поймать яблоко, плавающее в воде, зубами. Предлагаем вариант этой игры, подходящий для малышей. К вырезанным из плотного картона яблокам прикрепите железные канцелярские скрепки и сложите их в коробку. Из карандаша, нитки и магнита сделайте «удочку». Длина нитки, размер яблок произвольные. Выигрывает тог, кто вытащит больше всего фигурок. Совет: можно вылавливать овощи, зверюшек, привидений вдвоем или группой (нужно лишь больше удочек и соответствующие наборы фигур),

Накорми монстра! Предложите малышам «накормить монстра». «Монстр» - это коробка или корзинка (можно оформить ее соответствующим образом), он очень голоден - к нему нельзя подходить близко. Питается он только… Чем? Овощами, фруктами, сладостями и т.д. Ребенок пытается с определенного расстояния закинуть «еду» в коробку.

Поймай ведьму! Заранее спрячьте в комнате картинки с ведьмами. Кто самый ловкий охотник на ведьм? Не забудьте всех найденных отправить в коробку!

Охотники за привидениями. Как насчет спасения мира от привидений, притаившихся в пластиковых бутылках и готовых вырваться из них, чтобы напугать людей? Если ваши маленькие герои готовы совершить и этот подвиг, то вам потребуется много пластиковых бутылок с крышками и кусочками синтепона (это привидения) внутри. Крышки положите в центр круга, а бутылки - по окружности. По вашей команде дети закрывают бутылки крышками. Можно усложнить задание: на бутылку наклеить цветную геометрическую фигуру. Теперь бутылку закрываем только крышкой определенного цвета (например, синий квадрат - синяя крышка, зеленый круг - зеленая крышка).

Художник-волшебник. Пусть малыши изобразят самого симпатичного (или самого страшного) героя сегодняшнего занятия. Обязательно узнайте у ребенку какой по характеру его чертик или пират, можно ли его сделать добрее и если можно, то как. Устройте импровизированную выставку с вашими или детскими комментариями. Выясните, хотят ли малыши унести свои рисунки домой, а может ведьмочки и привидения отправятся в коробку со страхами - для надежности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....