Метафорическая деловая игра
методическая разработка на тему

Зеленская Наталья Александровна

Для работы с педагогами для разрешения проблемных ситуаций в работе с детьми. 

Предлагаю готовый сценарий метфорической деловой игры "Фрекен Бок" , а также методику проведения метафорических деловых игр (автор Халикова М.Н.). 

А также пример МДИ, разработанный мной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метафорическая игра «Фрекен Бок». Размышления о человеческих потребностях, которые могут быть реализованы в педагогической деятельности.

Предлагаем Вашему вниманию метафорическую игру, разработанную сотрудниками кафедры психологии воспитания, которую Вы можете провести с педагогами.

          Существуют человеческие потребности, которые   лежат в основе педагогической деятельности.  Реализация этих потребностей в работе педагога влечет к переживанию положительных эмоций,  обеспечивая чувство удовлетворения и наполненности смыслом.  

         Если человек живет с осознанием смысла своей жизни, реализованном в профессии, то он  становится буквально неуязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.  

             С нашей точки зрения, реализация в профессии собственных внутренних потребностей, свойственных нам как личности,   обеспечивает нам полную защиту от эмоционального выгорания, потому что
если человек верит в то, что в его жизни присутствует  смысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья. Достижение внутренних задач в профессиональной деятельности не только приносит эмоциональное удовлетворения, оно приносит   уверенность в том, что ни одно тяжелое событие в  жизни не проходит впустую,  при этом у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности трудностей и переживаний, свойственных педагогической работе.

               

           Предлагаем Вам в неожиданной форме подумать о том, какие наши внутренние потребности могут найти свое воплощение в педагогической деятельности, наполнить ее смыслом и украсить положительными эмоциями.

Давайте вспомним детскую сказку «Малыш и Карлсон».  Вспомните ее персонажей.

Пожалуйста,  подумайте,   о чем каждый их них мечтает.  

  • Что ждут родители и Малыш от Фрекен Бок?
  • Оправдывает ли она их ожидания?
  • Чего обычно ждут родители от воспитателей, педагогов?
  • Что, как Вам кажется, ждут от Вас родители Ваших учеников?

Давайте с Вами попробуем ответить на вопрос: Что должно измениться (случиться, произойти), чтобы внутренние цели, мотивы Фрекен Бок соответствовали ожиданиям родителей Малыша? Малыша? Карлсона? Допускаются любые ответы на этот вопрос: и  научно-теоретические и фантазийно-сказочные.

Ответьте на этот вопрос с позиции Родителей, Малыша, Карлсона и Фрекен Бок).

Комментарии к игре (характеристика персонажей):

Карлсон  - квинтэссенция всех детских черт - и положительных; и отрицательных, иными словами - он олицетворяет собой детство. Он всякий раз  попадает в   жизнь Малыша весьма конкретным образом - через окно, причем делает это тогда, когда Малыш чувствует себя лишним, обойденным или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таком случае – Карлсон – это  внутренний ребенок, который отражает потребности Малыша, отрицаемые и осуждаемые взрослыми.  

Эта   оппозиция дается через противопоставление реального мира и мира фантазии - для достижения соответствующего эффекта.  А. Савченко (режиссер мультфильма) придумал простой, но эффектный изобразительный ход: все, относящееся ко взрослой жизни (улица и машины в самом начале первой серии, мебель и бытовые предметы в квартире Малыша), дано в черно-белом изображении, но все, что так или иначе занимает мальчика (его реальные игрушки и игрушки выдуманные, которые он видит на улице вместо машин), - в цветном. Как только в жизни Малыша появляется Карлсон, все вокруг окрашивается в яркие цвета, и только когда в наказание за разбитую люстру ребенка ставят в угол, все угловое пространство снова становится черно-белым, пока на избавление покинутому Малышу не прилетает Карлсон.

Вполне ощутима в мультфильмах и идея исключительной роли Карлсона в жизни Малыша.  Карлсон и в мультфильме отчасти выполняет функцию волшебного помощника (он помогает Малышу, конечно, гораздо больше и разнообразнее, чем оживший  в начале первой серии светофор, но в чем-то очень похож на него).  

Подобно Карлсону в спектаклях Театра сатиры и Театра им. Ленсовета (и, по-видимому, во многих других советских театрах), мультипликационный Карлсон изображен А. Савченко как взрослый человек, задача которого состоит в том, чтобы развлечь грустного ребенка. Возрастной статус Карлсона подчеркнут и в его визуальном облике - через выразительные брови, массивный подбородок, и в поведении - он ведет себя как настоящий кавалер (кокетничает с девушкой в телевизоре и с фрекен Бок во второй серии). Это функция взрослого утешителя .  

Семья Малыша - это милая, дружная, ласковая семья, члены которой  относятся к Малышу и к его излюбленной "выдумке" с тактом, чутко и уважительно.

Диалоги с мамой выглядят очень сердечными,  вспомните  очень трогательную деталь: мама пеленает почти восьмилетнего мальчика в одеяло, как грудного младенца,   самой маме даже доверено во второй серии с надеждой высказать предположение о том, не существует ли на самом деле Карлсон, и поэтому родителей и сына разделяет отнюдь не  пропасть, а всего лишь случай, который никак не позволяет родным Малыша встретиться с Карлсоном.

Фрекен Бок -  Самый  главный    партнер Карлсона. На самом деле – это противопоставление Карлсону. Карлсон призван реализовать потребности Малыша, Фрекен Бок – отрицать их.   Пригласив на озвучание этой роли Фаину Раневскую, создатели мультфильма рассчитывали на то, что узнаваемость ее голоса сразу же придаст образу домомучительницы такой шарм и обаяние, которых и не предполагал текст Линдгрен. Напомню, что в повести (как и в спектакле) фрекен Бок довольно жестока: она «бесится», «багровеет от злости», «зеленеет от бешенства», «громко бранится» и даже позволяет себе дать Малышу пощечину. Но и Карлсон ведет себя с ней почти садистским образом.  



Предварительный просмотр:

Халикова М.Н.

     

Метод «Деловая метафорическая игра»

Иногда в учебном процессе встают довольно сложные вопросы, которые требуют решений. Иногда эти вопросы связаны с учебной информацией, а иногда с межличностной. То есть нужно найти выход из какой-то сложной ситуации или принять решение, которое устраивало бы всех участников процесса. Или придумать, создать что-то новое.

Понятно, что для решения таких вопросов требуется групповая работа, а также подключение наших творческих способностей.

Одна из форм такой работы была придумана и разработана мной и моими коллегами, изложена в книге под ред Ж. Завьяловой «Метафорическая деловая игра».

Этот метод я хочу предложить вашему вниманию для применения в своей работе.

Термин деловая метафорическая игра включает в себя 2 термина: деловая игра и метафора.

Начнем постепенно.

Деловая игра- это метод организации активной работы учащихся, направленный на смену установки, выработку определенных рецептов решения сложных ситуаций.

Деловая игра позволяет так организовать пространство, что участники- ученики, используя свой опыт и знания, могут создать новый продукт, прийти к новым вариантам решения их реальный проблем.  Деловая игра всегда имеет свой содержательный результат, что очень важно для учащихся.

Все вышеперечисленные качества есть и у метафорической деловой игры. Особенность ее заключается в том, что для ее проведения, для решения проблемы, задачи в качестве сюжета деловой игры берется метафора.

Метафорой могут служить сказки, притчи, легенды, анекдоты, по аналогии передающие проблематику отношений главных героев метафоры и реальных проблем, задач, требующих решения.

Использование метафоры позволяет активизировать творческие способности учеников, снять блоки, стереотипы, которые, возможно, уже сформировались при неудачных попытках решить проблему на практике. Переключить внимание участников с видения преград на видение возможностей. Дает особую легкость, пробуждает новый запас энергии у ее участников.

Когда можно использовать метафорическую деловую игру:

-когда надо у учеников сменить установку ( то есть отношение) к проблеме

-научить самоорганизации

-личностный рост и развитие

-решение конфликтной ситуации

-научить принимать решения

- отработать пройденную тему

А также учитель проводить деловую метафорическую игру тогда, когда он сам не знает ответов на вопросы участников, когда у него нет готовой технологии или рецепта.

Сейчас мы с вами на практике посмотрим как выглядит этот метод. И проведем деловую метафорическую игру. Допустим возьмем для нее решение такого вопроса как- мотивация к обучению. Как повысить у наших детей желание учиться? У кого какие есть предложения?

Ну что ж- предложения интересные, заслуживающие внимания. Будут ли они работать или нет- это покажет нам жизнь. Чтобы этого немного проверить, а заодно, возможно, найти еще дополнительные методы, проведем деловую метафорическую игру.

Давайте с вами вспомним сказки или притчи, в которых с героями происходит похожая ситуация.

Деловая игра «Мальвина- Буратино»-

Что должна сделать Мальвина, чтобы вам стало интересно учиться?

Что надо сделать , чтобы Буратине стало интересно?

Описание метода:

В деловой метафорической игре ведущий, учитель выступает как фасилитатор: он не дает новую информацию, рецепты и советы участникам игры, а организуя их работу в определенном формате, побуждает их самих решить эту проблему, ответить на те вопросы, на которые до проведения игры у них не было определенного ответа. Мы выступаем не как учитель, а как организатор учебного процесса.

В деловой метафорической игре от учителя требуется четко сформулировать инструкцию, следить за временем, стимулировать творческую активность, грамотно проводить анализ и обобщение результатов игры. Быстро, кратко и понятно писать на доске. Самому быть собранным и мобильным. От того, в каком ритме работает ведущий игры, зависит и ритм деловой игры. Нет ничего хуже вялой и нудной деловой игры. Тогда участники могут устать, упустить  общую смысловую нить, забыть, чем они здесь занимаются.

Это может привести к развалу работы.

Алгоритм составления деловой метафорической игры.

  1. Четко записать проблему из реальной жизни.

Например: как повысить у школьников интерес к учебе?

  1. в проблеме четко выделить субъектов действия.

В данном случае первый субъект- это учащиеся ( именно у них низкая мотивация на обучение). Второй субъект- это учитель, который хочет эту мотивацию у них повысить.

3. Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их интересах и желаниях.

В нашем примере учитель очень заинтересован активизировать познавательную активность у учащихся. А учащимся все равно, возможно, они даже не знают, что у учителя есть такое желание в отношении их.

4. Подобрать по аналогии пример из сказки, притчи, анекдота, истории, в котором бы главные герои были бы связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами, желаниями.

Для нашей ситуации прекрасно подойдет «Сказка про Буратино», точнее тот эпизод из нее, где Мальвина пытается научить Буратино считать и из этого ничего не выходит.

Отношения Мальвины и Буратино напоминают отношения учителя и ученика ( точнее даже тщетные попытки учителя заинтересовать ученика, прибегая к разным педагогическим методам).

5.Определить количество команд и их название.

Количество команд равно количеству субъектов, то есть количеству действующих персонажей.

В нашем примере все участники игры делятся на 2 команды. Первая команда- это Мальвины ( символизирующая учителей с желанием повысить интерес к учебе у их подопечных). Вторая команда- это Буратино ( символизирующая учеников с их низкой мотивацией к обучению).

6. Сформулировать задания для каждой команды.

Задание формулируется по аналогии с заданием- проблемой из реальной жизни. У нас в примере учителю важно ответить на вопрос: «Как повысить у учеников интерес к процессу обучения?» Значит задание команде Мальвин дается аналогичное, только с учетом сказочной ситуации. Например так: «Что должна предпринять Мальвина, чтобы Буратино действительно захотел учится и стал прилежно выполнять ее задания?».

Задание для второй команды формулируется похожим образом: «При каких условиях вы, Буратины, захотите учиться и станете прилежно выполнять задания Мальвины?».

Теперь метафорическая деловая игра готова ее осталось только провести.

Почему именно сказки, притчи, легенды рекомендуется использовать. Почему нельзя взять реальную проблемную ситуацию из практической жизни участников?

Связано это с тем, что участники не видят путей выхода из своей проблемной ситуации, либо не уверены, что смогут ими воспользоваться и добиться результата, значит, они уже думали над проблемой, но так ни к чему и не пришли. Заново ( только в несколько иной форме) проходить этот путь- процедура не очень эффективная. Участники слишком зацеплены эмоционально за свою проблему, слишком скованы шаблонами и стереотипами. Творческая энергия в них заблокирована фиксацией внимания на преградах.

Сказки, притчи, анекдоты, былины, исторические сюжеты- это прекрасные метафоры. Рецепты решения проблемной ситуации остаются теми же, только выражены они иносказательно, через метафору.

Только такой метафорический прием помогает участникам игры на время отвлечься от своей проблемы, вжиться в роль сказочных героев и помечтать. Это высвобождает огромный потенциал творческих сил. Обычно участники придумывают целую кучу рецептов, как помочь своим сказочным героям. И уже задача ведущего игры провести параллель между сказкой и былью. В этом, как показывает практика, ничего сложного нет- все «шито белыми нитками».

Процедура проведения деловой метафорической игры.

  1. Учитель формулирует группе проблему, ситуацию, которую надо решить и проводит сбор мнений по этому вопросу.

В нашем примере это может выглядеть так:

«Всем нам известно, что на сегодняшний день очень сложно бывает заинтересовать учеников процессом обучения. Ребята не хотят учиться, чем старше класс, чем мотивация к обучению снижается. Задача учителя- заинтересовать изучаемым предметом, привить интерес к учебе, показать, что учиться в школе необходимо, и именно в образовании заложен успех в будущем. Хорошо, если ребята сами это понимают, если в их семье транслируется важность и ценность обучения. А как нам быть, если ученик не проявляет интереса к учебе, считает обучение обузой и на уроках ему не интересно?». Здесь ведущий игры проводит сбор мнений, выслушивая каждого участника.

  1. Учитель формулирует тему деловой игры.

Например, так: «Мы выслушали здесь разные мнения и рецепты. Что из них сработает, а что- нет, покажет жизнь и наши ученики. Но, чтобы нам не ошибиться, предлагаю следующее. Давайте вспомним сказку про Буратино, где Мальвина хотела научить его считать». Далее учитель вкратце рассказывает данный сюжет и говорит о том, что ситуация схожа с нашей. Как Мальвине не удается заинтересовать Буратино обучением, так и нам, порой, сложно повлиять на ученика и его мотивацию к обучению.  ( Если есть вероятность, что та или иная сказка может быть е знакома участникам, то надо заранее подготовить печатный материал с описанием необходимого отрывка, и либо зачитать его вслух, либо попросить участников заранее ознакомиться с содержанием). Также можно предложить участникам самим повспоминать сказки, притчи, исторические сюжеты, в которых есть ситуации, похожие на нашу.

  1. Учитель делит участников на команды, дает им названия и рассаживает по разным углам класса.
  2. Учитель формулирует задание-вопрос каждой команде. Объявляет процедуру работы и выдает каждой команде по ватману и набору фломастеров. Во время самостоятельной работы команд, учитель следит за регламентом и готовит место для выступления ( чтобы на доску можно было легко повесить ватманы, чтобы ничто ее не загораживало).

Процедура работы команд следующая: команды должны в течение 10 минут придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с задачей. Это походе на мозговой штурм. Принимаются все идеи участников, даже самые странные и самые комичные. Затем в течение 10 минут участники каждой команды должны подготовиться к презентации своих идей- для этого отобразить все на ватмане. Приветствуются зрелищные рисунки. Затем наступает презентация- представители каждой команды по очереди докладывают обо всех решениях проблемы сказочного персонажа, которые они придумывали.

  1. Презентация команд. Здесь учитель сначала приглашает ту команду, которая олицетворяла субъекта с проблемой.  

В нашем случае- это команда Мальвин, потому что именно они олицетворяют учителей, которым надо решить проблему повышения интереса к учебе у учеников. Это важно.

Участники прикрепляют ватман к доске и сообщают варианты своих решений. Затем выступает вторая команда- ведь именно у них хранятся ключи от проблемы. При каких условиях Буратино захочет учиться? Совпадает ли видение Мальвин с видением Буратин??? Это кульминация деловой игры. Важно, чтобы ватманы обеих команд висели рядом, а не один поверх другого.

  1. Учитель подходит к ватманам и начинает сравнение.

Что совпало? Что нет?

Что нового добавили Буратино к видению Мальвин?

Что неверно в действиях Мальвин? Что противоречит взглядам Буратин- учеников?

По мере сравнения учитель постепенно переходит от сказочной ситуации игры к реальной проблеме в жизни. Важно, чтобы учитель проводил параллели и мог перевести язык метафоры-сказки на язык реальности.

Перемежая язык сказки с языком реальности, учитель добивается того, что уже вся группа видит параллели между сказкой и жизнью и получает реальное понимание того, как повысить интерес к учебе у учеников ( это в нашем примере).

  1. Учитель подводит итог игре.

Либо дает участникам самим подвести итог и сделать выводы. В выводах обязательно должна содержаться практическая ценность для участников. Вывод игры может служить информационным мостиком для перехода к объяснению теоретического материала, если у учителя есть новый материал по этой теме. Например, в нашем случае подойдет мини- лекция о теории мотивации детей и взрослых.

Иногда можно ограничиться просто выводами из деловой игры и перейти к новой теме, к новому этапу урока. Либо, наоборот, подвести итог урока.

Д.З. Результаты и эффекты метафорической деловой игры- написать. Провести какую- либо игру.



Предварительный просмотр:

Деловая метафорическая игра

1. Проблема: девочка (7 лет) в детском саду часто упрямится, вредничает без видимых на то причин, обижает других детей, ревностно относится к их успехам, везде стремится быть первой. Никто из детей не хочет с ней дружить. Воспитатели не знают, как помочь девочке завоевать симпатии других детей и найти друзей.

2. Метафора: «Жужуля» М. Пляцковский

Никто не любил пчелу Жужулю, потому что была она очень вредной. Всем от нее доставалось. Спрашивается: зачем в чужие дела свой хоботок совать? А Жужуля совала. И, кроме того, всегда ее что-нибудь злило.

Обедает кролик Кочерыжка, а Жужулю зло берет. Пляшут разноцветные бабочки польку, вальс или какой другой танец, а Жужуля недовольна.

Играет слоненок Лус гаммы на аккордеоне, а Жужуля места себе не находит.

Теперь вы сами понимаете, почему никому не хотелось дружить с Жужулей.

Вот что однажды с этой самой Жужулей произошло. В понедельник, нет, кажется, во вторник или в среду, а точнее – в четверг, но, может быть, и в пятницу тигренок Полосатик сидел в удобном кресле под большим банановым деревом, читал толстую книгу и запивал забавные истории апельсиновым соком.

Нужно вам сказать, что Полосатик брал в библиотеке все книжки подряд, так как научился читать совсем недавно – и ему было все интересно. Но больше всего он любил читать вслух веселые книжки. При этом Полосатик громко смеялся.

В тот день, о котором идет речь. Полосатику попалась особенно смешная книжка. Он так заливался, что у него даже слезы от смеха на глаза наворачивались и полоски по всей шкуре перекатывались.

Пролетала мимо Жужуля. Услыхала она, что Полосатик хохочет, и присела сзади на спинку кресла.

Полосатик Жужулю не заметил. Читает. Подпрыгивает от восторга. Надоело Жужуле на чужую радость глядеть – и принялась она вокруг Полосатика кружиться и жужжать. Тут тигренок заметил Жужулю и спрашивает:

– Чего это ты вокруг меня вьешься? Места мало, что ли?

– А я ужжалить тебя хочу, – отвечает Жужуля.

– Ужжжалить? А что это такое?

– Это – ужжасно больно?

– Для чего ты мне хочешь сделать больно? – возмутился Полосатик. – Разве я тебя трогал?

– А я тебя ужжалю, потому что мне не нравится... твой смех?

– Может, мне тоже не нравится, как ты жужжишь возле моего уха? Скажи, разве я приглашал тебя в гости?

– Верно. Не приглашал. А меня никто в гости и не приглашает.

– Но это же плохо? Значит, у тебя нет друзей.

– Подумаешь, друзья? Если мне захочется, я сама в гости прилечу без всякого приглашения?

– Это невежливо.

– Вот еще вежжжливый нашелся? Сейчас как ужжалю в нос? – пропищала Жужуля и давай нападать на тигренка.

Полосатик только лапами отмахивается и ворчит. А сам думает: как вредную Жужулю проучить получше? Наконец придумал и говорит:

– Послушай, Жужуля! Не надо меня жалить. Если уж ты ко мне в гости прилетела, давай я тебя угощать буду.

– Вот это другой разговор – обрадовалась Жужуля.

– А что ты любишь? – спросил Полосатик.

– Сахар люблю!

– Сахар? Пожалуйста! Сейчас принесу. Полосатик не был обманщиком. Он вынес Жужуле несколько кусочков сладкого сахара и положил на стол.

Увидела Жужуля лакомое блюдо – и забыла обо всем на свете. Даже спасибо не сказала Полосатику – так и прилипла к сахару.

А тигренок не зевал. Взял он со стола незаметно стакан, из которого сок апельсиновый пил, подкрался к Жужуле, ррраз – и накрыл ее пустым стаканом. И очутилась Жужуля под прозрачным стеклянным колпаком. Поняла она, что в ловушку попалась, шипит, жужжит, а ее не слышно.

Успокоился Полосатик. Уселся в кресло поудобнее и стал снова книжку читать. Читает и смеется пуще прежнего. Недаром на эту книжку в библиотеке целая очередь была?

3. Команды:

Количество: 2 команды.

1 команда «Жужули» (символизирующая девочку с проблемами в общении)

2 команда «Полосатики» (символизирующая воспитателей с желанием помочь девочке) - активная.

4. Вопросы для каждой команды:

«Жужули» - при каких условиях Жужуля перестанет вредничать и будет доброжелательно относиться к окружающим?

«Полосатики» - что должен предпринять Полосатик, чтобы Жужуля перестала вредничать и начала доброжелательно относиться к окружающим?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...

Развивающая программа с использованием метафорических карт "Игры души"

Представленная программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфор...