Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
статья (младшая группа) на тему

Абдуллина Наталья Анатольевна

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья Анатольевна

АКТУАЛЬНОСТЬ.   Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

  Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

 

Цель:  Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Формирование здоровьесберегающей среды.

 2.Воспитание  у детей привычки здорового образа жизни для повышения    защитных свойств организма, в соответствии  с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

3.Развитие потребности в двигательной активности.

4. Просвещение родителей в вопросах  воспитания здорового ребенка.

 

Ожидаемые результаты:

1.Снижение уровня заболеваемости детей;

2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.

3.Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;

5. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».

 

В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:

 

·         на базе детского сада участвовала в конкурсе дидактических материалов, где представила атрибуты, сделанные своими руками, для организации физкультурно-оздоровительной работы;

·        изготавливала массажные коврики для занятий в спортивном зале для детей;

·          конкурс  газет на базе детского сада ( сделанные родителями ) «Наша  спортивная семья », семьи нашей группы приняли активное участие и заняли призовое место  (Тесля – III место);

·        открытый показ ОД  в ходе режимных моментов «Непослушные медвежата» , где применялась здоровьесберегающая технология вместе с другими технологиями;

·          принимала участие в спортивно – музыкальном развлечении «Коляда –отворяй ворота» , где играла роль петрушки;

·         проводилось родительское собрание  «  Будь здоров!»;

·         изготовила вместе с детьми коллаж «Полезные продукты.»

·        изготовили вместе с коллегой газету « Наша группа за здоровый образ жизни»;

·        оформила фото выставку «Вот какие мы» ( фото отчет , как мы с детьми лепим из соленого теста, рисуем, изготавливаем различные поделки);

·        в течении года вела кружок «Умелые ручки», где вместе с детьми лепили из соленого теста, изготавливали различные поделки из бумаги, развивая при этом мелкую моторику рук;

·        изучали различные пальчиковые игры;

·        принимала участие в выставке из соленого теста «Овощи и фрукты», где вместе с детьми изготавливали различные поделки;

·        проводилась периодически лечебная смазка носиков оксолиновой мазью;

·         деткам давали витамины «Ревит»;

·        ежедневно дети получают сок, фрукты, салаты из овощей и морской капусты;

·        положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование. При беседе родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию в родительских уголках, где периодически меняются консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы, брошурки, методические рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапия, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье;

·        принимаем солнечные ванны, гуляя на улице; каждый день делаем утром зарядка( 7 минут), упражнения после дневного сна( 5-10 минут), ходим босиком, по массажным дорожкам, , сон с доступом свежего воздуха, проветриваем группу ежедневно, двигательные разминки ( в том числе игры м/п), подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе (2 раза в день по 15 мин), самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно), облегченная одежда, умывание, самомассаж рук, ушей, гимнастика для глаз;

·         чтение художественной литературы: «Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» А. Барто «Девочка чумазая», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.

·        для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе, вместе с напарницей, организовали соответствующую предметную среду, создали необходимые условия, изготавливали нетрадиционное физкультурное оборудование, которое применяем при работе: вязанные мячики, ленты на палочках, кольца для метания, «сухой дождь», косички для выполнения упражнений, платочки, «лужи», колечки из киндеров и многое другое;

·        пополнили спортинвентарь спортивного уголка в группе с помощью родителей: мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, скакалками, также родители помогали изготавливать мешочки для метания с различной крупой, массажные коврики, массажные рукавички, рукавички-экспандеры и др.;

·        также планируется оборудовать  спортивную площадку на участке    “полосой препятствий” для развития выносливости, для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;

·        проводилось физкультурное развлечение «В гости к мойдодыру»

·        Беседы, игры, ситуации с детьми;

·        музыкотерапия – музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий.

·        изготовила картотеки: утренней гимнастики; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр;

 

Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГТ к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН).

В увлекательной, наглядно-практической форме стараюсь обогащать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

          Не обошлась без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стали следующая литература:

·        Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» Дошкольное воспитание.2004.N1.С.114-117.

·        Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении», Методист.2005.N4.С.61-65.

·        Т.Г. Кобзева, «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, издательство «Учитель», 2013г

·        Е.А.Бабенкова. «Игры, которые лечат»,Москва, творческий центр, 2013.

·        О.А.Новиковская, «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», Санкт-Петербург, детство-пресс, 2010.

·        Н.Л.Стефанова, «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2014.

·        О.В.Дыбина «Игры для детей с использованием нетрадиционного оборудования», Москва, творческий центр, 2010.

·        В.В.Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1999.

·        И многую другую.

 

А также оказалась полезной информация с сайтов интернета:

 

1.     Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»

2.     « Детсад» сайт для детей и взрослых

3.     «Маам» международный образовательный портал

4.     Дошколенок .ру

5.     Социальная сеть дошкольников образования

6.      и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_itog13-14goda.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОАВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «СОЛНЫШКО» П СЕРЫШЕВО

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.»

(отчет по самообразованию)

                                                                                                 

                                                                                       Воспитатель МДОАУ

                                                                                       детский сад № 5

Абдуллина Н.А.

2014 год.

АКТУАЛЬНОСТЬ.   Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

  Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

Цель:  Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Формирование здоровьесберегающей среды.

 2.Воспитание  у детей привычки здорового образа жизни для повышения    защитных свойств организма, в соответствии  с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

3.Развитие потребности в двигательной активности.

4. Просвещение родителей в вопросах  воспитания здорового ребенка.

Ожидаемые результаты:

1.Снижение уровня заболеваемости детей;

2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.

3.Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;

5. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».

В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:

 

  •  на базе детского сада участвовала в конкурсе дидактических материалов, где представила атрибуты, сделанные своими руками, для организации физкультурно-оздоровительной работы;
  • изготавливала массажные коврики для занятий в спортивном зале для детей;
  •   конкурс  газет на базе детского сада ( сделанные родителями ) «Наша  спортивная семья », семьи нашей группы приняли активное участие и заняли призовое место  (Тесля – III место);
  • открытый показ ОД  в ходе режимных моментов «Непослушные медвежата» , где применялась здоровьесберегающая технология вместе с другими технологиями;
  •   принимала участие в спортивно – музыкальном развлечении «Коляда –отворяй ворота» , где играла роль петрушки;
  •  проводилось родительское собрание  «  Будь здоров!»;
  •  изготовила вместе с детьми коллаж «Полезные продукты.»
  • изготовили вместе с коллегой газету « Наша группа за здоровый образ жизни»;
  • оформила фото выставку «Вот какие мы» ( фото отчет , как мы с детьми лепим из соленого теста, рисуем, изготавливаем различные поделки);
  • в течении года вела кружок «Умелые ручки», где вместе с детьми лепили из соленого теста, изготавливали различные поделки из бумаги, развивая при этом мелкую моторику рук;
  • изучали различные пальчиковые игры;
  • принимала участие в выставке из соленого теста «Овощи и фрукты», где вместе с детьми изготавливали различные поделки;
  • проводилась периодически лечебная смазка носиков оксолиновой мазью;
  •  деткам давали витамины «Ревит»;
  • ежедневно дети получают сок, фрукты, салаты из овощей и морской капусты;
  • положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование. При беседе родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию в родительских уголках, где периодически меняются консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы, брошурки, методические рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапия, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье;
  • принимаем солнечные ванны, гуляя на улице; каждый день делаем утром зарядка( 7 минут), упражнения после дневного сна( 5-10 минут), ходим босиком, по массажным дорожкам, , сон с доступом свежего воздуха, проветриваем группу ежедневно, двигательные разминки ( в том числе игры м/п), подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе (2 раза в день по 15 мин), самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно), облегченная одежда, умывание, самомассаж рук, ушей, гимнастика для глаз;
  • чтение художественной литературы: «Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» А. Барто «Девочка чумазая», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.
  • для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе, вместе с напарницей, организовали соответствующую предметную среду, создали необходимые условия, изготавливали нетрадиционное физкультурное оборудование, которое применяем при работе: вязанные мячики, ленты на палочках, кольца для метания, «сухой дождь», косички для выполнения упражнений, платочки, «лужи», колечки из киндеров и многое другое;
  • пополнили спортинвентарь спортивного уголка в группе с помощью родителей: мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, скакалками, также родители помогали изготавливать мешочки для метания с различной крупой, массажные коврики, массажные рукавички, рукавички-экспандеры и др.;
  • также планируется оборудовать  спортивную площадку на участке    “полосой препятствий” для развития выносливости, для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
  • проводилось физкультурное развлечение «В гости к мойдодыру»
  • Беседы, игры, ситуации с детьми;
  • музыкотерапия – музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий.
  • изготовила картотеки: утренней гимнастики; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр;

Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГТ к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН).

В увлекательной, наглядно-практической форме стараюсь обогащать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

          Не обошлась без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стали следующая литература:

  • Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» Дошкольное воспитание.2004.N1.С.114-117.
  • Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении», Методист.2005.N4.С.61-65.
  • Т.Г. Кобзева, «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, издательство «Учитель», 2013г
  • Е.А.Бабенкова. «Игры, которые лечат»,Москва, творческий центр, 2013.
  • О.А.Новиковская, «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», Санкт-Петербург, детство-пресс, 2010.
  • Н.Л.Стефанова, «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2014.
  • О.В.Дыбина «Игры для детей с использованием нетрадиционного оборудования», Москва, творческий центр, 2010.
  • В.В.Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1999.
  • И многую другую.

А также оказалась полезной информация с сайтов интернета:

  1. Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»
  2. « Детсад» сайт для детей и взрослых
  3. «Маам» международный образовательный портал
  4. Дошколенок .ру
  5. Социальная сеть дошкольников образования
  6.  и другие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на 2013-2014 учебный год

Мое самообразование на год...

Аналитический отчет «Педагогические достижения за 2013-2014 учебный год»

Я работаю по своему приоритетному направлению «Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ»....

аналитический отчет "Педагогические достижения за 2013-2014 учебный год"

Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию   аналитический отчет "Педагогические достижения за 2013-2014 учебный год"...

Аналитический отчет воспитателей группы за 2013-2014 учебный год

Предоставлен подробный отчет о проделанной работе за год...

Программа самообразования на 2013-2014 учебный год

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников....

Аналитический отчет о работе за 2013 – 2014 учебный год

В отчете представлена  работа с детьми и родителями в средней группе...