Опыт работы ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
материал по теме

Описание опыта работы ДОУ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма доказывает важность данной работы сдетьми и родителями в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ № 65 «Машенька».

« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» Леонардо да Винчи

Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту задачу успешно решают педагоги нашего детского сада.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева, «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой. Детский сад проводит работу в области обучения детей дошкольного возраста поведению на дорогах и правилам дорожного движения согласно программе и региональным стандартам Республики Татарстан.

Цель нашей работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,

- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;

- использовать возможность ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Предметно-развивающая среда ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения соответствует нормативным требованиям. За последнее время приобретено 3 детских велосипеда, обучающие дидактические игры, методические пособия, набор картин «Как Буратино учился улицу переходить», набор плакатов с изображением дорожных знаков, набор «рубашек» с изображением дорожных знаков, машин, жезлы и т.д. для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии.

В детском саду созданы все условия для работы по обучению дошкольников основам безопасному поведению детей на дорогах. Оборудован специальный кабинет, где имеются:

- знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные,

- детские велосипеды,

- макеты машин,

- модели светофоров,

- полки с играми, игрушками,

- макет микрорайона,

- магнитная доска с набором дорожных знаков и машин,

- дидактические игры,

- стенды для работы с родителями.

На территории детского сада создан автомобильный городок с разметкой. Приобретены детские велосипеды,  коляски с куклами, руками воспитателей и родителей с детьми изготовлены макеты различных светофоров, зданий микрорайона.

Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшей группы по принципу «от  простого к сложному». В разных возрастных группах мы решаем конкретные  задачи.

Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группах, на третьем году жизни ребенка. В течение года дети научились различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Воспитатели первой младшей группы проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.

Большое внимание в ознакомлении детей 4-х лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Темы и содержание их намечали в соответствии с программой «От рождения до школы»  и учетом окружающих условий. Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, в светофоре загорелся зеленый свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели познакомили детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

В своей работе с детьми воспитатели широко применяли дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

Дети участвовали в праздниках по ПДД («Зеленый огонек», «Путешествие Незнайки в городе»), в которых воспитатели стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и нелепых прогулках воспитатели закрепляли представления детей о проезжей части. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в автогородке ДОУ, в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.

В группах много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей этой группы проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Путешествие по городу Светофорику», досуг «Знаки разные нужны, знаки разные важны», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организуем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на НОД, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний в ходе НОД, мы организуем экскурсии и прогулки к светофору, в комнату безопасности ГИБДД. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор и на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров. Старшие дошкольники показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ, участвуют во всероссийском конкурсе «Веселый светофор», в городском конкурсе  « ПДД-XXI век».

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. В этих целях мы широко используем:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

- деловые игры и тренинги;

- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин. Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге. На базе ДОУ проводятся мастер-классы, открытые занятия, развлечения, викторины, дни открытых дверей.

За годы работы налажены тесные связи с работниками ГИБДД города Набережные Челны. Представители данных организаций проводят регулярные встречи с детьми, сотрудниками, родителями наших воспитанников. К ним готовимся заранее – в процессе прогулок наблюдая за дорожным движением, закрепляя знания правил поведения на улице. Встреча – это лишь часть общей работы по формированию у детей представлений о безопасности движения на дорогах. Они бывают на занятиях, развлечениях, на прощание инспектора ГИБДД дарят детям календари по тематике «Дорожное движение» или светоотражающие в темноте «логотипы», после встречи дети рисовали на темы «Безопасность движения», «Опасные игры на улице». Затем организуются выставки детских работ, посещают дни открытых дверей, выступают на родительских собраниях, знакомят родителей со статистикой дорожных происшествий, родители задают вопросы, на которые получают исчерпывающие ответы.

 Воспитатели активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах, представляют педагогический опыт, публикуют педагогические статьи и методические пособия.

В планах на будущее, мы бы хотели усовершенствовать автогородок ДОУ: пополнить детским транспортом (автомобилями, велосипедами, самокатами). Пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

Наши достижения

№ п/п

Мероприятия

Участник

Год

Уровень

1

Региональный фестиваль педагогических идей

Горина Г.А.

2010

Сертификат участника

2

Городской конкурс среди ДОУ г.Набережные Челны по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Лучшая организация работы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах»

МБДОУ

2010

Диплом, I место

3

Городской конкурс «ПДД – XXI век»

Горина Г.А.

2010

Грамота

4

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» конкурс «Презентация к уроку»

Горина Г.А.

2010

Диплом Лауреата

5

Тематическое мероприятие по профилактике ДДТТ «Правила дорожные всем знать положено»

МБДОУ, учителя школы № 48

2010

6

Методическое пособие «Воспитание культурного пешехода, способного сохранить свою жизнь и здоровье»

Горина Г.А.

2010

Рецензия

7

Выступление на родительском собрании на тему: «На дороге без правил нельзя – это знает любая семья»

МБДОУ, группа № 1 Горина Г.А.

2011

Справка

8

Представление педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»

Горина Г.А.

2011

Диплом

9

Публикация статьи «Воспитание культурного пешехода»

Горина Г.А.

2011

Сертификат к диплому

10

Всероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений «Изюминка», посвященный году учителя. «Воспитание грамотного пешехода»

Горина Г.А.

2011

Диплом,  III место по РТ

11

Повышение квалификации в номинации «Учитель – мастер»

Горина Г.А.

2011

Сертификат

12

II Межрегиональный конкурс программ и методических разработок «Профилактика – путь к здоровью! » в номинации: «Методическая разработка по ОБЖ, формированию основ здорового образа жизни».

Борисова

Л.В.

2012

Диплом,  I место

13

Заочный республиканский фотоконкурс «Юные архитекторы» в рамках республиканского открытого фестиваля «Новые горизонты» в номинации: «Земли родимый уголок»

Горина Г.А.

Диплом, III степени

14

Повышение квалификации в номинации «Учитель – мастер»

Горина Г.А.

2012

Сертификат

15

Участие в работе творческой площадки педагогов ДОУ победителей конкурса «Учитель – мастер – 2012». Августовская конференция

Горина Г.А., Горина М.П., Лисконог Е.Н., Назарова Н.С.

2012

Сертификат участника

16

Выступление на конкурсах повышения квалификации педагогов города Набережные Челны с презентацией на тему «В гостях у инспектора ГИБДД»

Васильева А.Р.

2012

Справка

17

Выступление на курсах повышения квалификации педагогов города Набережные Челны с театральным представлением на тему: «Знаки разные нужны, знаки разные важны»

Горина М.П.

2012

Справка

18

Проведение тематического мероприятия-занятия «Путешествие по городу Светофорику» совместно с ГИБДД города Набережные Челны

МБДОУ, воспитатели, дети

2012

Справка

19

Проведение тематического мероприятия-занятия «Путешествие Незнайки в городе» совместно с ГИБДД города Набережные Челны

Воспитатели, дети

2012

Справка

20

Организация участия воспитанников в Всероссийском конкурсе «Весёлый светофор»

Борисова Л.В.

2013

Сертификат

21

Организация участия во Всероссийском детском конкурсе «Весёлый светофор»

Лисконог Е.Н., Степанова С.П.

2013

Благодарственное письмо

22

Участие воспитанников МБДОУ во Всероссийском конкурсе «Весёлый светофор»

Дети

2014

Сертификаты

23

II Международный смотр презентаций «Лучшая презентация к учебному занятия» «Путешествие в школу пешеходных наук»

Горина Г.А.

2014

Диплом Лауреат

24

Международный креатив-фестиваль методических разработок «Инновации будущего»

Горина Г.А.

2014

Диплом победителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

В помощь педагогам в организации работы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в  ОУ...

Представление опыта работы по теме: «Организация работы ДОУ по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма» Воспитатель: Киселёва О.Г.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участни...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

ОПЫТ РАБОТЫПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей б...

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского доро...

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» г. Валуйки.

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На  этапе дошкольного возраста одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться ...

Тематический контроль "Организация профилактической работы ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

План-график тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля....