Особенности развития эстетического восприятия дошкольников средствами изделий народного промысла
статья

В статье представлены особенности развития эстетического восприятия средствами народных промыслов - росписи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_esteticheskogo_vospriyatiya.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития эстетического восприятия дошкольников средствами изделий народного промысла.

Миронова Анастасия Александровна,

Методист МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие», г. Надым  

В дошкольном детстве художественная деятельность является ведущим способом развития эстетического восприятия действительности. Одной из задач художественно-эстетического воспитания является приобщение дошкольника к ценностям своей культуры. Под воздействием культуры и произведений искусства формируется эмоционально-творческое начало ребенка. Огромный потенциал развития художественного начала заложен в изделиях народного промысла. Они отражают своеобразие  региона страны, несут в себе историю, имеют эстетическое значение. Изделия народного промысла обладают неповторимостью, оригинальностью, отражают красоту природы. Материал, из которого выполнено изделие, несет в себе не только особенный стиль автора, но и отражает традиции работы с ним.

В 2018/2019 учебном году в МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие» была внедрена и апробирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник». Одной из задач выступала возможность развития эстетического восприятия через ознакомление с изделиями народного промысла и их изображения. Дети через ознакомление с народными видами промысла становятся ближе к искусству, развивают свои творческие способности, художественный вкус.

Одним из самых известных художественных промыслов, основу изделий которых составляет глина, является дымковская игрушка. Простота игрушки, ее яркая роспись делают игрушку понятной и привлекательной для восприятия ребенка. Особенности изготовления филимоновских игрушек позволяет погрузить ребенка в мир плавных и изящных линий. Не смотря на небольшое количество используемых цветов, филимоновские игрушки не уступают по яркости и насыщенности дымковским.  Монолитность фигурок позволяет познакомить дошкольников с особенностями используемого материала.

Самым известным видом русской народной живописи выступает хохломская роспись. Она чаще всего применяет для росписи посуды и мебели. Основными мотивами выступают растительные, так же встречаются птицы и рыбы. Знакомство с хохломой позволяет ребенку развить образное видение предмета или явления, умение анализировать и выделять существенные признаки этого вида росписи. Изучить весь спектр одного цвета позволяет гжельская роспись. Ей присущи насыщенные кобальтовые оттенки, яркая майолика. Ручная роспись каждого изделия придает ей неповторимость. Резкость цветовых переходов способствует формированию начальных представлений о широте и богатстве цвета.

Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания является включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале русских народных художественных промыслов. Ребенку легче воспринять информацию, которая приобретает для него личностный смысл. Знакомство с изделиями народного промысла может быть перенесено в «действенный» компонент, когда дошкольник становится творцом того или иного изделия. Именно так он становится субъектом культурного наследия, он становится творцом собственной культуры, имеющей значение только для него. Любовь к природе, многообразие окружающего мира находят отражение в сознании ребенка через приобщение к народному промыслу. Отражение познания мира находит свое выражение в детском творчестве, тем самым обогащая эмоциональную сферу подрастающего человека.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эстетического восприятия дошкольников

Развитие эстетического восприятия дошкольников...

Доклад на тему: «Использование городецких и дымковских изделий для развития эстетического восприятия у детей»

Доклад на тему:    «Использование городецких и дымковских изделий для развития эстетического восприятия у детей» ...

Развитие эстетического восприятия дошкольников в приобщении к изобразительному искусству

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста....

«Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора». Презентация мастер-класса музыкального развлечения «Чудесный сундучок»

С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что нар...