Музыка - путь к познанию мира человеческих чувств.
консультация по теме

материал для работы с  воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Консультация  для  воспитателей

План

  1. Музыка по содержанию – модель человеческих эмоций.
  2.  Восприятие  музыки ребенком во внутриутробном  периоде  

развития

3. Исследование Мари Лунс -Эшер

4. Музыка – эффективное  средство  психорегуляции

5. Истинная музыка — это источник духовного насыщения                    

         человека.

      Задумывались ли вы над тем, что такое музыка? А это очень просто – это звуки, окружающие нас, организованные в определенном  ритме. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Музыка по содержанию – модель человеческих эмоций.  Дух музыки – индивидуальный итог слушателя.

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

         Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Уже у 6—7-месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне — музыка, гудки машин, шум ветра    и т. д.  

      В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.

Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения.

         Французская исследовательница Мари Лунс-Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела. У этих малышей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие. Исследования показали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверхность тела человека происходит по основному энергетическому меридиану, хорошо известному специалистам по иглоукалыванию.

        Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка.. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

      Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат в  записи или  с экрана телевидения. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное — у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

        Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние — чувство вины.

        Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

       С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже — былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

      «Над новорожденным   поют,   поют    при    апогее   его развития,    на    свадьбе:    поют,    идя   с   тяжелой   денной работы,   поют   солдаты,   возвращаясь   с горячего учения, а иногда,   идя   на   штурм.   Реальность   песни   заключается в истине   высказанного   чувства», — писал А. А. Фет.

 А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы? Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

      Безусловно, музыка — это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка — это источник духовного насыщения человека. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

    Хочется  отметить ещё очень важную  роль  музыки, в плане  воздействия  на  человека. Это многократное  увеличение восприятия   человеком   чего – либо. Только подлинные ценители искусства  могут  понять истинную красоту и ценность шедевра. А если педагог предлагает рассмотреть репродукцию картины, передающей красоту природы родного  края, насколько  ярче ребёнок воспримет эту информацию, если показать картину   под спокойное звучание музыки С.Рахманинова, П. Чайковского, Г.Свиридова и многих других композиторов, которые воспевают природу.  А так же  рассказать  сказку с эпизодическими включениями образной музыки. Ребёнок ярче воспринимает  сказочных  героев  данный  сказки.  

   Хотелось отдельно сказать, что  музыка  и речь имеют общую звуковую основу, речь, при этом, возникла позже музыки. Ребенок различает музыку раньше, чем начинает говорить. Структура речи и музыки близка (имеют ритм, мелодию,  гармонию, динамику). Воспроизведение речи без ритма не возможно. Станиславский писал, что все компоненты  музыки  можно найти в слове. (ударение, интонация).

       Также  мы  все  знаем, что музыка тесно связана с движением.  Ребенок двигается под музыку, проявляя свою  индивидуальность в танце. Точно так же под музыку  ребёнку намного легче выразить себя в продуктивной деятельности, а именно,  в рисунке, в поделке из глины или пластилина, при этом он развивает мелкую моторику пальцев рук.

       Все виды музыкальной деятельности – творческие. (песенное, танцевальное, игровое, и импровизационное). Рано и ярко проявляются музыкальные творческие способности детей. Наблюдая, можно убедиться, что дети по собственной инициативе импровизируют простейшие попевки, танцуют, драматизируют, что позволяет педагогу судить об индивидуальных проявлениях детей и своевременно их выявлять, развивать. Если  грамотно использовать музыку в группе во время самостоятельной деятельности, ребенок начинает творить, используя накопленный багаж музыкальных способностей.

     Воспитатель помогает детям  советом,  а  если нужно и  действием,  поддерживает  интерес  детей  к музыке.

Мы пришли к выводу, что музыка в повседневной  жизни детского  сада – одна из обширнейших  форм  организации  музыкальной деятельности  в  детском  саду.

    А, развивая творческие способности детей, мы не ставим перед собой задачи сделать из них по поэтов, артистов, музыкантов. Впоследствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Важно не то, что человек будет делать в своей жизни, а как он будет это делать Творцом можно и нужно быть в любом деле.

Как говорилось ранее, что музыка по содержанию – модель человеческих эмоций и  является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека, само собой напрашивается вывод: музыка должна стать неотъемлемой  частью повседневной жизни ребенка.

Рекомендуемая  литература:

1. Н.А.Метлов  «Музыка   - детям»  М., «Просвещение» 1985 г.

     (практические  рекомендации  музыкальным  руководителям, как  развивать у детей музыкальный  слух, обучать пению, организовать  оркестр и т.д.)

  1. В.Петрушин «Музыкальная  психология»  Москва, издательское объединение «Композитор» 1997 г. (роль  музыкальной  психотерапии)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра - путь к познанию мира"

Консультация для родителей в виде презентации с использование сюжетных фотографий и доступного для восприятия теоретического материала...

Игра – путь к познанию мира, в котором живут дети и который призваны изменить

Скриншоты презентации по игре, которая является рекомендацией для родителей при подготовке детей к школе....

«Игра – путь к познанию мира»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо...

Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...

Возраст 6-7 лет период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

Возраст 6-7 лет  период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....