«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
статья на тему

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т.д.

В общей системе развития человека, физическое развитие ребенка занимает важную роль. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_otchet_sipkro.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т.д.

В общей системе развития человека, физическое развитие ребенка занимает важную роль. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

По определению отечественных психологов Л. С. Выготского (1994), А. В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина (1978) игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В. Г. Барабаш (1999), О. И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина; Е. А. Тимофеева (1966), Н. В. Полтавцева (1997), Е.  А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984)  констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

В новых социально-экономических условиях наблюдается тенденция положительного изменения в подходе к физкультурно-оздоровительной  работе.

В настоящее время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт рассматриваются, как одно из средств по профилактике заболеваний, укрепления здоровья.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.

В законе «Об образовании» подчёркивается важность взаимодействия с семьёй и воспитание здорового поколения.

Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе учреждений дошкольного образования физической культуры и спорта, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, развития здоровьесберегающей среды.

Введение ФГОС ДО обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливают нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяют формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса.

Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э. Й. Адашкявичене, 1992; Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин, 1982; Т. И. Дмитренко,1973; Л. В. Карманова,1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно. Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается изучением Л. Н. Волошиной практики работы дошкольных учреждений.

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к разным видам спорта, а также потребность к самостоятельным спортивным занятиям.

Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. Эффективность этих мероприятий зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Условия детского сада на данный момент не в полном объеме соответствуют возрастным потребностям роста и развития ребенка, и обеспечивают его гармоничное развитие.

Однако, как показали предварительные исследования, реальный уровень представление об играх с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие, и не владеют ими.

Качественные преобразования моторной сферы детей в старшем дошкольном возрасте происходят на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребенок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным.

Как показало изучение практики физического воспитания в ДОО, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим сложнокоординированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка.

Не менее важны как социальный, так и интеллектуальный аспекты этих игр. П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребенок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает все: привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц. Эти факторы учтены при создании системы задач, организационных форм и методов обучения играм с элементами спорта.

Проведенный анализ и выявленные недостатки в результатах показывают, что существует ряд проблем:

  1. недостаточно представлений о различных видах спорта;
  2. аспекты обучения элементам спортивных игр, построенного с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка;
  3. не выполняется реальный объем двигательной активности детей в течение дня (спортивные игры, праздники о спорте).

Недостатки в основном процессе:

  1. отсутствие целенаправленного подхода к организации обучения;
  2. недостаточного уровня теоретической и практической подготовки воспитателей.

Недостатки в условиях:

  1. отсутствие обоснованных форм, методов и приемов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей;
  2. в слабой организации предметной развивающей среды.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, следует отметить, что у детей не сформированы представления о некоторых видах спорта, детям дошкольного возраста не предоставляется возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. В связи с чем, обусловлена необходимость  пристального внимания к вопросу  формирования у них положительного отношения к спорту. 

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Спортивные игры относятся к сложным подвижным играм.  Это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью – ворота, площадка и т. п. соперников); содержание и организация спортивных игр регламентируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т.п.), выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.

Воспитатель и инструктор по физической культуре в детском дошкольном учреждении играют очень важную роль в деле воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту посредством спортивных игр. Таким образом, успешная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре ДОО требуют теоретической подготовки и практических навыков.

Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта недостаточно развито из-за отсутствия целенаправленного подхода к организации обучения.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно - образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а именно по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, ребенок:

  • Подвижен, вынослив, владеет основными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
  • Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Конкретизация:

  • Развитие  знаний и интереса к подвижным играм  с элементами спорта;
  • Развитие физических качеств как ловкость, выносливость координация, гибкость, и т.п.;
  • Развитие словарного запаса по средствам знакомства с видами спорта;
  • Выполнение детьми основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Проявления:

  • Активно участвуют в подвижных играх с элементами  спорта;
  • У детей развиты физические качества (ловкость, выносливость координация, гибкость, и т.п.);
  • Применение в речи новых слов о спорте;
  • Владеют основными движениями (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать интерес ребенка к спорту,  освоению новых видов движений и физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Однако скоростная   и   силовая   подготовка,   равно   как   и   воспитание выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача деятельности педагога состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Обучая детей элементами спортивных игр, мы решаем следующие задачи:

  • Формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
  • Формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивными упражнениями, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – бросок мяча, забрасывание в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);
  • Учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  • Воспитывать положительные морально – волевые качества в спортивных играх;
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Реализация данного направления обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на формирование первичных представлений о некоторых видах спорта;
  • комплексом  мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года (утренняя гимнастика «Мы любим волейбол», физкультурные занятия «На старт, внимание марш!», прогулка);
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Консультации для  родителей: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении», «Спортивные подвижные игры на прогулке».

Образовательный процесс:

  • Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Я здоровье берегу – сам себе помогу»,  «История развития спорта»;
  • Игровой час на прогулке;
  • Спортивные развлечения: «Я и моя семья», «Если хочешь быть здоров», «В гостях у олимпийцев», «Играем, прыгаем, смеемся!»;
  • Театрализованное представление «Цирк! Цирк! Цирк!»;
  • Спартакиады: «Осенний марафон», «Путешествие в Спортландию», «Зимняя районная спартакиада среди ДОО района»;
  • Совместные развлечения детей и родителей: «Зимушка - зима», «Хороши пловцы – наши малыши», «Мы – спортсмены»;
  • Фоторепортажи «Физкультурой занимайся»;
  • Семинары: «Развитие у детей физических и волевых качеств в зимних видах спорта»;  «Средства укрепления психофизического здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
  • Мастер – класс для воспитателей: «Использование спортивных игр и упражнений на прогулке».

В качестве контроля за основу  используем мониторинг  автора – составителя Верещагиной Н.В. Мониторинг проводится по физическому развитию (ловкость, выносливость, координация), основных видов движений (метание, прыжки, бег), беседы  с  детьми о некоторых видах спорта, самостоятельное использование игр с элементами спорта. Отслеживать динамику развития  в течение учебного года. Оформляются листы здоровья.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально -  технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

 - Повышение квалификации педагогов, по вопросам знаний об истории Олимпийского движения, о видах спорта, о совместной работе с детьми.

- практическая работа инструктора по физической  культуре с воспитателями.

- Интегрированная работа с педагогами ДОУ (хореографом, музыкальным руководителем, психологом).

Научно-методические:

В работе детьми использовать:

  •  «Беседы о здоровье» Шорыгиной Т.А.
  • Плакаты на тему спорта
  • Тематические сюжетные картинки о спорте
  • Беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах
  •  Методические разработки: «В гостях у Мишки», «Азбука спортсмена»
  • Проект с детьми «Ознакомление с видами спорта на занятиях физкультурой»

Материально-технические:

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Музыкальный центр;
  • Интерактивная доска;
  • Физкультурное, спортивное оборудование (гимнастическая лестница, баскетбольные щитки, футбольные ворота, хоккейные клюшки, и т.п.)

Нормативно-правовые:

  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 – 2017г.
  • Федеральный закон « Об основах сохранения здоровья граждан РФ»№323- Ф-3.
  • Приказ «Об утверждении федеральных требований к образованию в части охраны здоровья обучения и воспитания»№2106 от 28. 12. 2010.
  • Постановление правительства Российской Федерации № 172 от 21.03. 2007г. « О федеральной целевой программе «Дети России»;
  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Основная образовательная программа ДОО.
  • Приказ о дополнительной бесплатной услуге с детьми старшего дошкольного возраста (проведение воспитателем старшей группы кружковой работы «Юные спортсмены»).

Информационные:

  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Инструктор по физкультуре»
  • Информационные стенды с рекомендациями по основам здорового образа жизни и по физической культуре  в ДОО;
  • Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
  • Видеотека мультфильмов на тему «Символы олимпиады»;
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные презентации для детей.

Организационные:

  • Кружковая работа «Юные спортсмены»
  • Консультации для родителей на темы: «Национальные игры с элементами спорта», «Школа мяча», «Организация двигательной активности детей вне детского сада», «Игра и дети»;
  • Круглый стол для родителей «Из чего складывается наше здоровье?»;
  • Спартакиады  между воспитанниками других ДОУ;
  • Итоговая  викторина  в конце учебного года «Все что знаю и могу, я сейчас вам расскажу»;
  • Тематические встречи, экскурсии с сотрудниками ДЮСШ;
  • Экскурсии в библиотеку.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, а также значение обучения элементам спортивных игр состоит в том, что спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность к самостоятельным занятиям, удовлетворяют биологическую потребность в движениях, воспитывает любовь к спорту.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного  интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема: «Веселый хоккеист»

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

Цель: знакомство старших дошкольников с видом спорта – хоккей.

Задачи:

  • Расширение и активизация словарного запаса детей (хоккей, клюшка, шайба, вратарь, нападающий, защитник, хоккейное поле, шлем, и т.п.)
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
  • Ознакомить детей с содержанием и правилами игры в хоккей.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Имеют начальные знания об истории Олимпийского движения, олимпийских чемпионах нашей страны.


  • Знают качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады. 

  • Освоили главные правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.

  • Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.

  • Пополнен словарный запас детей спортивной терминологией.


Для педагогов:


  • Сформировано осознанного отношения к своему собственному здоровью.

  • Расширены знания об истории Олимпийского движения.


Для родителей:


  • Информированность об истории Олимпийского движения;

  • Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

Виды деятельности:


Разделы 


Виды детской деятельности


Здоровье и физическое развитие 


  • Ритмическая зарядка. 

  • Спортивный праздник. 

  • Беседы о здоровье, физкультуре и спорте, текущие тематические занятия по физкультуре, 

  • « В здоровом теле – здоровый дух», 

  • «Здоровый образ жизни малышей».


Игровая деятельность


  • Игровые сеансы по темам проекта с использованием мультимедиа.

  • Дидактические игры: 

  • Домино «Зимние виды спорта»

  • Лото «Сочинские пиктограммы»

  • Разрезные картинки «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта».

  • «Часть - целое»

  • «Лабиринт»

  • «Карточная викторина» (вопросы - ответы)


Социальное развитие


Презентация своего талисмана, спортивной игрушки


Речь и речевое общение


  • Творческое рассказывание детей по темам, словотворчество (рисунки, фотографии, стихи о спорте).

  • Участие детей на защите проекта.

  • Создание олимпийского словарика


Познавательная информация


Мир, в котором мы живём


  • «Олимпийские талисманы стран мира»

  • Интеллектуальная игра «Все о спорте»

  • «Олимпийские кольца дружбы»

  • «Талисманы и символы летней олимпиады в Москве – 1980 »

  • «Талисманы и символы зимней олимпиады в Сочи»

  • «Летние и зимние виды спорта»

  • Интегрированные занятия совместно с педагогом-психологом:

  • «Навстречу зимней олимпиаде в Сочи 2014»

  • «Встреча талисманов - Медвежонка Миши с Леопардом Барсиком, Зайцем Стрелкой и Белым медведем Полюсом»

  • «Сочи – столица зимней олимпиады»



Эстетическое развитие


Художественная литература


  • Пословицы и поговорки о здоровье.

  • Стихии и загадки о видах спорта, спортивном инвентаре.


Изобразительная деятельность и дизайн


  • Рисование, создание талисманов к Олимпийским играм в Сочи 2014

  • Выставка «Спортивные игрушки» (олимпийские талисманы)

  • Спортивный уголок в группе 

  • Презентации «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

  • Дидактические игры, изготовленные своими руками: 

  • Домино «Зимние виды спорта»

  • Лото «Сочинские пиктограммы»

  • Разрезные картинки «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

Работа с родителями


Познавательная информация

Изобразительная деятельность и дизайн


  • Подбор информации:

  • об олимпиадах, 

  • о знаменитых спортсменах разных стран и России.

  • Оказание помощи в создании книги «Навстречу зимней олимпиаде в Сочи 2014»

  • Оформление фотовыставки «Здоровые дети – здоровая Россия»

  • Участие в лыжном марафоне на базе Оль – гуль «Лыжня зовёт!»

  • Создание макета г.Сочи и спортивных сооружений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.

Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

В данной работе представлены методы, приёмы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников....

Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"

Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

опыт работы педагога по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о разных видах спорта...