Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ
статья по теме

Тимофеева Яна Викторовна

Экологическая предметно-пространственная  развивающая среда - одно из условий реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста.Очень важно, чтобы среда действительно была развивающей, обеспечивающей развитие самостоятельной детской деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ers_v_doo.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  предметно-пространственная                                          развивающая среда в ДОУ

В настоящее время проблемы «экологизации» детей и взрослых становятся особенно актуальными и им уделяется всё больше внимания. А причиной этому является  вмешательство человека в природу, часто безграмотное и  неправильное с экологической точки зрения. А ведь каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то сам был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом развитии детей, начиная с раннего возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к миру живой и неживой природы. Одним из условий реализации задач экологического образования детей является создание развивающей предметной среды. Очень важно, чтобы среда действительно была развивающей – обеспечивающей развитие самостоятельной детской деятельности. С этой целью в нашем дошкольном учреждении  оборудована экологическая комната, создающая неповторимую обстановку и вызывающая положительные эмоции.  Экологическая комната предназначена для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп, самостоятельных наблюдений, ухода за объектами живой природы. Экологическую комнату условно можно разделить на следующие функциональные зоны: зону обучения, зону отдыха и релаксации, книжный уголок,  уголок детского экспериментирования.

 «Зона обучения» традиционно представлена магнитной доской, детскими столами и стульями для проведения НОД.

«Зона отдыха и релаксации» - это уголок с растениями и комнатными животными, аквариумом и декоративным фонтаном. Здесь дети учатся ухаживать за растениями, наблюдать за повадками и образом жизни животных. Обитателями нашего живого уголка являются попугаи, сухопутная черепаха. И, конечно же, дети получают эмоциональное удовольствие от наблюдения за поведением  декоративных рыбок. Организуя деятельность по уходу за объектами живой природы, педагог подводит детей к осознанию того, что они живые и нуждаются в нашей заботе и помощи.

В «книжном уголке» собраны книги о природе, детские энциклопедии и экологические игры.

    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому необходимо постараться не упустить такой важный вид детской деятельности как экспериментирование. Опыт экспериментирования дети получают в детской экспериментальной лаборатории  «Почемучка», являющейся новым элементом развивающей природной среды и созданной с целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментированию. Дети не должны приобрести привычку пассивно приобретать знания, слушая взрослого. Стоит побуждать детей размышлять, ставя перед ними определенные проблемные ситуации. В «лаборатории» дети в игровой форме с удовольствием проводят элементарные опыты и эксперименты. Это позволяет им сделать самостоятельные умозаключения, ведь знания, добытые таким образом, являются более прочными и ценными для ребёнка. В качестве основного оборудования и материалов для экспериментальной лаборатории могут быть предложены:

  • приборы - помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • прозрачные и непрозрачные сосуды разного объёма и формы;
  • природный материал: камни, глина, песок, земля, уголь, ракушки, птичьи перья, шишки, спил дерева, мох, семена, ореховая скорлупа;
  • бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскуты ткани, деревянные, металлические и пластмассовые предметы, формочки – вкладыши от шоколадных конфет;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, картон, наждачная и  копировальная бумага и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи, спичечные коробки, соломинки для коктейля.

Дополнительное оборудование и материалы: контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, карточки-схемы проведения экспериментов (с подробным описанием хода проведения эксперимента).

Экологическая деятельность должна осуществляться постоянно всеми детьми, поэтому особое внимание необходимо уделить вопросу преемственности между уголками природы в групповых помещениях и экологической комнатой. Создание стационарной развивающей  экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание  условий, необходимых для жизни всех объектов живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

Уголок природы как часть экологической предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОУ

Становление экологического сознания дошкольника — это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые охраняют и создают ее. Это отношение к...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...

"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"

В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной  и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....