Главные вкладки

    Программа « Приобщение дошкольников к русской национальной и якутской культуре»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Компаниец Лариса Павловна

    Ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_otpravku_programma.docx21.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа « Приобщение дошкольников к русской  национальной и якутской культуре»

    Автор:

    Музыкалый руководительМДОУ ЦРР детский сад «Классика»

     Компаниец Лариса Павловна

    Саха (Якутия)

    Г.Нерюнгри  2014г.

                                                  Пояснительная записка.

    «Русский народ не должен терять

    своего нравственного авторитета

    среди других народов - авторитета,

    достойно завоёванного русским

    искусством, литературой.

    Мы не должны забывать о своём

    культурном прошлом, о наших

    памятниках, литературе, языке, живописи...

    Народные отличия сохранятся и в XXI

    веке, если мы будем озабочены воспитанием

     души, а не только передачей знаний».

    (Д. С. Лихачёв).

    Детство-   это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Истоки национальной культуры высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз долой. Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть».

    Мы стараемся воспитать наших ребят в национальных традициях, для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в  первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувство наших предков.

    Нам известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка- развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, и поэтому мы решили собрать предметы старинного быта.

    Освободив помещение в детском саду, соорудили избу. Здесь, в «избе», поставили печь, сделали деревянные лавки и стол, постелили самотканые половики. Для окон сшили занавески, украшенные вышивкой. В «избе» есть самовар, деревянные ложки, чугунок, прялка и другая утварь. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством, проходят в «избе», и от каждой встрече дети получают радость и удовольствие.

    Задачи:

    - ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.

    - раскрытие нравственной основы, нравственного смысла тех или иных сторон национальной культуры, отражения в них лучших моральных качеств.

    В работе с дошкольниками выбраны такие направления:

    1. Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и.т.п.).

    В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о доброте, красоте, правде, верности и.т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

       Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

    В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений.

    3. Знакомство с народным искусством.

    Народ проявлял свои творческие  устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и посуде, причудливые игрушки.

    Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходили по саду, и поздравляли всех с праздником весёлыми колядками, встречали Масленицу, зазывали весну, встречали лето якутским праздником Исыаах.  Народные обрядовые праздники всегда связаны и игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

    Большую радость приносят детям  всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Старших детей знакомим с историей возникновения и со  сведениями о создававших её мастерах; предлагаем ребятам попробовать  составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрёшка.

    Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей, а в результате, должно сложиться целостное представление о культуре народов, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

    Дети к концу года приобретают следующие навыки и умения:

    - дети знают и умеют играть в народные игры.

    - принимают осмысленное и активное участие в проведении календарно- обрядовых праздниках.

    - знают элементы русского, якутского костюма.

    - умеют различать изделия разных народных промыслов.

    -знают потешки, прибаутки, загадки.

    -имеют представления о народных промыслах.

                      Знакомство детей с устным народным творчеством.

    номер

    конспекта

    Тема занятия

    Содержание

    Возрастная

    группа

    1.

    « В гости к хозяюшке»

    Знакомство с потешками про котика. Проведение игры «Кот Васька», разыгрывание сказки «Колосок»

    Старшая группа

    2.

    «Котик-коток»

    Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение игр «В поясок», «салки-догонялки»

    Старшая группа.

    3.

    «Ладушки в гостях у бабушки»

    Использование на занятии прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке.

    Старшая группа.

    4.

    «У бабушке в деревне»

    Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

    Старшая группа.

    5.

    «В тереме расписном я живу».

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

    Подготовительная группа.

    6.

    Русские потешки.

    Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота». Отгадывание загадок.

    Подготовительная группа.

    7.

    «Жихарка»

    Загадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам сказки «Жихарка». Повторение знакомых и заучивание пословиц о дружбе и смелости.

    Подготовительная группа.

    8.

    «В гости к хозяюшке»

    Загадывание загадок об избе и предметах быта.

    Подготовительная группа.

         

                          Знакомство детей с русской народной песней.

    1.

    «Песня-душа народа».

    Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёза стояла».

    Старшая группа.

    2.

    Лирическая песня.

    Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, танцев.

    Старшая группа.

    3.

    Хороводная песня.

    Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Хоровод «Мак-маковочек».

    Старшая группа.

    4.

    Плясовая песня.

    Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок.

    Старшая группа.

    5.

    «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».

    №1. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками.

    Подготовительная группа.

    6.

    №2. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России.

    Подготовительная группа.

    7.

    Гусли звончатые.

    Знакомство с русским народным инструментом гуслями.

    Подготовительная группа.

    8.

    Дудочка.

    Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки « Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо».

    Подготовительная группа.

                                       Знакомство с народными промыслами

    1.

    Русская матрёшка

    Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой. Проведение игр.

    Старшая группа.

    2.

    Весёлая ярмарка

    Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления.

    Старшая группа.

    3.

    Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке.

    Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек.

    Старшая группа.

    4.

    Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна.

    Рассказ о прялке. Проведение русской народной игры « Прялица».

    Старшая группа.

    5.

    В гостях у хозяюшки.

    Рассказ о дымковских игрушках- барышни, коня, собаки. Чтение потешок о животных.

    Подготовительная группа.

    6.

    Знакомство с русской матрёшкой

    №1. Рассказ об истории возникновения матрёшки. Рисование детьми семёновской матрёшки.

    Подготовительная группа.

    7.

    №2. Рассказ о ковровской матрёшки. Сравнительная описание ковровской и семёновской матрёшки. Проведение игры с матрешкой.

    Подготовительная группа.

     8.    

    №3. Закрепление пройденного материала. Сочинение детьми сказки про матрёшку.

    Подготовительная группа.

                      Знакомство с обрядовыми праздниками.

    1.

    Рождественские колядки, новогодние песни.

    №1.  Рассказ о рождественских колядках. Проведение игры « Скакалка»  

    №2.  Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок

    №3. Рассказ о новогодних песнях- овсенях.

    Старшая, подготовительная группа.

    2.

    Пришла коляда отворяй ворота.

    Рассказ об обычаи колядования. Загадывание загадок, проведение игр « Бабка Ежка», « Башмачок»

    Старшая группа.

    3.

    Масленица

    Рассказ о масленице, проведении игр «Горшок», «Гори, гори ясно»

    Старшая, подготовительная группа.

    4.

    Масленичные песни.

    №1. Рассказ о праздновании первых двух дней масленицы и пение песен. Игры «Водить козла», «Летят-не летят».

    №2. Рассказ об остальных днях праздновании масленицы. Игра «Горелки».

    Старшая, подготовительная.

    5.

    Вербное воскресенье

    Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение игр «Верба- Вербочка»

    Старшая группа.

    6.

    Пасха

    №1. Рассказ о пасхе. Знакомство с пасхальными песнями.

    №2. Рассказ об обычаи на пасху обмениваться яйцами, проведение народных игр с яйцами.

    Старшая, подготовительная.

    7.

    Ысыаах.

    Знакомство с якутским  праздником. Традиции, обычаи праздника,

     якутская игра «Соколята».

                             Нравственное- патриотическое  воспитание.

    1.

    Мы живём в Якутии.

    Знакомство с гербом, флагом, гимном Якутии. Проведение игры «Северный олень»

    Старшая, подготовительная.

    2.

    Страна в которой мы живём.

     Знакомство с гербом, флагом, гимном России. Проведение игры «Заря- заряница».

    Старшая, подготовительная группа.

    3.

    Культура и традиции Якутского народа.

    Знакомство с якутской одеждой, орнамент. Рисование головного убора Бастынги.

    Старшая, подготовительная.

    4.

    Кто мы, откуда?

    Где наши корни?

    Рассматривание семейных фотографий. Изготовление семейного древа.

    Подготовительная.

    5.

    Ленские столбы- природный памятник Якутии.

    Рассказ легенды о Ленских столбах. Чтения стихотворения А. Ольхона «Ленские столбы»

    Подготовительная.

    Итоги         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

    Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

    Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

    ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....

    Мониторинг по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

    Мониторинг усвоения программы   детьми средней группы...

    Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

    Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры  Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...

    Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

    Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....