Программа « Приобщение дошкольников к русской национальной и якутской культуре»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Компаниец Лариса Павловна

Ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_otpravku_programma.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа « Приобщение дошкольников к русской  национальной и якутской культуре»

Автор:

Музыкалый руководительМДОУ ЦРР детский сад «Классика»

 Компаниец Лариса Павловна

Саха (Якутия)

Г.Нерюнгри  2014г.

                                              Пояснительная записка.

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

 души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

Детство-   это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Истоки национальной культуры высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз долой. Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть».

Мы стараемся воспитать наших ребят в национальных традициях, для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в  первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувство наших предков.

Нам известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка- развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, и поэтому мы решили собрать предметы старинного быта.

Освободив помещение в детском саду, соорудили избу. Здесь, в «избе», поставили печь, сделали деревянные лавки и стол, постелили самотканые половики. Для окон сшили занавески, украшенные вышивкой. В «избе» есть самовар, деревянные ложки, чугунок, прялка и другая утварь. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством, проходят в «избе», и от каждой встрече дети получают радость и удовольствие.

Задачи:

- ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.

- раскрытие нравственной основы, нравственного смысла тех или иных сторон национальной культуры, отражения в них лучших моральных качеств.

В работе с дошкольниками выбраны такие направления:

1. Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и.т.п.).

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о доброте, красоте, правде, верности и.т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

   Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений.

3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие  устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и посуде, причудливые игрушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходили по саду, и поздравляли всех с праздником весёлыми колядками, встречали Масленицу, зазывали весну, встречали лето якутским праздником Исыаах.  Народные обрядовые праздники всегда связаны и игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Большую радость приносят детям  всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Старших детей знакомим с историей возникновения и со  сведениями о создававших её мастерах; предлагаем ребятам попробовать  составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрёшка.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей, а в результате, должно сложиться целостное представление о культуре народов, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

Дети к концу года приобретают следующие навыки и умения:

- дети знают и умеют играть в народные игры.

- принимают осмысленное и активное участие в проведении календарно- обрядовых праздниках.

- знают элементы русского, якутского костюма.

- умеют различать изделия разных народных промыслов.

-знают потешки, прибаутки, загадки.

-имеют представления о народных промыслах.

                  Знакомство детей с устным народным творчеством.

номер

конспекта

Тема занятия

Содержание

Возрастная

группа

1.

« В гости к хозяюшке»

Знакомство с потешками про котика. Проведение игры «Кот Васька», разыгрывание сказки «Колосок»

Старшая группа

2.

«Котик-коток»

Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение игр «В поясок», «салки-догонялки»

Старшая группа.

3.

«Ладушки в гостях у бабушки»

Использование на занятии прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке.

Старшая группа.

4.

«У бабушке в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Старшая группа.

5.

«В тереме расписном я живу».

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Подготовительная группа.

6.

Русские потешки.

Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота». Отгадывание загадок.

Подготовительная группа.

7.

«Жихарка»

Загадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам сказки «Жихарка». Повторение знакомых и заучивание пословиц о дружбе и смелости.

Подготовительная группа.

8.

«В гости к хозяюшке»

Загадывание загадок об избе и предметах быта.

Подготовительная группа.

     

                      Знакомство детей с русской народной песней.

1.

«Песня-душа народа».

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёза стояла».

Старшая группа.

2.

Лирическая песня.

Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, танцев.

Старшая группа.

3.

Хороводная песня.

Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Хоровод «Мак-маковочек».

Старшая группа.

4.

Плясовая песня.

Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок.

Старшая группа.

5.

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».

№1. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками.

Подготовительная группа.

6.

№2. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России.

Подготовительная группа.

7.

Гусли звончатые.

Знакомство с русским народным инструментом гуслями.

Подготовительная группа.

8.

Дудочка.

Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки « Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо».

Подготовительная группа.

                                   Знакомство с народными промыслами

1.

Русская матрёшка

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой. Проведение игр.

Старшая группа.

2.

Весёлая ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления.

Старшая группа.

3.

Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке.

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек.

Старшая группа.

4.

Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна.

Рассказ о прялке. Проведение русской народной игры « Прялица».

Старшая группа.

5.

В гостях у хозяюшки.

Рассказ о дымковских игрушках- барышни, коня, собаки. Чтение потешок о животных.

Подготовительная группа.

6.

Знакомство с русской матрёшкой

№1. Рассказ об истории возникновения матрёшки. Рисование детьми семёновской матрёшки.

Подготовительная группа.

7.

№2. Рассказ о ковровской матрёшки. Сравнительная описание ковровской и семёновской матрёшки. Проведение игры с матрешкой.

Подготовительная группа.

 8.    

№3. Закрепление пройденного материала. Сочинение детьми сказки про матрёшку.

Подготовительная группа.

                  Знакомство с обрядовыми праздниками.

1.

Рождественские колядки, новогодние песни.

№1.  Рассказ о рождественских колядках. Проведение игры « Скакалка»  

№2.  Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок

№3. Рассказ о новогодних песнях- овсенях.

Старшая, подготовительная группа.

2.

Пришла коляда отворяй ворота.

Рассказ об обычаи колядования. Загадывание загадок, проведение игр « Бабка Ежка», « Башмачок»

Старшая группа.

3.

Масленица

Рассказ о масленице, проведении игр «Горшок», «Гори, гори ясно»

Старшая, подготовительная группа.

4.

Масленичные песни.

№1. Рассказ о праздновании первых двух дней масленицы и пение песен. Игры «Водить козла», «Летят-не летят».

№2. Рассказ об остальных днях праздновании масленицы. Игра «Горелки».

Старшая, подготовительная.

5.

Вербное воскресенье

Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение игр «Верба- Вербочка»

Старшая группа.

6.

Пасха

№1. Рассказ о пасхе. Знакомство с пасхальными песнями.

№2. Рассказ об обычаи на пасху обмениваться яйцами, проведение народных игр с яйцами.

Старшая, подготовительная.

7.

Ысыаах.

Знакомство с якутским  праздником. Традиции, обычаи праздника,

 якутская игра «Соколята».

                         Нравственное- патриотическое  воспитание.

1.

Мы живём в Якутии.

Знакомство с гербом, флагом, гимном Якутии. Проведение игры «Северный олень»

Старшая, подготовительная.

2.

Страна в которой мы живём.

 Знакомство с гербом, флагом, гимном России. Проведение игры «Заря- заряница».

Старшая, подготовительная группа.

3.

Культура и традиции Якутского народа.

Знакомство с якутской одеждой, орнамент. Рисование головного убора Бастынги.

Старшая, подготовительная.

4.

Кто мы, откуда?

Где наши корни?

Рассматривание семейных фотографий. Изготовление семейного древа.

Подготовительная.

5.

Ленские столбы- природный памятник Якутии.

Рассказ легенды о Ленских столбах. Чтения стихотворения А. Ольхона «Ленские столбы»

Подготовительная.

Итоги         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....

Мониторинг по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Мониторинг усвоения программы   детьми средней группы...

Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры  Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...