«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
методическая разработка на тему

Петрова Наталья Раифовна

В данной работе представлены методы, приёмы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_n.r.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

 Выполнила:

Петрова Наталья Раифовна,

воспитатель

СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Ромашка»

Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на

решение профессиональной проблемы.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Проблема раннего формирования культуры здоровья своевременна и достаточно сложна. Начало этого процесса приходится на дошкольный возраст. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Большую роль в воспитании будущих спортсменов играет детский сад.  Именно в дошкольном возрасте дети получают основы знаний о различных областях спорта. Нормативно – правовые документы,  в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ и  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  внесли значительные коррективы  в сложившиеся представления работников  системы дошкольного образования.  Именно поэтому в образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО определена задача по  ознакомлению дошкольников с различными  видами спорта, национальными спортивными играми.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности, территориально-климатические условия расположения СП ГБОУ СОШ с.Богатое детский сад «Ромашка» создают уникальные возможности для формирования начальных предпосылок о лыжном виде спорта и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов, таких, как наличие Бузулукского бора, близкого расположения реки Самары и наличие спортивных площадок на берегу.

 Актуальность обозначенной темы обусловлена противоречиями между необходимостью как можно более раннего формирования у воспитанников интереса к лыжному спорту и определёнными трудностями в рамках модернизации системы дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО.

Анализ недостатков в результатах:

- недостаточный объём представлений о лыжном спорте;

- низкая мотивация к освоению ходьбы на лыжах;

- отсутствие технических  навыков ходьбы на лыжах;

Анализ недостатков в основном процессе:

- недостаточное освещение вопроса лыжной подготовки дошкольников в методической литературе; 

- отсутствие перспективного планирования по осуществлению лыжной подготовки воспитанников в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей;

- несогласованность действий организаций, участвующих в образовательном процессе (отсутствие согласованного, систематического взаимодействия между дошкольным учреждением и ДЮСШ);

- низкий уровень спортивной компетенции родителей.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

 - отсутствие лыжного инвентаря по количеству воспитанников в соответствии с индивидуальными особенностями;

- отсутствие мотивации воспитателей к организации лыжной подготовки в детском саду; 

- отсутствие обучающих семинаров-практикумов для педагогов;

- отсутствие мотивации у педагогов к организации продуктивного взаимодействия с родителями по вопросам организации лыжной подготовки воспитанников.

-Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта предполагает использование наглядных пособий и инвентаря, которые помогут сформировать начальные представления о некоторых видах спорта, однако отсутствие таковых не позволяет реализовать их использование в образовательном процессе.

-Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта  требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, однако совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности позволяет сформулировать следующую профессиональную проблему: необходимость систематизации работы с детьми дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о лыжном спорте, так как этот вид спорта оказывает положительное воздействие на организм детей и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребёнка.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у воспитанников.

Решение обозначенной проблемы направлено на формирование  следующих целевых  ориентиров согласно ФГОС ДО.

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

- выполняет спортивные упражнения с лыжами на улице;

- ребёнок использует одежду, пригодную для лыжного спорта;

-организует соревнования, упражнения со сверстниками,

игровые задания, игры-эстафеты с лыжами.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Сформирована потребность в здоровом образе жизни:

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Сформированы  морально-волевые качества, необходимые при взаимодействии в командных играх, смелость, настойчивость, решительность, чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи:

- ребёнок активно участвует в лыжных эстафетах и командных играх;

- ребёнок проявляет смелость, настойчивость, решительность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Сформировано умение играть в подвижные игры с правилами с применением лыж

- ребёнок придумывает правила игр с применением лыж:

- ребёнок участвует в лыжных гонках.

У ребёнка развита крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Сформированы основные двигательные навыки, необходимые для лыжного спорта

- ребёнок умеет выполнять скользящий шаг;

- ребёнок умеет выполнять спуски с небольших  склонов и подъёмы на лыжах;

- ребёнок умеет выполнять попеременный двушажный ход;

- ребёнок умеет выполнять повороты переступанием;

- ребёнок умеет тормозить «упором».

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.

Сформирован интерес к  лыжному спорту. Сформированы начальные представления о лыжном спорте, об участии данного вида в олимпиаде:

- ребёнок интересуется историей возникновения лыжного спорта, его развитием;

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).  

Достижение   новых образовательных результатов возможно при организации лыжной подготовки воспитанников  на основе приоритетныхпринципов ФГОС ДО. Для всех участников образовательных отношений предлагаются следующие формы взаимодействия. 

Для воспитанников:

- НОД на воздухе по лыжной подготовке;

- Свободное катание на лыжах (свободная ходьба на лыжах, «Пружинка» - ходьба ступающим шагом, ходьба скользящим шагом);

- Просмотр презентаций, видеороликов, альбомов о лыжном спорте ( «Лыжные гонки», «Прыжок с трамплина», «Откуда пришли лыжи», «Лыжные виды спорта» и др.) ;

- Прослушивание художественных произведений по теме лыжного спорта;

-Тематическая продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование – («Лыжники», «Раскрасим лыжи», и др.);

- Участие в лыжных играх - соревнованиях.

- Выставки детских работ по теме «Лыжный спорт»;

Для родителей:

- Консультации ( « Как выбрать лыжи для своего ребёнка», «Основы лыжной подготовки дошкольников», «Зимние виды спорта на лыжах» и др.);

- Организация фотовыставки « Папа, мама, я – лыжная семья»;

- Семинары-практикумы « Давайте, покатаемся!», «Оздоровительное значение лыжных прогулок»;

- изготовление буклетов «Правильная одежда для лыжных прогулок»;

«Правила безопасного катания на лыжах» и др.;

- Презентация семейного опыта за круглым столом по активному отдыху ( лыжи);

Для родителей и воспитанников:

- спортивная викторина  « Все на лыжи!»;

- Совместные лыжные прогулки, пешие прогулки;

- экскурсия в ДЮСШ;

- открытые показы НОД на воздухе по лыжной подготовке;

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетенции на базе ресурсных центров, территориальных управлений, СИПКРО;

- разработка перспективного планирования по организации лыжной подготовке  в образовательной деятельности и режимных моментах;

- Консультации « Методы и приёмы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах»;

- Семинары-практикумы: «Техника ходьбы на лыжах» (ступающий скользящий шаг),  «Использование подводящих и имитационных упражнений в обучении детей ходьбе на лыжах»;

- Тематический педсовет «История лыжного спорта»;         

Деятельность педагога по  катанию на лыжах в основном периоде, прежде всего в  НОД состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое разогревание организма. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или проводятся игры «Снежок», «Веревочка», «След в след»

        Пробежка не должна превышать для детей 6 лет – 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.

        Задачами основной части является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствования ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части НОД проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с перешагиванием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят преодоление спусков, подъемов на склоны.

        НОД строится с учетом постепенного нарастания и снижения нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм дают спуски со склонов и игры.

        Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к другим видам деятельности.

        Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

Основными методами при организации лыжной подготовки являются:

Наглядные:

- показ физических упражнений;

 Словесные:

 - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда;

Практические:

  - повторение движений, применение элементов соревнования, при котором осуществляется органическая взаимосвязь между первыми и вторыми сигнальными системами. 

Уровень достижения образовательных стандартов отслеживается  картой анализа деятельности детей. В связи с тем, что настоящий период является переходным в плане введения ФГОС ДО, предлагается  использовать карту анализа, составленную  в процессе изучения имеющийся методической литературы.

Карта анализа сформированности двигательных навыков в рамках организации лыжной подготовке дошкольников старшего возраста.

Содержание

Ф.И. ребёнка

1

2

3

1

2

3

1.Чистка лыж и раскладывание их на снегу

2. Упражнения на месте (На лыжах)

3. «Пружинка» - ходьба ступающим шагом 10м

4. Ходьба скользящим шагом

5.Повороты переступанием

6. Свободная ходьба на лыжах (8мин)

8. Спуск с пологого склона

9. Переставление лыж «лесенкой»

10. Ходьба скользящим шагом, обходя препятствия

11. Ходьба скользящим шагом на согнутых ногах

12. Спуск со склона, мягко пружиня ноги

13. Подъем на склон «лесенкой»

15. Поворот переступанием в движении

16. Скольжение широким шагом на согнутых ногах

17. Передвижение скользящим шагом, размахивая руками

18. Ходьба длинным скользящим шагом с правильной перекрестной работой рук и ног

19. Ходьба переменным двухшажным ходом

21. Подъем на гору «ёлочкой»

+    умеет (1)

_     не умеет (2)

V   частично умеет (3)

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые условия.

Воспитатель, осуществляющий работу по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о лыжном спорте должен обладать следующими профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС ДО: 

- знание методики формирования двигательных навыков в процессе лыжной подготовки;

- владение техническими навыками лыжной ходьбы;

- знание анатомо-физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- знание гендерных особенностей дошкольников, оказывающих влияние на освоение навыков лыжной подготовки;

- обладание социально-личностными компетенциями при взаимодействии с родителями, воспитанниками и другими партнёрами по образовательной деятельности в процессе формирования начальных представлений о лыжном спорте;

- наличие установки на постоянное самообразование и профессиональное совершенствование в области формирования представлений о лыжном спорте.

Научно-методические изменения:

- создание методической копилки « Лыжная подготовка дошкольников»;

- внедрение перспективного планирования  по формированию представлений о лыжном спорте; 

- наличие конспектов НОД по лыжной подготовке; 

- наличие информационно-консультативного материала для родителей по лыжам;

-подписка на периодические издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Ребёнок в детском саду» и др.;

- демонстрационный материал;

- сценарии спортивных праздников, эстафет;

- тематическая картотека подвижных спортивных игр;

- альбомы «Лыжный спорт», «Прогулки на лыжах».

-составление перспективного планирования по организации лыжной подготовке дошкольников;

Материально-технические изменения:

- спортивная одежда для лыжных занятий;

- лыжи по количеству воспитанников в группе;

- экран, диапроектор, ноутбук, интерактивная доска;

Нормативно-правовые изменения:

- приказ о дополнительной бесплатной услуге с детьми старшего дошкольного возраста (проведение воспитателем старшей группы кружковой работы «Юные лыжники»);

- договора о сотрудничестве с ДЮСШ;

- разрешения родителей о занятиях детей лыжной подготовкой.

-доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru и др.) для получения знаний по заданной теме;

Информационные изменения.

- создание электронных образовательных пособий по теме «Лыжный спорт»;

- посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей, размещение информации на сайте ДОО по лыжной подготовке;

- периодические издания по дошкольному образованию;

-пнформационные стенды с рекомендациями по основам лыжной подготовки  дошкольников. 

- видеотека.

Организационные  изменения:

- Привлечение к работе инструкторов из ДЮСШ;

- Взаимодействие с другими воспитателями, музыкальным руководителем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...

Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.

Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...

Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"

Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

опыт работы педагога по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о разных видах спорта...