" Социализация личности ребёнка дошкольного возраста."
рабочая программа (старшая группа) по теме

Понеполяк Наталия Михайловна

 

                                               Педагог-психолог ГБОУ СОШ 180( ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №1)            

                                                                                     Понеполяк Н.М

Описание личного опыта в разделе « Социализация личности ребёнка дошкольного возраста»

 

Социальный опыт человека, а в частности ребёнка  дошкольного возраста имеет два направления :

 

1 Микросоциум

2 Микросоциум

 

Микросоциум  -  это ближайшее пространство и социальное окружение, в котором протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие .

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья , институты воспитания (детский сад  , школы ит.д.) , группы сверстников . Семья важнейший институт социализации.

 

Микросоциум  -  это социальный слой или большая группа людей где находится человек (напр : группа сверстников и т.)

Определить уровень социальных притязаний и особенности социального развития, позволяет планомерное и систематическое наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями ребёнка, анкетирование, тестирование и опросы педагогов работающих с ребёнком и группой детей определённого возраста, в том числе и их родителей. А так же диагностическое обследование по направлению социализация личности ребёнка дошкольного возраста, которое проводится педагогом психологом данного учреждения.

Диагностическое обследование социальной сферы личности ребёнка  дошкольного возраста при поступлении в дошкольное учреждение, начинается с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и проявляется в виде наблюдения со стороны педагогов работающих с ребёнком за его поведением и эмоциональными реакциями, навыками самообслуживания, коммуникативными качествами развития личности, что и определяет наличие первого социального опыта ребёнка раннего дошкольного возраста. На малыша оформляется «лист адаптации», в котором фиксируются показатели развития личностных параметров дошкольника с дальнейшими выводами о ряде особенностей и возрастных закономерностей развития. Параллельно проводится работа с воспитателями и родителями ребёнка в виде анкетирований, опросников, тестирований. Начиная с сентября месяца, педагогом психологом проводятся адаптационные игры и развивающие занятия позволяющие улучшить качество адаптации дошкольника и способствуют усвоению положительного социального опыта позволяющего в дальнейшем позитивно влиять на личностные качества ребёнка дошкольного возраста.

Начиная с ноября месяца, в дошкольном учреждении педагогом психологом проводится ряд диагностических обследований социализации личности ребёнка дошкольного возраста, в виде следующих диагностических методик:

Младший дошкольный возраст.

1.Опросный лист(Н.Артюхова, А.М.Щитинина)

2.Методика «Игра секрет»

Цель: выявление положения(социометрического статуса)ребёнка в группе детского сада, его отношения к детям, а так же представления об отношениях сверстников к нему; степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Средний дошкольный возраст.

1.Опросник детско-родительских отношений( А.Я.Варги, В.В.Столина)

Цель: выявление уровня притязаний и наличие конфликта.

2.Семейный тест отношений

Цель6 межличностные отношения в семье.

3.Методика В.Т.Щур

Цель: самооценка и самовосприятие дошкольника, идентификация и оценки детей других людей.

4.Методика « Игровая комната» ( С.Ю.Тверская,А.М.Щетинина)

Цель: выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности, выявление эмоционально личностных предпочтений и гипотеза популярности и отторжения сверстниками.

Старший дошкольный возраст.

1.Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей дошкольников.

2.Методика «Рисунок семьи»

Цель: межличностные отношения в семье

3.Методика «Два дома» ( А.М.Щитинина, М.Л.Никифорова)

Цель: изучение отношения ребёнка к себе и другим, особенности его самовосприятия и принятия других.

4.Методика « Лестница»

Цель: самооценка и самовосприятие дошкольника.

 

Подготовительная к школе группа.

1.    Тест на самоконтроль( Н.В.Клюева)

Цель: выявление уровня контроля над сходными ситуациями требующими концентрацию личностных качеств ребёнка

2.    Программа наблюдений за культурой поведения детей (А.М.Щетинина)

3.    Методика Рене Жиля

Цель: особенности межличностных отношений.

4.    Методика Резенцвейга.

Цель: особенности межличностных отношений и коммуникативных навыков дошкольника.

5.Социальная готовность ребёнка к школе.

Цель:  Изучение  особенностей общения детей со сверстниками.

Изучение особенностей общения со взрослыми.

Определить сформированность внутренней позиции дошкольника.

Изучить особенности и самоконтроль и произвольности у детей.

 

По результатам проведённых диагностических обследований проводится планомерная развивающая и коррекционная работа по направлению социализация личности детей дошкольном учреждении в течении учебного года.

     

1.Доброе утро, малыши! О. Н. Метлина

2.Адаптационные игры. А. С. Ронжина.

3. Этика для малышей. О.Н.Похомова.

4. Учим детей общению. Н.В.Клюева.

5. Игровые технологии. М.Э.Вайнер.

6.Коррекционно развивающая программа по межличностным отношениям. Г.А.Амрева, И.С.Зайцев.

7.Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. Е.В.Соловьёва, Т.АДанилина.

8.Коррекционно развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра» С.И.Семенака.

9. Азбука общения Л.М.Шипцына.

10. Нравственные беседы с детьми Н.Г.Жучкова

11. Удивляюсь, злюсь, радуюсь. С.В.Крюкова,И.П.Слобоняк.

12. Психогимнастика. М.А.Чистякова.

13. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. И.М.Марковская.

В процессе проведения развивающей и коррекционной работы происходит накопление социального опыта позволяющего ребёнку приобрести навыки положительного социального взаимодействия с окружающей его действительностью. Расширяется сфера вербального и не вербального взаимодействия с окружающими его людьми, улучшается коммуникативная сфера общения. Совершенствуется такие внутренние качества личности ребёнка как чувство принадлежности к той или иной социальной группе, морально нравственная позиция, чувство сострадания, эмпатия, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопонимание, умение определиться в своих симпатиях и антипатиях, умение высказать свою внутреннюю позицию, дать адекватную оценку происходящему событию, а так же формирует духовно нравственную основу для установления этических норм поведения в обществе в котором мы живём и определить приемственность к принадлежности и усвоению общечеловеческих ценностей и норм поведения.

 

-Портрет социально компетентного выпускника детского сада-.


Посещение ребёнком дошкольного образовательного учреждения подразумевает приобщение его как личности к социальным навыкам и социальному опыту взаимодействия с окружающей действительностью и людьми.
 Но первый социальный опыт ребёнок получает в семье. Семья-это ячейка общества ,а общество-это социум. Семейное воспитание даёт ребёнку всё необходимое для осознания и восприятия себя как личности  имеющей отношение к определённому кругу людей, генеалогического понятия ( кто моя мама, мой папа, дедушка и бабушка, каковы отношения между ними, кем они друг другу приходятся и т.д.). Отношения в семье формируют навыки общения, взаимодействия и определяют фактор взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимоуважения. А также формирует чувство эмпатии и многие другие духовно нравственные понятия, которые влияют на развитие личностных качеств ребёнка и определяет характер его отношений с окружающей действительностью.
Как говорится в известной песни:
« С чего начинается Родина…»    
Приобщение ребёнка к умению наблюдать и формирование у него желания взаимодействовать с окружающим миром даёт возможность приобрести жизненно необходимый социальный опыт. В этом случаи семейное воспитание обогащается знаниями, умениями и навыками полученными в дошкольном учреждении. Наблюдение за природой, её многообразием, уборка на участке и в группе, уход за питомцами и растениями и многое другое формируют навыки трудовой деятельности и экологическое воспитании. Ребёнок начинает осознавать свой вклад в благоустройство быта, свою значимость при взаимодействии с окружающим миром.
Гражданское воспитание формирует отношение к этнокультуре в которой живёт ребёнок, к историческому и культурному наследию. Ознакомление с достижениями науки и техники, со спортом и многообразием развёрнутых социальных возможностей позволяет в большей степени ребёнку реализовать себя на социальном поприще. Большой вклад в формирование личности ребёнка имеет изучение особенностей местности где он проживает, знания о  городе,  посещение памятников и достопримечательностей , географические и исторические особенности своей страны. Огромный вклад в формировании социальной принадлежности имеют знания о том, что особенность страны в которой мы живём заключается в величии её много национального и много конфессиального наследия, что в нашей стране проживает множество разных народностей с разнообразием этнических и религиозных мировоззрений, что даёт благоприятную почву  для таллерантного воспитания дошкольника. У нас общая Родина и цели нашего социального сознания едины. « Пока мы едины, мы непобедимы».
Патриотическое воспитание предоставляет возможность ознакомиться и приобщиться  к историческому  и культурному наследию, к подвигам и всевозможным достижениям наших соотечественников и соплеменников, с приданиями старины и всем тем , что позволяет нам гордится своей страной и своим проживанием в ней. Понятие держава, знание гимна, герба нашего города и многое другое способствует формированию патриотических качеств в личности дошкольника.
 Но самое необходимое ,на мой взгляд, это воспитание в человеке с детского возраста понятие и осознание общечеловеческих ценностей, именно того, что объединяет всё человечество на Земле и предоставляет полное право называть человечество разумным, гуманным и цивилизованным. В основе этого понятия мы можем гордо называться « человеком созидателем» и  « человеком творцом».
Из всего выше сказанного напрашивается логический вывод о том,  что понятие асоциальная личность и асоциальное поведение - определение позволяющее констатировать отсутствие всех необходимых навыков взаимодействия с окружающей действительностью, что в целом  очень пагубно влияет на развитие личности человека и даже представляет опасность для общества. Поэтому социальное воспитание и социальная компетентность ,имеет несомненно огромную роль в формирование личности человека, в формировании его гражданской позиции и патриотической основы мировоззрения. Начальная основа социализации личности ребёнка закладывается в семейном  кругу и в дошкольном учреждении, позволяя ребёнку накопить знания и сформировать свою линию взаимосвязи с окружающей действительностью, а так же определить свою социальную позицию по отношению к обществу, в котором он живёт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  на тему:«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой»....

«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском са...

Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обла...

Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой

Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращи...

Доклад «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

Опыт работы по созданию мини-музея "Русская тряпичная кукла" в рамках создания  предметно-развивающей среды для социализации личности дошкольника...