Отчет по теме самообразования за 2013-2014 учебный год "Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет"
методическая разработка по теме

Отчет по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

« Развитие  речи  -  уроки  риторики  и  речевой  этикет»

за 2013 -2014 уч.год

Занимаясь риторикой дети познавали  красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции  с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.

Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса)., Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились  к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Основу темы  по самообразованию « Развитие  речи  -  уроки  риторики  и  речевой  этикет»    составляют два раздела: теория и практика.

В  теоретическом разделе   давала  детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передавались детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).

Практический раздел  способствовал  формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа , а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

Использовала основные  приёмы обучения  :

показ с пояснением;

игровые приемы;

организация самостоятельной поисковой деятельности;

ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

Использовала  основные  виды  деятельности на занятии  :

игровая деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность;

показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

риторический анализ текстов различных речевых жанров;

рассматривание изобразительного материала;

риторические игры;

пятиминутки речевой гимнастики;

импровизационные игровые задачи;

психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.

В практической  части  ребята учились  своим трудом добывать знания. В этот момент происходил  процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат - сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.

У ребят развивался  уникальный  человеческий  дар  - дар  слова, который поможет  детям осмысливать  свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.

Работа   была направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир человеческих отношений.

Основными достижениями работы  являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель. Я выступала  в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Моё живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это позволило выявить  и развить  способности  и таланты  у дошкольников.

Мероприятия для детей проводила по плану.

Также  организовывала работу  с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.

Для воспитателей давала консультацию  на тему : « Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».

Для родителей  давала консультацию  на тему : « Речевая культура ребёнка рождается в семье».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  :

Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

Метод М.Монтессори в России

Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998

Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003

Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000

Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования за 2015-2016 учебный год

Отчет  по теме самообразования  Плосковой И.Н. – воспитателя второй младшей группы №2 "Разноцветные бабочки"   МАОУ ДОД  д/с «Сказка» корпус ...

отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год

Тема самообразования: Использование метода интеллект-карт в развитии связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)....

Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год

Отчет по теме самообразования «Конструирование  как средство развития речи  у детей младшего дошкольного возраста»...

Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год

Отчет по теме самообразования  "Развитие речи младших дошкольников через  конструирование"...

Отчет по теме самообразования за 2019/2020 учебный год воспитателя Кочетовой Любови Петровны

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС   посредством дидактических игр»...

Отчет по теме самообразования за 2021-2022 учебный год.

Отчет по теме самообразования "Конструирование как сроедство развития речи младших дошкольников"...