Конспект занятия на тему «Край родной» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Минеева Инна Валерьевна

Закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей республики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatia_na_temu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Край родной»

в подготовительной группе.

Задачи: закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей республики.

Программное содержание: формирование у детей духовной культуры, основ жизни татарского народа через знакомство с календарными праздниками.

Образовательные задачи: познакомить детей с историческим прошлым Казани; рассказать о празднике «Жыен».

Развивающие задачи: развитие связной речи, памяти, внимания, воображения, творческих способностей дошкольников, навыков работы с цветами.

Воспитательные задачи: воспитание у детей любви к обычаям и традициям своего народа.

Обогащение словаря: «календарные праздники», «Сабан туй», «Нэуруз», «Жыен», «разновидности орнамента», «растительный», «геометрический», «зооморфный».

Наглядный материал: национальные костюмы.

Материалы и оборудование: фотографии, слайды, готовые заготовки, краски.

Музыкальное оформление: татарские национальные мелодии.

Предварительная работа: чтение сказок, разучивание стихов, рисование узоров татарского орнамента, проведение конкурса «Татарские национальные блюда», татарских народных игр, праздников, чтение литературных произведений Р.Р. Шарафутдинова, изучение традиционной культуры татарского народа, татарских национальных костюмов и народных орнаментов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день, светит солнышко, я вижу у вас всех хорошее настроение, все вы улыбаетесь. Давайте подарим свое хорошее настроение нашим гостям, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Замечательно! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Это место, где родился и вырос человек.

Воспитатель: Все мы с вами живем в России. Но у нас есть еще малая Родина. Как называется наша малая Родина?

Дети: Республика Татарстан

Воспитатель: А как называется столица нашей республики?

Дети: Казань

Воспитатель:  Какие города нашей республики вы знаете?

Дети: Зеленодольск, Елабуга, Нижнекамск, Бугульма.

Воспитатель: А вы знаете, чем богата наша республика?

Дети: Лесами, полями, реками, нефтью, животными, птицами.

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие по нашей малой Родине. А путешествовать мы будем на автобусе. Займите свои места. Автобус украшен гербом Татарстана. Ребята, что такое герб?

Дети: Герб – символ нашей республики

Воспитатель: Расскажите что изображено на гербе?

Дети рассказывают, что изображено и значение.

Воспитатель:  Вот и первая остановка под названием «Казань». Сейчас мы с вами посетим фотовыставку и узнаем, как все начиналось.

Воспитатель: Посмотрите, как Казань выглядела раньше и сейчас.

Дети рассматривают фотографии, сравнивают, читают стихи про Казань.

Воспитатель:  Ребята, какие достопримечательности Казани вы знаете?

Дети: Главная достопримечательность Казани – это Кремль, мечеть «Кул-Шариф» башня «Сююмбике», Спасская башня.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, с чего все начиналось. Существует несколько легенд о том, как появился город Казань. Сейчас я расскажу одну из них: однажды задумал хан построить город. «Где будем строить?», - посоветовался он со своими людьми. Один из них сказал» Нальем в казан воды, поставим его в телегу, зажжем под казаном огонь и погоним лошадей. Где казан закипит, там и построим город». Так и сделали. Казан закипел на месте современной Казани.

Воспитатель: А нам пора двигаться дальше. Пока мы едим, расскажите, что символизируют цвета герба.

Дети: Золотой цвет – символизирует красоту и богатство татарской земли; зеленый цвет – зелень весны; белый цвет – чистота помыслов; красный цвет – зрелось, энергия, сила жизни.

Воспитатель: Вот и следующая остановка, которая называется «Праздники». Здесь мы поговорим о национальных праздниках. Какие национальные праздники вы знаете?

Дети: «Сабан туй», «Нэуруз»

Воспитатель: Когда мы отмечаем «Сабан туй»?

Дети: В начале лета.

Воспитатель: Кто мне скажет значение праздника «Сабан туй»?

Дети: «Сабан» - это луг и весенний посев, «туй» - праздник

Воспитатель: Давайте посмотрим слайды и вспомним, как проходит праздник «Сабан туй»

Просмотр слайдов.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о празднике «Сабан туй»?

Дети читают стихотворение А.Кулибиной «Сабан туй»:

После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель: Ребята, когда мы отмечаем праздник «Нэуруз»?

Дети: Весной, когда день становится длиннее.

Воспитатель: В Татарстане «Нэруз» проходит как праздник согласия и дружбы народов. Раньше это был праздник нового года по старинному календарю, сопровождался централизованными представлениями, люди готовили ритуальную кашу из проросших зерен ячменя, выходили на улицу, поздравляли друг друга.

Во время рассказа воспитателя дети просматривают слайды.

Воспитатель: Расскажите, как мы отмечаем этот праздник в детском саду?

Дети: Мы разучиваем пенсии, стихи, водим хороводы, играем в татарские народные игры.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Кучтем куч».

Игра «Кучтем куч»

Воспитатель: Ребята, а еще есть летний праздник «Жыен», который проводится в самый длинный день в году в конце июня. Символизирует период цветения. Все выходили на природу с самоварами, казанами – котлам, собирали цветы, ягоды, организовывали ярмарки, где продавали различные товары прикладного творчества. Вечером водили хороводы, так как июньские ночи короткие, вечерние игры проводились до утра. Предлагаю вам поиграть в игру «Минлебай»

Игра «Минлебай» (хоровод)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пора нам подкрепится. Следующая остановка «Кафе национальной кухни».

Воспитатель: Посмотрите, как много национальных блюд. Как они называются?

Дети: чак-чак, эч почмак, белеш, кыстыбый.

Воспитатель: Ребята, какие национальные блюда готовят ваши мамы?

Дети: пехлеве, жаркое в горшочках, кабак, белеш, токмач, губадья

Воспитатель: А сейчас давайте пить чай.

Чаепитие с выпечкой.

Воспитатель: Подкрепились, отдохнули, пора в путь. Следующая остановка «Книжный магазин татарских сказок» Здесь мы проведем викторину. Я буду читать отрывок из сказок, а вы должны сказать их название.

Воспитатель читает отрывки из сказок «Водяная», «Шурале», «Соловей», «Храбрый петух», «Четыре друга», «Умная жена», «Гульчечек», «Зилен». Дети отвечают.

Воспитатель: Это замечательно, что вы знаете столько много сказок. Наше путешествие завершается, последняя наша остановка называется «Музей национальной одежды».

Дети рассматривают национальные костюмы. Ребята, расскажите, что носили мужчины. 

Дети: Рубаху (кумляк) и штаны (ыштан). Поверх рубахи надевали безрукавный или с коротким рукавом камзол, поверх которого носили длинный просторный халат и подпоясывали кушаком. На голове – тюбетейка, ее украшали золотой и серебряной канителью, бисером, блестками, на ногах – кожаные сапоги.

Воспитатель: Какую одежду носили татарские девушки?

Дети: Девушки носили мягкие белые калфаки, также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бусами, подвесками. Платья были широкие, украшенные оборками. Поверх платья надевался жилет или фартук. На ногах – башмаки, туфли, ичиги.

Воспитатель:  Обратите внимание, какими красивыми орнаментами украшена одежда. Народные умельцы отдавали предпочтение ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бордовому, красному. Ребята, что такое орнамент?

Дети: Орнамент- это украшение

Воспитатель: Назовите, какие существуют виды татарского орнамента?

Дети: цветочно-растительный, геометрический, зооморфный.

Воспитатель: Я хочу предложить побывать вам в роли народных умельцев. Девочки берут украшать фартуки, а мальчики – тюбетейки. Займите рабочие места.

Во время работы прослушивание народной татарской музыки. По окончании работы воспитатель предлагает оставить себе на память о путешествии украшенные фартуки и тюбетейки.

Воспитатель: Вот и солнышко зашло, пора нам возвращаться в группу. Дети садятся в автобус под веселую татарскую музыку.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями на татарском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Пожарная безопасность» в подготовительной группе

1. Обучающая задача:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.2. Развивающие задачи:Формировать у детей умение правильно действов...

Конспект занятия на тему "Край родной моя югра -ты богата и добра"

Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края.Материал: макет нефтяной вышки, нефть и главнейшие продукты ее переработки (в коробке)Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат при...

Конспект занятия по теме «Моя безопасность» в подготовительной группе.

Конспект занятия по теме «Моя безопасность» в подготовительной группе.Тема: "Моя безопасность. "Приоритетная образовательная область: «Познание».1. Обьединить различные виды детской деятельности в цел...

Конспект занятия на тему "Берегите книги" в подготовительной группе

Как интересно и весело рассказть детям о книге...

Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа....