Уголок природы как часть экологической предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОУ
консультация по окружающему миру

Ицкевич Оксана Александровна

Становление экологического сознания дошкольника — это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые охраняют и создают ее. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Критерием экологического сознания является практика поведения человека. Иначе говоря, критерием, показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать самые различные осознанные действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения. Причем это в равной степени распространяется как на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, так и на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающего на природе).

Условия формирования экологического сознания, экологической культуры дошкольников:

- компетентность педагога;

- оптимальная предметно-пространственная развивающая среда  (уголок природы в ДОУ)

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).
  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(в рамках подготовки к педагогическому совету №2)

«Условия формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Ицкевич Оксана Александровна,

старший воспитатель, высшая кв.к.

Санкт-Петербург

2021

Становление экологического сознания дошкольника — это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые охраняют и создают ее. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Критерием экологического сознания является практика поведения человека. Иначе говоря, критерием, показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать самые различные осознанные действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения. Причем это в равной степени распространяется как на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, так и на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающего на природе).

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Условия формирования экологического сознания, экологической культуры дошкольников:

- компетентность педагога;

- оптимальная предметно-пространственная развивающая среда  (уголок природы в ДОУ)

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

РКЛ

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).
  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.

Ухаживая за растениямидети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.

  1. Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное и рациональное использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.

РЕКЛАМА

ТРЕБОВАНИЯ К УГОЛКАМ ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Общие требования к уголкам природы

Эти требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.
  • Одно из ключевых требований — безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
  • Исключают колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под строгим контролем воспитателя.
  • Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
  • Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
  • С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе.
  • Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
  • Необходимо удостовериться, что ни на одно растение у воспитанников нет аллергии.
  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада

Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:

  • типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус — высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка — с заметным опушением листьев и т. п.);
  • внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
  • начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.

Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.

Природный уголок для малышей раннего возраста

Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  • формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях;
  • также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.

Что должно быть в уголке:

  • 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;Календарь природы для самых маленьких
  • кукла в сезонной одежде и обуви;
  • макеты овощей и фруктов;
  • природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  • инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Фотогалерея: растения для уголка природы в первой младшей группе

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/fuksiya-600x387.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/kameliya-600x450.jpg

фуксияКамелия

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/begoniya-vechnocvetushchaya-600x485.jpg

вечноцветущая бегония

Особенности уголка природы во второй младшей группе

Знания детей о природе в этом возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие), формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).

Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.

Уголок природы для этого возраста содержит:

  • Новые растения — колеус, аралия, фикус. Общее количество растений достигает 4–5. Крупные листья фикуса или аралии подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений.
  • Календарь природы. Он приобретает более сложный вид: кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику.
  • Расширяется диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок — в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Для свободного рассматривания детям предлагают наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
  • Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой, где будет размещена песочная мельница, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, лопатки, грабельки, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки (обычные резиновые и заводные движущиеся).

В результате целенаправленной и систематической работы к концу года дети четвёртого года жизни будут узнавать и называть два-три комнатных растения, уверенно находить части растений, ориентироваться в представителях животного мира своей местности, называть основные условия, необходимые им для жизни. У ребятишек появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения и животные живые, их нужно беречь и охранять.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/koleus-600x547.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/araliya-komnatnaya-600x600.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/fikus-430x600.jpg

Колеус Аралия                                    Фикус

Природоведческая зона в средней группе

Средняя группа — это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

К окончанию средней группы дети:

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Чтобы удовлетворить возросшие потребности в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе значительно обогащают и расширяют.

Растения в уголке природы для средней группы

В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.

Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента, расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём. Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений, причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах (бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.

Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.

Календарь природы для средней группы

Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.

Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.

Календарь наблюдений

Эти действия могут сопровождать пояснениями сперва воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных.

В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней — живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.

Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Дидактические игры природоведческого содержания становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о животных разных климатических зон и экологических систем, то же относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.

Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки животных — обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог, обезьяна) и Севера (белый медведь, морж).

Вызывают интерес у детей средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).

Лэпбук по экологии

Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук — инновационное методическое пособие, оформленное в виде папки или книжки-раскладушки с множеством кармашков, конвертов, в которых находятся разнообразные материалы по единой тематике.

Оборудование для экспериментов в средней группе

Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Это:

  • растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
  • предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
  • увеличительные стёкла, магниты.

У детей вызывает интерес не только сам процесс экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь и скрепку, значит, они сделаны из металла).

Как использовать игрушки при оформлении уголка природы

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.

Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.

Фотогалерея: образцы макетов климатических зон

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/maket-tropikov.jpghttps://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/maket-arktiki-600x450.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/11/maket-dvora.jpg

Также необходимо  создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.

Уголок природы для детей старшей и подготовительной групп

Дети шестого-седьмого года жизни — будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств: растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы.

Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме).

 Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства).

На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.

Уголок дежурств в старшей группе

Вводятся дежурства — соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным, какими изображениями украсить.

Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе

Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц.

Это могут быть:

  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • цикламен;
  • примула;
  • кливия.

Поскольку все они имеют различные потребности в освещении и поливе, воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, такие как традесканция и фиалка, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе одновременно могут находиться до 10 растений, в подготовительной — до 12. Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень), описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). 

Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.

Сделать их просто: распечатать печальный и весёлый смайлики, покрыть непромокаемым прозрачным материалом (скотчем) и прикрепить к небольшой палочке. Заметив, что растение нуждается в поливе (или же в рыхлении, протирании листьев от пыли), воспитатель устанавливает карточку — печальный смайлик.

Внимание детей к нему может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью к сказочному герою, обитающему в уголке природы, взяв игрушку на руки и сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?» Ориентируясь на сигнальную карту, дети быстро находят, кому нужна помощь, устанавливают, что именно нужно сделать и устраняют причину «плохого настроения» зелёного друга. Позже, когда внимание ребят будет отвлечено другим видом деятельности, педагог устанавливает на это растение весёлый смайлик, хвалит и благодарит от имени сказочного персонажа.

Календари и дневники наблюдений

Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:

  • сезонные дневники наблюдений за природой;
  • календари наблюдений за птицами, ростом растений;
  • индивидуальные календари.

Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.

Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.

Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.

Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца : «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.

Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).

Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.

Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.

Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:

  • явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
  • пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
  • увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
  • фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
  • картины открытого космоса.

Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города ». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного города  по-новому — и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы — друзья природы» — конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.

Дидактические игры в уголке природы для старшей группы

Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности.

Оборудование для экспериментирования и опытов

Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.

Литература для уголка природы в старшей группе

Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.

Труд и дежурство

Привлекать воспитанников к труду в уголке природы нужно с самого раннего возраста.

Воспитание трудовых навыков в младших группах детского

В первой младшей группе дети могут вместе с воспитателем поливать растения, обтирать под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Также малышам можно доверить посадку в грунт с готовыми бороздками или лунками луковиц и крупных семян (фасоль). Это кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекают всех детей группы. Конечно, после каждого выполненного действия малышей хвалят и сообщают ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!»

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами и коллективный (всей группой детей), но из-за ограниченности места в уголке обычно выбирают первый вариант. Работая подгруппой по 4–6 человек, дети ещё не согласовывают свои действия, а просто трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. Поскольку произвольная память и внимание у малышей в этом возрасте развиты слабо, им следует объяснять порядок выполнения работы поэтапно, сопровождая показом, и после каждого действия продолжать показ и пояснения. В этом возрасте положительная оценка и поощрение также необходимы.

Дети пятого года жизни также трудятся в подгруппах, но им доступно выполнение разных операций (одна подгруппа поливает цветы, другая обтирает листья). В этом возрасте могут выполнять такие действия:

  • поливать растения уже отмеренной порцией воды;
  • протирать листья тряпочкой или кисточкой в зависимости от их формы и опушения;
  • опрыскивать;
  • обливать из лейки с мелкими ячейками;
  • рыхлить землю в горшках.

При устройстве огорода на окне дети сеют горох, огурцы, сажают лук. Действия их более скоординированы и осмыслены. Однако оставлять малышей без контроля нельзя: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. Кроме ухода за растениями, детей можно привлекать к труду по обустройству уголка природы: предложить разложить камни или ракушки по ёмкостям, красиво расставить оборудование для игр с песком и водой, разложить папки с картинками и т. д. Таким образом, дети приучатся подмечать непорядок и устранять его.

Объясняя порядок выполнения работы детям этого возраста, воспитатель даёт сначала полную инструкцию, потом повторяет, разделив на важные завершённые этапы (сделать бороздки, пролить водой, разложить семена, засыпать землёй). Когда дети трудятся, им лишь напоминают отдельные эпизоды, а не весь процесс целиком.

Поскольку дошкольникам средней группы свойственно более критичное отношение к собственным действиям и умение контролировать свои эмоции, оценку их действиям дают с учётом реальных результатов, а не только положительную. Но это всегда делается в доброжелательной форме совета, а не указания или порицания. На пятом году жизни у детей появляется чувство ответственности, понимание важности своего труда для сохранения жизни живого существа. В этом возрасте начинают уход и за животными, для чего детей водят в экологическую комнату или вносят животное в клетке в группу.

Труд в уголке природы в старшем дошкольном возрасте

Процесс труда в природе значительно усложняется. У воспитанников формируется умение самостоятельно ставить перед собой трудовую задачу, видеть способы её достижения, будущий результат, отбирать необходимые инструменты и материалы.

Основным приёмом новому виду труда становится объяснение, а к показу воспитатель прибегает лишь при ознакомлении с наиболее трудными операциями, например, при перевалке растений в больший горшок. Воспитанники могут самостоятельно выполнять большинство действий, доводя их до завершения (вырастить цветы в подарок маме в отдельных стаканчиках, ухаживать за любимым растением, пока оно не зацветёт).

Детям под силу выполнение гораздо большего количества действий, причём они сложнее, требуют внимания и организованности. Кроме полива, рыхления почвы, мытья и протирания листьев дети выполняют такие виды работ по уходу за растениями:

  • перевалку и пересадку;
  • обрезку;
  • подкормку;
  • размножение растений луковицами, черенками, корневищами и отпрысками. Разумеется, эти сложные операции им помогает выполнять воспитатель.

Для подкормки выбирают экологически чистые народные средства: настой яичной скорлупы, банановой кожуры. Если возникает необходимость пролечить растение от болезней или провести борьбу с вредителями химическими средствами, эти работы выполняет педагог в отсутствие детей.

Для старших дошкольников характерен труд коллективный или в подгруппах с разделением обязанностей. Они могут работать совместно, договориться, кто за что отвечает, что выполняет, какими предметами пользуется.

Начиная со старшей группы вводится дежурство в уголке природы. Оно организуется в парах или подгруппами по 4 человека и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.

Дежурные должны уметь договариваться между собой, дружно выполнять работу, не ссориться. Поэтому при подборе пар для дежурств педагогу следует учитывать не только уровень подготовленности ребят и развитие трудовых навыков, но и личные привязанности и отношения между детьми в группе. Воспитатель может помочь советом, напоминанием, наводящими вопросами. По окончании дежурства дежурные делятся своими впечатлениями: что им понравилось выполнять, что было трудно и т. д. Остальные дети дают оценку труду дежурных, его результатам.

Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Методические рекомендации по наполнению уголков природы В ДОУ

Первая младшая группа.

II Младшая группа.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.
•    аспидистра (дружная семейка)
•    бегония,
•    хлорофитум,
•    бальзамин (ванька мокрый)
•    кливия
•    фиалка узумбарская
Правильно подобранные растения делают возможным, проведение наблюдений (узнавать его), знакомство с некоторыми признаками живого.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные)

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

 Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.
Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

 Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.
б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.
в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

    Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.
2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами
4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

 Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.

 

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.





     
    Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:
1.   Картина сезона
2.   Календарь  с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)
3.   Наглядно - схематическая модель наблюдений за птицами.
4.   Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
  Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.


Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

        Комнатные растения: рекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт));
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень – целозия, бальзамин однолетний и др.); луковицами (выскочка, амариллис и др.); клубнями (глоксиния, ахименес и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (камнеломка, хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках); «живородящие» растения (бриофиллум);
- лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ и др.).
Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана, немецкий букет и др.).





 
Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.

Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)

Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.

 
Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, разделочные доски, поилки, лейки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корма для птиц, животных.

 

Сезонные растительные объекты:

•    яркие, крупные  овощи и фрукты (муляжи);
•    шишки (сосна, ель) и др.

зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах. 

- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

- зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; материалы на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.); посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина, авокадо, хурмы, айвы);
- растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец, декоративная капуста).

Временные объекты 

 Осень:
а)букеты осенних цветов вазах; 
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
Весна:
 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
Лето:
 а) букеты цветов в вазах; 
 

Осень:
а)букеты осенних цветов вазах; 
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
Весна:
 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
Лето:
 а) букеты цветов в вазах; 

Осень:
а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
Зима:
 а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:
 а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:
а) букеты цветов в вазах;
 

Осень:
 а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала; 
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
в) Икебаны, поделки детей. 
Весна:
 а) ветки деревье и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)
Лето: 
г) букеты цветов в вазах; 

Осень:
 а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала; 
Зима:
а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) 
б) ветки деревьев и кустов в вазах; 
в) Икебаны, поделки детей. 
Весна:
 а) ветки деревьев и кустарников в вазах; 
б) ящики с рассадой; 
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)
Лето: 
г) букеты цветов в вазах; 

Наглядный иллюстративный материал: 

набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.

лабораторный материал для экспериментирования
  

•    сосуды для воды;
•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

  •    сосуды для воды;
•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

  •    песок разного цвета;
•    сосуды для воды;
•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
•    материал для изготовления цветного льда;
•    материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов);
•    материал для игр с мыльной пеной;
•    поролон цветной;
•    пенопласт;
•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
•     предметы для игр с тенью;
•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей).
•    земля и глина разного цвета и качества;
•    мел;
•    оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;
•    для игр с мыльной водой и пеной;
•    для игр со светом;
•    краски;
•    погремушки;
•    некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета);
•    крахмал;
•    мука и т.д.

•    разнообразные доступные приборы;
•    разные лупы;
•    микроскоп;
•    различные часы;
•    весы;
•    термометры;
•    фонарики;
•    цветные очки;
•    бинокли;
•    линзы;
•    магниты;
•    резина;
•    гибкий пластик;
•   более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе):
•    разная пластмасса;
•    стружки;
•    опилки различных пород дерева;
•    безопасные красители;
•    безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);
      Ящики для посадки семян и рассады.
      Муляжи овощей и фруктов.

простейшие приборы и приспособления

•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
•   «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

  •    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
•   «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

•    лупы;
•    «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;
•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
•    игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;
•    «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);
•    «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.
      «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).
      Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

    •    лупы;
•    песочные часы;
•     весы;
•     компас;
•     разные термометры, в том числе и тактильные;
•    «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;
•    «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
•    игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;
•    «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);
•    «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Уголок природы – как часть развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ»

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привле...

Консультация для педагогов. Уголок природы, как часть центра экспериментирования (в соответствии с программой "ДЕТСТВО")

Внимание! В группе не должно находиться  одновременно более 3 растений. Предложенные ниже растения вносятся в группу в течение года (весь арсенал флоры находится где-то, например, в холле  д...

Уголок "Кто пришел" индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива ...

Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...

Консультация: «Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы ДОУ».

laquo;Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы в ДОУ»             Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник нау...