Использование народного фольклора в целях нравственно - патриотического воспитания детей
статья по теме

Камарова Юлия Игоревна

Доклад на тему: "Использование  народного фольклора в целях нравственно - патриотического воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического воспитания детей».

В последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ ( например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки» и др.), которые с успехом используются  во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно – патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании  практически совсем не затрагивается.

Согласно положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно – нравственного, эстетического и патриотического развития человека( И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми  и в обозначенном направлении.

Также важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2001- 2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути  развития системы патриотического воспитания , обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы её реализации.

Если обратиться к понятию «патриотизм» , в контексте –«воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того , какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм  - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь  порождает творческие усилия и достижения,  придающие особое своеобразие культуре.

«Русский народ не должен терять своего  нравственного авторитета среди других народов – авторитета , достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о  наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний»(Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Так, повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание на детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые ,  сгребая сено, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.

Таким образом, суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и к семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок, подобно цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень четко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умения и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к родным истокам. Россия – родина для многих, но для того , чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в свое время К.Д. Ушинский отмечал, что « воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Исходя из вышеизложенного , по патриотическому воспитанию определены приоритеты:

  1. Окружающие предметы , впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого  раннего возраста понять, что они – часть великого русского на рода.
  2. Использование всех видов фольклора( сказки, песни, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.
  3. Проведение народных праздников и укрепление традиций. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений.  Причем эти наблюдения непосредственно связаны с  трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки.

Так, прибаутки  важны для воспитания в детях  музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные а зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины  не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают, кочан капусты несет зайца в зубах. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных , реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается на всегда .Целый ряд скороговорок  музыкально интонируется, это можно использовать в работе по совершенствованию  произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные.  В них происходит разыгрывание действий по сюжету песни.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Предмет, который загадан, скрывается под иносказанием  или намеком. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы  и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадывать в словах скрытый смысл.

Хоровод – это жанр, в котором поэтически -  музыкальное  искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний.   В сюжетах хороводных песен отражен народный быт , красота родной природы. Одни игры и хороводы помогают почувствовать себя сильными, ловкими, меткими. Другие -  развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей

В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...