Развитие словесно-логического мышления
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

МАДОУ №2 Ленинск-Кузнецкий

Материал предназначен для работников детского сада. Может быть полезен для коррекционно-развивающих  занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovesno-logicheskogo_myshleniya.docx23.25 КБ
Office presentation icon seminar_prezentatsiya.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие словесно-логического мышление.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы и операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяются три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
  2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
  3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

На последнем остановимся поподробнее: это наиболее сложный вид мышления. Оперируется отвлеченными мыслями, возникающими на основе суждений, умозаключений и понятий.

  • Знания, полученные посредством словесно – логического мышления, всегда истинные, убедительные, доказательные и непротиворечивые.
  • Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

По результатам диагностики познавательных процессов проводимой в нашем д. саду у детей подготовительной выявился низкий уровень словесно-логического мышления. Первая диагностика проводилась в сентябре 2012года, по методике Л.А Вегнер  «Самое не похожее» её результат вы можете видеть на слайде.

Проценты: начало года высокий – 3%, средний – 29%, низкий – 68%

 Была разработана программ для коррекционно-развивающих занятий с учетом результатов диагностики.

Занятия проводились 2 раза в неделю по подгруппам и  индивидуально и содержали: игры, творческие задания, практические упражнения, пальчиковую гимнастику, моделирование, дыхательную гимнастику, чтение сказок.  

На занятиях использовался игровой материал разного уровня сложности

      I уровень:

    -лото, парные картинки, мозаики: магнитная, геометрическая, плоскостная, кубики: 2-9 шт., игры с моделированием и строительные наборы -  II  младшая и средняя группы

      II  уровень:

    -игры на сравнение по разным свойствам (цвет, форма, размер, функции), группировки по свойствам, на воссоздание целого из частей пазлы.  

Использовались Игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие к умственному труду

  • «Палочки Кьюизенера»
  • «Блоки Дьенеша»
  •  серия «Логика» «Что к чему», «Ситуации», «Логический поезд»
  •  серия «Весёлая логика»: «Кто с кем»
  •  «Математический планшет»
  •  «Конструктор геометрический»  
  • Ассоциации
  • Пазлы

Формы Работы с родителями

  • Консультации о разном дидактическом и занимательном материале
  •  Рекомендации по подбору игр
  • Индивидуальные беседы
  • Подбор и выставка методической литературы
  • Разъяснительная и образовательная работа (родительские собрания)

Вывод

В результате проводимой работы у воспитанников значительно повысился уровень словесно-логического мышления, что можно видеть на слайде: высокий- 34%,

Средний- 58.5%, низкий – 7.5%.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в их поведении и психике:

-возрастает самоконтроль;

-появляется самостоятельность деятельности

- появляется умения классифицировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы.

 Развитие интеллектуальных и личностных качеств,  познавательных и творческих способностей, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Обучение дошкольников в процессе игры приводит к тому, что стремление к получению радости от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи ...

Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"

Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

   «РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»          Занимаясь развивающими игр...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...