Чудесные превращения. (ИКТ в логопедической работе)
статья (средняя группа) на тему

Разливина Елена Афанасьевна

На сегодняшний период в коррекционной педагогике  тема формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)  является одной из актуальных, так как своевременное формирование лексико-грамматического строя  ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Разливина Елена Афанасьевна, учитель-логопед МБДОУ №8 г.Новороссийска, работает над темой: «Формирование лексико-грамматического строя у детей с ОНР  с применением информационно-компьютерных технологий». Учителем-логопедом создана  система слайдовых презентаций по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Разливина Е.А.

Чудесные превращения.

(ИКТ в логопедической работе)

Как прекрасно видеть чудесные превращения.

Дети из апатичных превращаются  в деятельных, любознательных,  молчаливые становятся говорящими.

Но это не происходит в одно мгновение, за такими  чудесами два-три года кропотливой работы. Необходимо выбрать коррекционную программу, адаптировать её и шаг за шагом двигаться к намеченной цели. Мы занимаемся по программе Н. В. Нищевой  «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)», так как в среднюю группу зачисляются  дети с логопедическим заключением:  ОНР-1-2уровня, а у некоторых детей нарушение речи на фоне ДЦП, ЗПР.

 У всех детей группы внимание неустойчивое, низкий объем памяти, слабая работоспособность, отсутствие усидчивости, дети неорганизованны, низкий интерес к познавательной деятельности. В связи с тем, что у детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, процесс его коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, чтобы повысить эффективность коррекционного обучения,

создали  систему слайдовых презентаций по лексическим темам.

Презентации делятся на четыре раздела.

Задача первого раздела:  активизация словаря.

Слово                  практическое действие                  картинка  

На последовательно появляющихся слайдах  написано слово  и  изображен предмет.

Задания:  запомнить слово, выбрать из предложенных предметов, расположенных на столе, заданный   и положить в корзинку, коробку или выбрать  картинку, соответствующую прочитанному слову. (В зависимости от цели занятий можно предъявлять не все задания, а какое-то одно. Эти упражнения особенно важны  при работе с неговорящими детьми. Расширяется их пассивный словарь и повышается уровень понимания обращенной  речи, в результате чего ребенок учится понимать  и выполнять простые  инструкции).

Игровой момент: при правильном выполнении задания детьми появляется изображение на экране, дети побуждаются к проговариванию слова несколько раз. Поощрение детей правильно назвавших слово и  неговорящих детей, сделавших попытку произнести любые звуковые сочетания. Появившиеся звуковые комплексы и короткие слова проговариваем с различной интонацией:  тихо и громко, быстро и медленно, сердито и ласково.

Затем появляются слайды, на каждом слайде написано  слово.  

Задание:  «прочитать слово». Показать буквы, которые изучили. Разделить слово на слоги.

Каждый раз необходимо побуждать детей к неоднократному четкому проговариванию слов с сохранением   слоговой структуры.

Задача второго раздела: формирование (развитие) навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.  Упражнение в словообразовании  в процессе игр «Назови ласково» или «Большой – маленький».

Картинка                   слово                  словосочетание

Задание.  Что (кто) это. Ласково назвать   предмет?

 В зависимости от уровня речевого развития проводим работу по актуализации словаря, закреплению формы слова,  учим согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе,  закрепляем  название цвета (большой помидор,  маленький помидорчик, маленький красный помидорчик).

В презентациях по темам «Домашние животные», «Дикие животные» просим детей назвать детенышей животных, при этом составляются предложения «У кошки котенок», а затем называют ласково взрослое животное.

Задача третьего раздела: согласование числительных с существительными, закрепление навыка пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве, называя итог счета и соотнесение  его с цифрой, закрепление образования и состава числа, сравнение двух  множеств   предметов.

Картинки                   словосочетания

На экране появляются несколько предметов от 2 до 6.

Задание: сколько? Считать и называть, что считаем.  

Показать столько пальчиков, сколько предметов   видите.

Отложить столько  же кругов, сколько … (лимонов), выбрать цифру, обозначающую количество предметов. Отложить столько прямоугольников, сколько … ( бананов).  Сравнить чего больше? Чего меньше?  Что сделать, чтобы кругов и прямоугольников стало поровну.

Задача четвертого раздела: формирование  навыка классификации, обобщения и исключения.

Картинки                слово                предложение

На каждом слайде  поочередно  появляются четыре картинки  

В начале обучения для исключения даются картинки одной лексической темы, но с хорошо видимыми различиями (три зеленых яблока и одно красное).

По мере расширения словарного запаса  для исключения используются  предметы различных лексических тем, а затем предметы одной лексической темы, но их различия не ярко выражены.

Задание: три картинки имеют что-то общее, подходят друг другу. А одна не подходит. Что не подходит, какой предмет лишний?  Почему не подходит?

Игровой момент: при правильном выполнении задания детьми  с экрана исчезает лишний предмет.

Завершение занятия. Формирование положительных  эмоций к результатам деятельности.

На экране появляется салют, вызывая  радость у детей, желание хлопать в ладоши, желание поделиться эмоциями  друг с другом, используя имеющиеся речевые возможности.

На первом году коррекционного обучения в средней группе дети,  просматривая слайдовые презентации, выполняют задания, но к компьютеру не подходят.

На втором году обучения   в старшей группе  идет процесс обучения детей пользоваться цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами, обучение  детей созданию  слайдовых  презентаций под руководством педагога. Изучая тему «Наш детский сад», воспитатель при  проведении экскурсии по детскому саду  учит детей фотографировать сотрудников,  во время прогулок   фотографируют  цветущие деревья весной, необычные явления, сугробы – зимой,  птиц, насекомых,  а затем вместе с детьми на индивидуальных занятиях выбираем  понравившиеся  фотографии и вставляем  их в презентации. На подгрупповом занятии, при просмотре презентации «Профессии в детском саду»  дети не только вспоминают имена и отчества сотрудников, их профессии, хорошо определяют назначение каждой профессии, быстро и безошибочно отбирают  предметы, которыми пользуются люди определенной профессии, перечисляют  действия, которые может выполнять человек названной профессии.

На втором году обучения чередуется использование авторских презентаций с готовыми  компьютерными  программами.

После проведения коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя с применением информационно-компьютерных технологий, а также игр, упражнений, заданий, используя наглядный материал,  был подведен итог и  анализ результатов.

Дошкольники  показали хороший результат в усвоении программного материала.  У них отмечается в целом возросший уровень речевых навыков.

Произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков встречаются при выполнении усложненных заданий. Нарушения иногда встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малознакомых слов.

Объем  словарного запаса и его качество значительно повысились, а у некоторых приблизились к норме. Отмечаются тенденции роста количества слов и появления однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения.

В самостоятельной речи детей появился навык самостоятельного использования различных грамматических конструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения

Конспект занятия по разделу "Ребёнок и окружающий мир" в средней группе...

РИСОВАНИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ « ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ КЛЯКСЫ».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Использование нетрадиционных приемов рисования....

КОНСПЕКТ мастер-класса по развивающим технологиям по теме: «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» ( с элементами работы технике ТРИЗ)

 Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает  развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чу...

Перспективный план кружковой работы "Чудесное превращение пуговички".

Перспективный план кружковой работы " Чудесное превращение пуговички". Цели,задачи....

Исследовательская работа по теме "Чудесные превращения воды"

Исследовательская работа заняла 1место в Республике ...

Календарно- тематический план работы на 2018-2019 год по дополнительной программе образования «Чудесные превращения»

Календарно- тематический план работы на 2018-2019 год по дополнительной программе образования «Чудесные превращения»...

Проектная работа "Чудесные превращения шарика" (ранний возраст)

 Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символ...