Главные вкладки

    инновационный педагогическтй опыт работы экология)
    методическая разработка на тему

    Давыдова Татьяна Викторовна

    представлен опыт работы по самообразованию ( по экологии)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл опыт работы по самообразовванию26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

                Инновационный педагогический опыт работы

    « Экологическое воспитание-                 через игровую деятельность дошкольников».

    Актуальность и перспективность опыта.
    Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время  закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
    С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» , «Об  образовании»  и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03 1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится направлением в работе дошкольных учреждений. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой  является дошкольное.  Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
    Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, зелени, образовавшейся в результате производственной деятельности человека и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения , угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
    Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, любить свою Родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеется, что эти росточки доброты заложенные в детстве обязательно вырастут в могучее дерево, крепко привязанное к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и  интеллектуально, духовно.

    Целью экологического воспитания является:

    • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
    • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
    • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

    Задачи экологического воспитания:
    1. Понимание человеком самоценности природы.
    2. Осознание  себя как части природы.
    3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
    4.Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.
    5. Воспитание активной жизненной позиции.
    6. Обучение азам экологической безопасности.
    7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
    8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

    Задачи экологического образования.

    1.Усвоение системы знаний о природе (о её компонентах и взаимосвязях между ними)

    2.Формирование представлений об универсальной ценности природы.

    3. Воспитание потребности в общении с природой.

    4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

    5.Развитие экологического сознания.

    6.Эстетическое воспитание.

    Пути использования разнообразных форм и методов работы:

    • НОД;
    •  экологические экскурсии;
    • Экологические кружки;
    • КВН, викторины;
    • Экологические акции;
    • Обсуждение и обыгрывание ситуаций;
    • Лаборатория юного эколога;
    • Экологические музеи;
    • Экологические праздники и развлечения;
    • Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирования экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее)

    Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой:

    • «Не навреди»
    • «Познавая, не разрушай».
    • «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
    • «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
    1. Что я хочу сделать?
    2. Зачем мне это нужно?
    3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?

     Подумай о последствиях!

    Игра – ведущая деятельность в дошкольном     возрасте.
         «Без игры  нет и не может быть полноценного              умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в  духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости»
    В.А.Сухомлинский.

    В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

    • Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка».
    • Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?»
    • Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет, если..», «Берегите природу!» и так далее.
    • Игры на развитие навыка анализа ситуации через целенаправленное суждение поля поиска : «Да - не».
    • При  организации игры я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.

    Проектная деятельность

    Проект «Как дикие животные готовятся к зиме» (младший дошкольный возраст)

    • Вид проекта: творческий.
    • Продолжительность проекта : 2 недели.
    • Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
    • Актуальность. 

    Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках , питании и жилищах  диких животных наших лесов;  о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, на умеют описывать предметы.

    • Цель проекта: 

    Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе проекта.

    • Задачи проекта: 

    Дать представление о диких животных лесов Ромодановского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся дикие животные к зиме в лесу.

    Обогатить словарь за счёт имён существительных(дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий , лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и т. д).

    Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

    Воспитывать  желание оказывать помощь животным.

     Творческий проект «Водное царство». 

    • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
    • Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
    •      Актуальность. 
    • В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
    • Поэтому мной был взят проект «Водное царство». В котором большую роль играет исследовательская деятельность.  В процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивает познавательную способность.
    • Формируя у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, вызвать желание бережно относиться к богатствам природы. Понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.
    •  Цель проекта: расширять и систематизировать знания  детей о классе рыб (названия, строения, способы размножения, питания) и других обитателях водоёмов.
    •  Задачи проекта: 
    • Углубить представление о водоёме как о среде обитания рыб и других обитателях водоёмов.
    • Учить называть признаки сходства и различия у рыб.
    • Развивать умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения.
    • Развивать способности к поисковой деятельности.
    • Активизировать активный и пассивный словарь у детей.
    • Развивать творческие способности.
    • Воспитывать чувство отзывчивости и ответственности , гуманного отношения к окружающему миру.
    • Привлечь родителей к участию в проекте.

    Мини музей «Такая разная кора»

    • Цель: Познакомить детей с защитными функциями коры (кора – «одежда» дерева), с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формировать основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).
    •  Задачи: 
    • Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
    • Воспитывать детей бережному отношению к природе.

    Продолжать учить детей играть с шишками, деревянными игрушками, рассматривать на пеньках годичные кольца, изучать книги, вместе с родителями делать поделки из древесины, коры, шишек, листьев и пополнять экспозици .

    Особенности мини-музея в детском саду.

    – Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
    – Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
    – Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

    Правила поведения в музее.

    • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
    • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
    • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
    • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
    • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

     Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

    • Анкетирование, проведение опросов.
    • Совместные досуги, КВНы, викторины.
    • Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах.
    • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
    • Ширмы, экологические стенды.
    • Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями.
    • Информационные проспекты для родителей.
    • Организация дней открытых дверей.
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.

     Положительные результаты

    • Сформированы начала экологической культуры у детей;
    • Сформировано  осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление:
    • Дети учатся практическим действиям по охране природы;
    • Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы:
    • У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Работа ещё не завершена. Будет продолжаться и в других группах и я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

    Всё хорошее в людях - из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

     Не наукой, а частью души!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

    Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

    Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

    Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

    Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....