"О коллективном музицировании как средстве коммуникативного развития"
консультация по теме

Репная Светлана Николаевна

"Тайны общения должны быть главной заботой на музыкальных занятиях с дошкольниками... Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей ..." - убежден Л. В. Виноградов, автор уникальной системы музыкального образования детей и их родителей.

В настоящее время к музыкальным занятиям предъявляются высокие требования, целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в дошкольных учреждениях. именно музыкальные занятия рассматриваются как важное средство формирования эстетическо-нравственных чувств, развития сознания, способностей детей. Вместе с тем основная цель музыкально-педагогической системы - общее музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Считаем необходимым подробнее познакомиться с курсом музыкальных занятий "Коллективное музицирование" для детей от 5 до 10 лет, составленным и разработанным Л. В. Виноградовым. "Коллективное музицирование", "Элементарное музицирование", как компоненты системы воспитания и обучения детей музыке являются синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: Пьера ван Хауве (Голландия), Золтана Кодая (Венгрия), Карла Орфа (Австрия) и Эмилия Жак-Далькроза (Швейцария). Особенность их концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого - принцип коллективного музицирования, а музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребенка музыкальных и главным образом общих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  2 пгтИльского МО Северский район.

музыкальный руководитель:

Репная Светлана Николаевна.

"О коллективном музицировании  какк средстве коммуникативного развития"

"Тайны общения должны быть главной заботой на музыкальных занятиях с дошкольниками... Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей ..." - убежден Л. В. Виноградов, автор уникальной системы музыкального образования детей  и их родителей.

В настоящее время к музыкальным занятиям предъявляются высокие требования, целенапрвленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в дошкольных учреждениях.  именно музыкальные занятия рассматриваются как важное средство формирования эстетическо-нравственных чувств, развития сознания, способностей детей. Вместе с тем основная цель музыкально-педагогической системы - общее музыкальное развитие детей дошкольного возрастата. Считаем необходимым подробнее познакомиться с курсом музыкальных занятий "Коллективное музицирование" для детей от 5 до 10 лет, составленным и разработанным Л. В. Виноградовым. "Коллективное музицирование",  "Элементарное музицирование", как компоненты системы воспитания и обучения детей музыке являются синтезом  музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: Пьера ван Хауве (Голландия), Золтана Кодая (Венгрия), Карла Орфа (Австрия) и  Эмилия Жак-Далькроза (Швейцария).  Особенность их концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого - принцип коллективного музицирования, а музыка в этой системе представлена скорее  не как цель, а как средство развития  у ребенка музыкальных и главным образом общих способностей.

      Дети  учатся свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в ансамблях, оркестрах, петь в хоре и соло.  при этом ребенок овладевает необходимыми знаниями не в результате специальных сознательных усилий (с целью научиться чему-то определенному), а в результате деятельности, направленной на достижение другой цели,  и обычно незаметно для себя. Эти занятия больше напоминают игру , чем работу внутри которой постепенно созревают основные музыкальные способности.

      По системе виноградова можно заниматься с детьми разного дошкольного  возраста, даже до 3-х лет. А с 3-х лет, когда дети предпочитают работать самостоятельно ("Я сам!"), им нужны музыкальный руководитель с ассистентом, которые организуют ситуации для совместных игр. Работу ассистента может выполнять воспитатель группы. Оптимальный состав группы - 12-15 человек.

        Цель курса в целом - познакомить детей с элементарными формами музыки, подготавливая их тем самым к последующему обучению. Цель отдельных занятий заключается в том, чтобы с первых звуков дети без репетиций и подготовки смогли включиться в музицирование. В рамках музыкальных занятий ставится задача, как придать коллективному музицированию. элементарному мкзицированию статус деятельности общения, или коммуникативной деятельности.

     Под понятием "элементарное музицирование" Карл Орф имел в виду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе  которых может музицировать ребенок.  Осваивая эту прграмму, дети получают необходимые сведения о музыке и об  особенностях  музыкально-творчесской направленности  деятельности:  о восприятии музыки, вокально-хоровой деятельности, импровизации как учебном действии, осознанном интонировании, творческих упражнениях, музыкальных играх  и т. д

      Организация совместных действий дошкольников требует особых коммуникативных умений, таких, как:

  • сотрудничать и согласовывать свои действия в совместной деятельности;
  • слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять активность, самостоятельность в процессе музицирования  и общения;
  • выражать эмоции и чувства не словом, а мимикой;
  • пользоваться вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жесты, пантомима) и т. д.

     Прмер фрагмента музыкального занятия  из курса Л. В. Виноградова "Коллективное музицирование", направленное на развитие коммуникативных умений дошкольников.

         Занятие начинается с организации музыкальной и игровой деятельности, являющейся естественной формой активности дошкольника. Чередуются виды деятельности (слушание музыки, движение, пение, игра,  на музыкальных инструментах), что позволяет логически выстроить динамику занятия. Оно строится на смене настроения или на создание кульминации, когда происходят постепенное эмоциональное  насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия  расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, высвобождающих энергию и снова до постепенного расслабления).

     Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния, в котором дети входят в музыкальный зал. Л. В. Виноградов по этому поводу говорит: "По тому, как дети вошли в музыкальный зал. можно судить о готовности детей к занятию. Является ли музыка для них предметом?".

     Так, например, если дети возбуждены и в музыальный зал не просто вошли, а вбежали или точнее, ворвались, им трудно усидеть на месте. В этом случае лучше начинать занятие с музыкальных движений, подвижных игр, танцев, организации совместных действий. Именно они позволят выплеснуть энергии, эмоциям и облегчат переход к таким видам деятельности, которые не требуют физической активности, например, к игре на орф-инструментах, к исполнению песен.

     Занятие начинается с приветствия. Дети входят в музыкальный зал, и каждый кладет свои ладони на ладони музыкального руководителя и произносит: "Здравствуйте!" Музыкальный руководитель, в свою очередь, обращается к каждому ребенку, глядя ему в глаза: "Здравствуй, Саша! Здравствуй, Маша!". Приветствие является ритуалом, при котором между музыкальным руководителем и детьми возникает непосредственный контакт. Если ребенок боится или стесняется, это чувствуется по тому, как он действует: с опаской, не кладет свои ладони на ладони музыкального руководителя, а лишь чуть касается их. Ладошки, как правило, холодные, глаза опущены. Но на третьем или четвертом занятии тревожность изчезает, возникает доверие к педагогу. именно в таком приветствии, т.е. через тактильное прикосновение, музыкальный руководитель предлагает свою дружбу, тем самым создавая доброжелательный настрой на занятие.

    В музыкальном зале нат столов и стульев. На полу разложен ковер, который выполняет эстетическую функцию. Это территория, где дети свободно могут выполнять различные телодвижения, учатсся видеть самих себя, решать музыкальные задачи.

     Большая часть движений на музыкальных занятиях выполняется покругу, даже музыка в своем непрерывном звучании напоминает круговые движения. Еще в древние времена круг вовпринимался людьми по-особому: у круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки.  "Работа в кругу объединяет  детей, а выстроенная ширенга - разобщает" (Л. В. Виноградов). Итак, чтобы сплотить детей и объединить их в движениях и в играх, я  предлагаю им встать в круг а вот пластические движения целесообразно делать  на краю ковра (рабочая зона).

     Дети с удовольствием выполняют музыкальное упражнение-песню "Раз - себе, два - другому!"  с мячом, направленное  на формирование  коммуникативных умений:

  • сотрудничать и согласовывать действия в совместной деятельности;
  • пользоваться вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жесты);
  • эмоционально сопереживать  и практически сотрудничать в деятельности.

     Музыкальный руководитель дает установку: "За ковер не выходить!"

     Для того, кто выходит за пределы ковра, занятие прекращается. Но немного отдохнув, ребенок сам решает, когда он может вернуться на ковер и  продолжить занятие.

     Песню"Раз - себе, два - другому!" дети поют, выполняя манипуляции с мячом.

     1 такт - на первую долю ударить мяч о пол, а на вторую долю - поймать;

     2 такт - на первую долю ударить мячом о пол так, чтобымяч отскочил ко второму ребенку. на вторую долю тот ловит мяч и таким образом отсылает его третьему, и так по кругу. при этом первый ребенок должен передать мяч, чтобы второй ребенок его поймал: через взгляд осуществляются зрительный контакт, общение друг с другом.

     Дети контролируют выполнение своих действий:  посмотрел ли ребенок с мячом на другого партнера. При этом первый ребенок (у кого мяч) не говорит вслух: "давай. лови!" Дети понимают друг друга по взгяду, свободно и без ошибок исполняют текст песни. Здесь не музыкальный руководитель следит за действиями детей, а они сами учатся контролировать себя. Мяч же помогает выделить главную особенность музыки ее непрерывность.

     Роль музыки заключается не только в  музыкальном сопровождении и оформлении, но и  в организации совместных действий, создании ритмического ансамбля, музыкальной игровой ситуации, творческой и веселой атмосферы.

     Во время выполнения  музыкальных движений обсуждать что-то и разговаривать нельзя. Интересно наблюдать за детьми со стороны. Выполняя движения, они переживают друг за друга, за общую правильность выполнения задания. Пытаются взгядом (нахмуривая брови, моргая глазами)  или через мимику , надувая щеки, просигнализировать о неправильном выполнении движения. Так через невербальные средства общения устанавливается коммуникативная связь между детьми.

     Занятие закончилось, и мы прощаемся, вновь возвращаясь к нашему ритуалу. Музыкальный руководитель обращается  вытянутыми вперед ладонями отдельно к каждому ребенку. Дети подходят и дотрагиваются до его ладоней, произнося: "До свидания!".

     Через такое приветствие  и прощание развиваются коммуникативные умения дошкольников: вступать в процесс общения, выражать приветствие, прощание, вежливо общаться, соблюдать правила культуры общения со взрослыми, сверстниками.

     Особенность разработанного Л. В. Виноградовым курса музыкальных занятий "Коллективное музицирование"  в том, что занятия доступны детям независимо от их способностей. Задача музыкального руководителя - сохранить искренность переживаний детей, интерес и любовь к музыке и в дальнейщем приобщение к музыкальному искусству.

     Музыкальные занятия не утомляют детей, носят оздоровительный характер. Не смотря на то, что они расчитаны на содержательную работу, игровая форма позволяет  избежать усталости, потому, что дети предпочитают играть весь день. Они с первого занятия проявляют замечательный интерес к музыке веселой и подвижной. Через невербальные средства общения под музыку у них развиваются коммуникативные умения, устанавливается коммуникативная связь.

     Дети открыто выражают свои эмоциональные переживания, чувство удовлетворения. Музыкальный руководитель должен использовать разные художественно-игровые формы общения с музыкой, развивать у детей интерес к слушанию музыки, музыкальный вкус на основе слухового опыта, творческое воображение и музыкальные способности.

Используемая литература

 

  1. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Виноградов Л. В.  Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. Спб, 2008.
  3. Виноградов Л. В.  Музыкальные занятия с детьми до 3 лет в семье и не только. Спб, 2010.
  4. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. Спб, 2009.
  5. Горелов И. Н.  Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2007.
  6. Музыкальный справочник / Под редакцией Н. Шавельзон. М.: Изд. дом "Золотое руно", 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная деятельность как средство коммуникативного развития дошкольников"

    По определению известного  психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности – это умение и навыки общения человека с людьми.Общение является важным условием психологич...

"Игра - как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста....

Социо-игровая технология как средство коммуникативного развития ребёнка.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей» Выготский Л. С....

«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».

«Театрализация, как средство коммуникативного  развития дошкольников младшего возраста».Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность...

Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей

         Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общени...

Статья "Интерактивный стол как средство коммуникативного развития дошкольников"

В статье описывается опыт использования интерактивного стола как средства коммуникативного развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Опубликована в соавторстве в сборнике &q...