Главные вкладки

    Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)
    методическая разработка по теме

    Крестинская Ольга Владимировна

    -  Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

    - расширять представления о лесе и его обитателях;

    - продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

    - познакомить со свойствами льда и снега;

    - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

    - воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и - внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

     по экологии в старшей группе

    «Путешествие по зимнему лесу».

    Разработала:

    Крестинская Ольга Владимировна,

    воспитатель

    Задачи:   

    -  способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

    - расширять представления о лесе и его обитателях;

    - продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

    - познакомить со свойствами льда и снега;

    - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

    - воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и - внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц, альбом «Времена года»; беседа о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах и животных; дидактические игры «Дикие животные».

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

    Дети: Да, очень хотим.

    Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

    Дети: Зима.

    Воспитатель: А как  вы догадались?

    Дети: На улице холодно, много снега, деревья стоят голые, нет листочков.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по зимней дорожке. Она очень узкая, поэтому идем аккуратно, стараемся не оступаться.

    Дети проходят по дорожке.

    Воспитатель: Вот мы и прошли по дорожке. Куда же нас привела эта дорога?

    Дети: К речке.

    Воспитатель: Правильно, мы подошли к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. Смотрите, кто это подо льдом?

    Дети: Рыбки.

    Воспитатель: Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

    Дети: Холодно.

    Воспитатель: Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

    Воспитатель: Ну, что пойдемте дальше. Смотрите, впереди лес. Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по узкому мосту. Чтобы не упасть в реку, возьмём друг друга за руки и аккуратно проходим по мостику.  (Дети друг за другом проходят по мосту).

    Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит,

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,

    Не мертвец и не живой -

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой…

    Воспитатель: Прислушайтесь. Кто это похрапывает?

    Дети: Медведь.

    Воспитатель: А что медведь делает зимой?

    Дети: Спит в своей берлоге.

    Воспитатель: А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

    Дети: Волк, заяц, белка, лиса.

    Воспитатель: Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

    Дети: Дикие животные.

    Воспитатель: Молодцы. А какие птицы к нам прилетают зимой?

    Дети: снегири.

    Воспитатель: Правильно, к нам зимой прилетают снегири.

    Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

    Хозяйка леса: Здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуйте.

    Хозяйка леса: Я Хозяйка леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит? Сейчас зима и в лесу всё спят: спят деревья, спят звери.

    Воспитатель: Ой, Хозяюшка леса, извини нас. Ребята будут вести себя тихо, и не будут шуметь. Хозяюшка леса, мы с ребятами для леса принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего.

    Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса.

    Хозяйка леса: Спасибо вам, ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

    Если в лес пришёл гулять,

    Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

    Только, чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь:

    Даже очень громко петь.

    Испугаются зверюшки,

    Убегут с лесной опушки.

    Ветки дуба не ломай,

    Никогда не забывай.

    Здесь не нужно всех ловить,

    Топать, хлопать, палкой бить.

    Ты в лесу – всего лишь гость.

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Воспитатель: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

    Хозяйка леса: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

    Дети: Берёза.

    Хозяйка леса: А что есть у берёзы?

    Дети: Ствол, ветки.

    Хозяйка леса: Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

    Дети: Ёлка…

    Хозяйка леса: А что есть у ёлки?

    Дети: Ствол, ветки, хвоя.

    Хозяйка леса: Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. Дети делают упражнение на дыхание.

    Хозяйка леса: Молодцы! Ну вот, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами исследуем снег и лед.

    Опыт по определению прозрачности снега и льда

    Ход опыта: Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотриваем с детьми снег.

    Хозяйка леса: Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

    Дети: Холодный, мокрый, белый.

    Хозяйка леса: Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

    Дети: Холодный, мокрый.

    Хозяйка леса: Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

    Дети: Ничего.

    Хозяйка леса: Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

    Дети: Красную бумагу.

    Хозяйка леса: Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

    Воспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный. Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

    Хозяйка леса: Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.

     Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

    Анализ занятия: Куда мы сегодня ходили с вами? Что видели по дороге? Кто встретился в лесу? Что больше всего понравилось?

    Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед — прозрачный, а снег — непрозрачный. Наше занятие закончилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми средней возрастной группы ДОУ "Что такое лес?"

    Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игру...

    Конспект занятия по экологическому воспитанию во 2-ой младшей группе «Вот такие птички, птички- невелички»

    Цели.Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.3. Расширять представление об особенностях внешнего вида,...

    Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

    Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

    Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группа

    Цель:  Углублять  представления детей о лесе, как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории. Задачи:Закреплять  знания  детей об особенностях жизни оби...