Социально-нравственное воспитание детей.
статья (старшая группа) по теме

Баранова Марина Этгаровна

Социально-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка.

Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных  примеров  поведения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть нравственную ситуацию. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать плохое и хорошее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-нравственное воспитание детей.

Социально-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка.

Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных  примеров  поведения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть нравственную ситуацию. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать плохое и хорошее.

Нравственные поступки - всегда осознанный выбор каждого.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в  освоении норм жизни , общаясь со взрослыми , перенимая у них опыт поведения , ориентируясь на слова  "так нужно", "так нельзя".

Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать малыша к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками. В дошкольном возрасте малыши стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в особенности – родителей) становиться тем фундаментом будущего мироощущения, которое впоследствии выльется моральными качествами и чертами характера личности. Особенно важно, чтобы семейное социально нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения, прививаемыми в воспитательных группах или других детских коллективах. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада.

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Семья- это первичный социум, который даёт ребёнку  психологическую  защищённость, эмоциональный комфорт, поддержку. В каждой семье  складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи. Ребёнок черпает определённый багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками.

Поэтому самым приоритентным является установление контакта с родителями дошкольника.

Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с родителями по социально-нравственному воспитанию  детей в старшей группе.

Перспективное планирование работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе.

Месяц

           Задачи

 Форма  работы

  Темы

Сентябрь

Знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей. Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, пересмотреть их.

Консультация.

Тест для родителей.

Круглый стол с родителями.

«Стиль воспитания ребёнка в семье».

«О наказаниях детей».

Октябрь

Воспитывать бережное отношение к чужим вещам. Обогащение представлений о себе и взрослых.

Учить детей заботиться о своём здоровье. Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни.

Лекция.

Тематическая консультация.

«Воспитание у детей бережного отношения к личным и общественным вещам.

«Здоровые родители -здоровые дети».

Ноябрь

Дать детям представления о родственных связях. Поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи.  Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Консультация + презентация

«Как составить своё генеалогическое древо».

Декабрь

Расширять представления детей о семейных традициях. Поддерживать уважение к семейным традициям. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Круглый стол.

Тематическая выставка

«Традиции семьи» ( как наша семья встречает Новый год ).

«Праздники и развлечения в детском саду»

Январь

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой город.  

Воспитывать уважение к прошлому, чтить память погибших.

Расширение представлений о пользе и вреде компьютерных игр.

Оформление информационного стенда.

Выставка на тему ( рисунки детей )

Дистанционная консультация для родителей

«Подвиг наших предков»

«Война глазами детей»

«Компьютер и детская психология»

Февраль

Формирование у детей правильных  представлений. Воспитывать чувство уважения к своей Родине. Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его.

Тематическая консультация

«Как воспитать патриота и гражданина»

Март

Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких.  Воспитывать желание заботиться о близких , о правилах безопасного поведения.

Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости. Развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, малышах, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам,  оказывать им помощь, успокаивать.

Выставка  литературы

Дистанционная консультация для родителей

Подборка книг:

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»; В. Осеева «Хорошее»; Е.Благинина « Посидим в тишине»; Р.Н.сказка »Гуси – лебеди»; «Два жадных медвежонка»;

« Как воспитать отзывчивого ребёнка в этом неспокойном мире».

Апрель

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями своего города, его историческим прошлым. Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю.

Раскрыть детям нравственный смысл поступков людей, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, лучше понимать друг друга и самих себя. Закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии и тд.

Фотовыставка

Составление с детьми рассказов о …

«Самое красивое место в нашем городе».

Пусть добро навеки побеждает зло.

Май

Закрепить с детьми навыки вежливого обращения, осваивая новые формулы вежливости. Познакомить с социальными нормами и правилами, приобрести навыки культурного поведения. Вызвать желание быть вежливыми.

Вызвать желание узнать о членах своей семьи, их занятиях, интересах. Дать знания об особенностях развития данного возраста. Объяснить необходимость учитывать в воспитании  характерные для этого возраста особенности. Учить понимать эмоциональное  состояние окружающих и учитывать это в общении.

Выставка детских рисунков  по сказке

Анкетирование

 « Волшебное слово « здравствуйте»

« Хорошо ли я знаю  своего ребёнка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...