«Развитие эстетического восприятия дошкольников посредством декоративного рисования».
статья по теме

Гилязова Вера Хабибовна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие эстетического восприятия дошкольников посредством декоративного рисования».

     Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю, природе, истории, к национальным традициям. Основанное на глубоких художественных традициях, народно-прикладное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

   Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему  народному искусству, что объединяет все виды, что отличает их друг от друга, в зависимости от природных условий, занятий, местных жителей, их вкусов.

    Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать увиденную красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились. У них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка предметов русского прикладного искусства.

       Нас окружает прекрасный мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Мы можем рассмотреть, любоваться тем, что дает нам природа и передать увиденную красоту в своих работах по изобразительной деятельности.

     Поэтому я перед собой поставила цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, привить  интерес к народному искусству, предметам быта, ознакомить с элементами росписи, помочь детям уметь видеть красоту в итоге своей работы.

    Свою работу начала  с организации предметно-развивающей среды в группе. Изготовила  наглядный и дидактический материал: дидактические и развивающие игры: «Узнай элементы узора», «Лото», «Найди пару», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Обведи рисунок», «Дорисуй рисунок», «Собери целое», «; альбомы с  иллюстрациями хохломской, гжельской, дымковской росписи, картинки; изготовила из папье - маше предметы быта:  разнообразная посуда, самовар, кувшин,  музыкальные инструменты, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, а из декоративной тыквы – маракасы, тем самым  создала условия для самостоятельной деятельности детей.

       Разработала перспективный план, комплекс занятий по данной теме. Знакомство детей с историей народных промыслов проводила Марья-искусница, которая в доступной для детей форме рассказала об истории возникновения промысла, особенностях предметов, специфике цвета и формы. Знакомила со средствами выразительности, основными элементами, художественного языка (линии, формы, композиции), при этом особое внимание обращала на развитие эстетического восприятия детей.

      Свою работу старалась строить так, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия в «Хохлому», экскурсии в сад, в сказку. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь детям попасть в необычный мир искусства. Это делало занятия живыми и интересными. В течение года дети совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев: «летали» на ковре самолете «Хохлома», превращались в мастеров-художников, побывали в  «городе Мастеров».

                Декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического восприятия, поэтому с младшего возраста обучала детей  умению видеть красоту окружающей природы, любить родной край и ценить прекрасное вокруг. Вместе с детьми ходили на экскурсию в лес, на огород. Рассматривали листья, ягоды, цветы, завиточки, определяли форму, строение, цвет. Собирали листья, засушивали их, составляли узоры, композиции. Знакомила детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Гжель. Вместе с детьми рассматривали предметы народного быта народных умельцев, отмечали их особенности, сравнивали, анализировали, обогащая представления о взаимосвязи народного промысла и окружающего мира. Познакомить детей с историей Дымки, Хохломского и Гжельского промысла помогала бабушка Арина. Мы с детьми ходили к ней в гости в горницу, которую организовали с помощью родителей. Она в доступной для них форме знакомила детей  с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлены изделия, особенностями росписи, историей возникновения промысла.

С помощью дидактических игр дети научились самостоятельно подбирать фон, цвет, краски для узора, чтобы передать яркость, красивое сочетание с фоном.

             В средней группе дети научились рисовать элементы росписи: легкие завитки, гроздья ягод, веточки, листики. Дети старшего возраста расписывали изделия, самостоятельно составляя узоры, композиции. Для росписи использовали дощечки, бумажные тарелки, стаканчики, посуду из папье-маше. Готовые расписанные изделия дарили родителям, детям других групп, оставляли в группе для сюжетно-ролевых игр. Расписывая изделия, дети проявили свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте в реальность. Дети чувствовали сказочную прелесть народной росписи, получая радость в итоге своей работы.

      На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику рисования. Знакомя детей с предметами народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного.  Учила   видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность  любить и радоваться жизни. Старалась  научить детей  видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания и оттенков.

       На занятиях по декоративному рисованию  у детей  пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, умение творить добро и красоту, приносить радость.

              С педагогами проводила консультации, где знакомила их с историей развития народных промыслов; семинар-практикум, где педагоги получили теоретические и практические знания о проведении занятий по декоративному рисованию.

        Большое внимание уделяла на работу с родителями. Информацию по данной теме  родители получили на собраниях, консультациях. Провела «круглый стол» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания детей, викторины, развлечения. Были проведены совместно родителями и детьми выставки по темам: «Веселая Дымка», «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель».

        В результате проделанной работы у детей развились познавательные процессы, совершенствовалось эстетическое восприятие, наглядно-образное мышление. Дети научились чувствовать красоту вокруг себя, получая неиссякаемую энергию, которая создает хорошее настроение, вдохновляет на познание, игру, общение, труд. У детей формировались эстетический вкус, мелкая моторика рук, обогатился словарный запас, развились художественно-творческие способности, мышление, воображение, положительный настрой на создание новых необычных работ, интерес к народно-прикладному искусству, доброжелательное отношения друг к другу, любовь к родному краю, родной природе, умение видеть красоту в итоге своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эстетического восприятия дошкольников

Развитие эстетического восприятия дошкольников...

Развитие эстетического восприятия дошкольников в приобщении к изобразительному искусству

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста....

Развитие эстетического восприятия на занятиях по рисованию.

Программное содержание.Развивать у детей эстетическое восприятия, воображение, творческие способности, учить рисовать красивые цветы, используя знакомые приёмы рисования: мытой бумагой, кисточкой, учи...

Особенности развития эстетического восприятия дошкольников средствами изделий народного промысла

В статье представлены особенности развития эстетического восприятия средствами народных промыслов - росписи....

Примерный перспективный план по теме самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»

Примерный перспективный план по теме самообразования«Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»...