«Использование детской художественной литературы для закрепления у детей знаний о безопасном поведении»
статья по теме

Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в младшем дошкольном возрасте используются специально подобранные произведения художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_annenkova_a.e.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование детской художественной литературы для закрепления у детей знаний о безопасном поведении»

Автор:

Анненкова Алена Евгеньевна, воспитатель I кв. категории.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45»  Муниципального образования города Братска.

Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать.

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека. Ни для кого не секрет,  что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Задача взрослых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависит их здоровье и  безопасность. Но ребенок должен не просто запомнить правила собственной безопасности, но и задуматься над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей, животных, растений.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в младшем дошкольном возрасте используются специально подобранные произведения художественной литературы.

       Ведь литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками используются такие формы работы  как  чтение рассказов  и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа  как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

Для закрепления правил обращения с острыми предметами можно прочитать детям сказки Т. Шорыгиной «Об иголке и непослушной нитке», «Сказку о неосторожной Танюшке», сказку К. Белой «Про Ивана и Митрофана», рассказы  К. Нефедовой «Когда берешься за дело впервые», «Плохой молоток и неправильные гвозди», «Две косы», стихотворения «Ножницы очень на птицу похожи…», «Молоток, гроза гвоздей…», «Пила распилит все подряд…», «Волшебная лопата».      После прочтения рассказов Е. Казакова «Чик – чик ножницы», Ю. Пермяка «Торопливый ножик» предложить детям составить рассказы из личного опыта, познакомить с историей возникновения вещей «Как появился первый топор?», «Как возник первый молоток?», «Как появились первые ножницы?», «Как появилась первая иголка?» и т. д.

Такие рассказы К. Нефедовой, как «Сгоревшее печенье», «Как Коля муху ловил», «Виртуальный мир и реальность», «Кот Барсик и стиральная машина», стихотворения «Утюг», «Электрическая печь», «Холодильник – белый дом», «За компьютером сижу» и т.д. помогают детям запомнить правила обращения с электроприборами, и углубляют о них знания.      Способствуют расширению представлений детей о правилах пожарной безопасности, о труде пожарных чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом», Л. Кунина «Пожарный», Т. Шорыгиной «Проводок», Г. Шалаевой «Я спичек коробок нашел», А. Фетисов «Куда спешат красные машины» и т.д.

В процессе отгадывания загадок об острых предметах, инструментах (иголке, ножницах, ноже, отвертке, молотке, гвоздях, ножовке), об электроприборах (телевизоре, стиральной машине, утюге и т.д.) у детей закрепляются представления об этих вещах и правилах обращения с ними.

Рифмованные правила безопасности детям легко запомнить. Их восприятие вызывает эмоционально-положительную реакцию у ребят: динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их,  и употребляют в разговорах.

         Русские народные сказки являются ценным материалом в развитии у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.В сказках всё – по законам реальной жизни. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений.  Сказки – многослойны, один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны усвоить дети.В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает её буквальнос молоком матери. Причем важная для детей информация подается в самой доступной форме – образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведьто, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дошкольники легко усваивают, что в «другом» большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, ребенок научится бдительности и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть внем и добрые, злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку – как из неё выберешься, чтоб вернутся домой целым и невредимым. Например:

  • будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно.(«Гуси  - лебеди»);
  • не покупайся на лестные  предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет. («Кот, петух и лиса»);
  • слепая доверчивость опасна. Никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
  • не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать («Гуси-лебеди», «Лисица и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.)

     Дети старшего дошкольного возраста могут придумывать к знакомым сказкам свои концовки. В процессе этого развивается воображение, снимается напряжение. А ребята приходят к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное – не растеряться.

      Укаждой сказки есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, дети идут во взрослую жизнь. Новый материал  (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человеку придется столкнуться в реальной жизни.

           Данные приемы помогают готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представления о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Литература

  1. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина  Как обеспечить безопасность  дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: - 5-е изд. – М.:. Просвящение,2006.- 94 с.
  2. З.Некрасова, Н.Некрасова Без опасности: От рождения до школы. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 176с.
  3. К.П. Нефедова Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. -64 с.
  4. К.П. Нефедова Бытовые электроприбора. Какие они? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. -64 с.
  5. Т.А. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера,  2008. – 64с.
  6. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...

Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ...

Совместно – продуктивная деятельность детей и родителей с использованием детской художественной литературы.

В данной публикации представлен опыт сотрудничества педагогов и родителей в период пандемии при дистанционном обучении в ДОУ....

«Использование детской художественной литературы в обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении».

Представление  опыта  работы  по теме: «Использование детской художественной  литературы в обучении  и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении»....