Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы.
статья (старшая группа) по теме

Пименова Юлия Николаевна

Статья "Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы.

Духовный мир человека формируется  не только по основе знаний, логики, но и под влиянием эмоций, которые развиваются в процессе эстетического воспитания. Без воспитания любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать ее красоту невозможно формирование духовного мира ребенка. Способность живо откликаться чувствами на красоту природы говорит о развитой эмоциональной сфере, позволяющей принимать весь мир полно и ярко.

Природа способна вызывать эстетическое отношение, потому что заключает в себе объективно существующие эстетические свойства, усвоение которых на основе чувств и личного опыта – способ гармонизации и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Красота природы представлена в бесконечном многообразии и богатстве форм, красок, звуков, запахов; заключена в самих ее законах: гармоническом сочетании разнообразных объектов, их неповторимости, бесконечном изменении в процессе развития, единства организма и среды. Сами предметы и явления природы – неиссякаемый источник, обеспечивающий сенсорное развитее дошкольников – основу для формирования эстетического восприятия.

Наблюдая картину природы красоту отдельных объектов (цветов, листьев, плодов), явление (закат, радуга, листопад, морозные узоры на стекле, красота зимней природы, богатая цветовая гамма покрытия снежного покрова), дети пытаются определить словами то, что им нравится, развернуто выражая эстетические суждения, вдумчиво воспринимают ее, сознательно относятся к ней при оценке. На основе развивающейся сенсорики формируется понимание красоты природы, способность любоваться ею. Эстетическое восприятие отличается образностью.

Надо научить их наблюдать за состоянием растений, поведения животных и получать удовольствие от этого. Большое значение во время наблюдений надо уделять рассказу воспитателя его умению найти яркие эпитеты, разнообразно сравнение, которое влияет на развитие эстетических чувств и воображения ребенка. Дети и сами стараются найти сравнение с чем-то близким, доступным, красивым из их жизненного опыта. Следует избегать нравственных объяснений, междометий, навязчивых оценок, надо нарисовать предмет, назвать свойства, создающие эту красоту, словом.  

Эстетические эмоции, проявляемые воспитателем в отдельной фразе, слове, восклицании, жесте и выражения лица, находят отклик в душе ребенка. Воспитателю необходимо выбирать живописные красивы места для прогулок, обращать внимание на удивительные красоты природы(целевые прогулки на темы: « как молоком облитые, стоят сады вишневые», «еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют»), совершенство и богатство красок, форм, линий, органичность и целесообразность ее творений. Это внимание основано на любопытстве ребенка, на каждом шагу открывающего мир.

Наблюдения под руководством воспитателя раскрывают перед ребенком всю многокрасочную картину мира природы: проползающий по траве жук, полевой цветок, первая проталина, зеленая трава, осваиваются детьми как первоначальный материал для эстетических переживаний. Их необходимо постоянно обогащать разнообразными и все новыми впечатлениями, обдуманно и целеустремленно выбирая места прогулок , встречи с новыми животными, растениями. На экскурсиях воспитателю необходимо читать  стихи о золотой осени и предложить детям вспомнить знакомые стихи а затем полюбоваться ее яркими красами, плавным падениям листьев найти самые красивый лист по форме и цвету. Во время наблюдений воспитатель создает непринужденную обстановку, в которой каждый ребенок может свободно и охотно проявить свои эстетические чувства. При организации восприятия природных явлений следует учитывать свойства реальных объектов: многообразие их сенсорных характеристик.

 Воспитатель влияет на характер эстетических переживаний ребенка, его отношения к природе: углубляет эмоциональную реакцию, вооружает эстетическими понятиями для оценки неосознанного чувства восхищения при встречи с ней. Взрослый, к месту сказанным словом, поясняющим увиденное, неподдельным восторгом перед красотой объекта наблюдения, тактично направляет внимание детей на новые грани этой красоты, на то, что они заметили. Что бы чувства прекрасного могло оказать влияние на поведение ребенка, надо воспитывать уважение к труду людей, создающих эту красоту. Эстетическое воспитание осуществляется через цель и содержание труда, направленных на удовлетворение эстетических потребностей, организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда на радость людям. Воспитатель подводит детей к тому, что мы в ответе за то что бы во круг нас стало красивее, и что можно для этого сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных чувств дошкольников посредством театрализованной деятельности

Данный материал будет интересен воспитателям детских садов, старшим воспитателям, родителям.  Опыт работы представлен подборкой театрализованных игр, картотекой, перспективным планированием, конс...

Развитие эстетических чувств через восприятие природы

Данны конкретные практические рекомендации педагога детских садов для развития эстетических чувств через восприятие природы детей старшего дошкольного возраста....

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА....

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села".

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села"....

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

В консультации  раскрывается  методика  организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...