Главные вкладки

    Анализ русской народной сказки "Хаврошечка" (в обработке А.Толстого)
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Солякова Галина Николаевна

    Данная курсовая работа написана, как итоговая по курсам повышения квалификации МИОО по следующей теме: "Читательское становление детей дошкольного возраста". Этот материал можно использовать  при знакомстве детей с фольклором.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kursovaya.docx42.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.

    Анализ русской народной сказки

    "Хаврошечка" (в обработке А.Толстого)

    План:

    1. Определение понятия "народная сказка".
    2. Вид сказки по классификации А.Н.Афанасьева.
    3. Правомерность определения вида:

    - форма вымысла;

    - волшебные помощники;

    - типы героев.

    1. Наличие "бродячего сюжета".
    2. Анализ архитектоники сказки.
    3. Анализ художественного мира, поэтики сказки.
    4. Нравственная проблематика сказки.
    5. Возрастное назначение сказки.

    Существует множество определений понятия "сказка", данных в различные исторические периоды разными научными школами. Простым, но достаточно емким является определение, данное фольклористом ХХ в. В.И.Чичеровым.

    "Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях".

    В своей работе по анализу русской народной сказки "Хаврошечка" я буду опираться на классификацию А.Н.Афанасьева.

    А.Н.Афанасьев систематизирует сказки, положив в основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных как самые древние, волшебные сказки, бытовые сказки, авантюрные (авантюрно – новеллистические) и докучные сказки. Русскую народную сказку "Хаврошечка" можно отнести к разряду волшебных.

    Природа вымысла в волшебных сказках, по мнению В.П.Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями древнего человека. В сказке "Хаврошечка" магической силой наделены слова: "спи, глазок, спи другой"; действия: "влезет Крошечка - Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано"; из косточек выросла яблонька; яблонька не дала сестрам сорвать яблочки, а к Хаврошечке веточки опустились.

    Одним из признаков волшебной сказки является наличие волшебных помощников. В сказке "Хаврошечка" волшебные помощники: коровушка, яблонька.

    В волшебной сказке выделяется несколько типов героев. Главные обычно – положительные и отрицательные (герой и антигерой). Сказка всегда проводит резкую грань между ними: Крошечка - Хаврошечка и хозяйка. В их противостоянии – смысл сказки. Кроме главных героев – Крошечки – Хаврошечки и хозяйки, есть второстепенные: дочери Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, корова, яблонька, сильный человек. Каждый из второстепенных героев играет свою роль в раскрытии содержания сказки. Дочери "сами ничего не делают, у ворот сидят, на улицу глядят" и по приказу матери следят за работой Крошечки – Хаврошечки. Старик зарезал коровушку, лишив Крошечку – Хаврошечку друга и помощника. Яблонька, которая не дала возможности сорвать яблоки дочерям хозяйки, кроме того несет нагрузку памяти об ушедших (корова говорит Крошечке – Хаврошечке: "косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай. И выросла из них яблонька"). А сильный человек женился на Крошечке – Хаврошечке.

    У каждого вида сказки есть нечто общее – это сюжет и архитектоника сказки. И хотя у каждого народа есть свои сказки, но давно были замечены сюжеты, общие для разных народов. В фольклористике сходные сюжеты, переходящие от одного народа к другому, получили название "бродячие". В связи с тем, что эти произведения передавались от одного творческого коллектива к другому, от одного человека к другому, они изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета. В частности, можно обнаружить в разных вариантах сюжет мачехи и падчерицы ("Хаврошечка", "Буренушка" в сборнике сказок А.Н.Афанасьева, "Бурая корова" башкирская народная сказка). Изменяясь в деталях (новые имена, новые ситуации, различное словесное оформление), варианты сохраняют единую нравственную позицию, дают единую оценку происходящему. Так, в сказке "Буренушка" главные герои царь, Марья-царевна, Иван-царевич, Ягишна, две дочери (двоеглазая, троеглазая). Как и в "Хаврошечке" присутствует противостояние Ягишны и Марьи-царевны, помощь коровы и исход "…тут Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать". В башкирской народной сказке "Бурая корова" волшебный помощник корова помогает сиротам: брату расколдовать сестру, избавиться от мачехи и благополучно вернуться домой, где "они … зажили, говорят, хорошо и счастливо". Можно видеть, что кроме схожих сюжетов, эти сказки содержат общие действия, имеющие важное значение для развития сюжета. Это функции испытания и награждения.

    Архитектоника, или эстетический план построения сказки, также имеет общие для всех видов элементы: присказка, зачин, основная часть сказки, исход или концовка.

    Проанализируем архитектонику сказки " Хаврошечка".

    Присказка как таковая отсутствует. Это говорит о том, что ее наличие зависит исключительно от воли рассказчика, аудитории, вида сказки.

    Зачин играет огромную роль: он определяет место действия и время действия, называет героев сказки. В зачине сказки "Хаврошечка" не использованы постоянные сказочные формулы, она начинается по-своему: "Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…". Из зачина мы видим, что место действия и время действия не определено, но можем узнать: Хаврошечка сирота, попала к бессовестным, злым людям, которые плохо к ней относились, заставляли работать; главным ее утешителем и помощником была рябая коровка. По имени героини определить: она маленькая по росту, чумазенькая. Дочери хозяйки – ужасного вида, лентяйки.

    Основная часть сказки, по наблюдениям А.И.Никифорова, представляет собой трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. По мнению В.Я.Проппа, основные особенности волшебной сказки связаны с ее композицией, где показательными являются такие функции, как функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание.

    Рассмотрим основную часть сказки "Хаврошечка". Действие сюжета поступательное, нет возврата к предыдущему событию, нет побочных линий. Функцию временной отлучки героя состоит в том, что родители Хаврошечки умерли, и она осталась одна. Родителей заменила "Коровушка-матушка". Хозяйка никак не могла понять как Хаврошечке удается выполнить работу, "кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?" и для этого посылает по очереди дочерей "поди догляди". Хаврошечка забывает про третий глаз у Триглазки и тем самым нарушает запрет (помощь коровушки). И следует испытание: "Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала". В исходе сказки видим помощь яблоньки и награждение: "подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать". Концовка в данной сказке отсутствует.

    У сказки "Хаврошечка" свой поэтический мир. Художественное время не выходит за ее пределы, никогда не имеет точного обозначения: "выйдет, бывало", "к завтрашнему дню", " на третий день", "много ли времени прошло, мало ли", "на ту пору". Трижды хозяйка посылает следить за Хаврошечкой, трижды сама Хаврошечка произносит слова – заклинания. Здесь применены постоянные стилистические формулы, ретардация, указывающие на длительность происходящего. Художественное пространство сказки также не имеет реальных очертаний: "у ворот сидеть, на улицу глядеть", "выйдет в поле", "пошла в лес, пошла с нею в поле", "в саду", "ехал мимо". Сказка завораживает зримостью описаний: "И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные"; энергией действия: "Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли".

    Характер героев сказки также можно найти в описаниях действий: "взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили", "слова доброго никогда не слыхала", "меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят", "сироте еще больше работы задала". Из этих описаний видно, что хозяйка и ее дочери злые бессовестные мучители. Хаврошечка все терпит, молчит, выполняет заданную работу. Старик подчиняется жене: "делать нечего. Стал точить старик ножик…зарезал коровушку". Возраст героев указан косвенно: у хозяйки муж старик, Хаврошечка и дочери по возрасту – невесты, сильный человек – молодой. Портретные описания зримо даны у Хаврошечки: "Крошечка – Хаврошечка, Красная девица", у дочерей: "три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка", сильного человека: "богатый, кудреватый, молодой".

    В чем же нравственная проблематика сказки, "урок молодцу"? В том, что зло наказано, за добрые дела, терпение Хаврошечка получает награду: "стала она в добре поживать, лиха не знать".

    Сказку "Хаврошечка" нужно читать в старшем дошкольном возрасте, когда детям уже понятны сам язык сказки, термин "сиротство", то, что зло должно быть наказано и как надо относиться к людям. Она интересна маленьким читателям волшебными действиями, динамичностью сюжета. В процессе знакомства со сказкой внимание детей необходимо обратить на иллюстрации, выполненные Е.Рачевым и другими художниками, помогающие образно увидеть волшебный мир сказки.

    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.

    Использованная литература:

    1. З.А.Гриценко Литературное образование дошкольников – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательский центр "Академия", 2012 – с.17-33
    2. З.А.Гриценко Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению - М., издательский центр "Академия", 2008 – с.12-13
    3. З.А.Гриценко "Пришли мне чтения доброго…" – 3-е изд., М., "Просвещение", 2004 – с.74
    4. Сборник Русские народные сказки – М., издательство "Пресса", 1992 – с. 25-28


    Приложение.

    Хаврошечка

    Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

    К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

    А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.

    Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

    Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

    – Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

    А коровушка ей в ответ:

    – Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

    Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

    Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

    Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.

    Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

    – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

    Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

    – Спи, глазок, спи глазок!

    Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.

    Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

    – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

    Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

    – Спи, глазок, спи, другой!

    Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

    Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

    Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

    Хаврошечка поет:

    – Спи, глазок, спи, другой!

    А о третьем глазке и забыла.

    Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

    Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

    Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

    – Режь рябую корову!

    Старик и так и сяк:

    – Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!

    – Режь, да и только!

    Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

    – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

    А коровушка ей отвечает:

    – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

    Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

    И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

    Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

    – Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

    Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.

    А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

    Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

    Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

    В обработке А.Н. Толстого.

    Буренушка

    Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна – двоеглазая, а другая – троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала ее пасти коровушку-буренушку и дала ей сухую краюшку хлебца.

    Царевна пошла в чистое поле, в праву ножку буренушке поклонилась – напилась-наелась, хорошо срядилась; за коровушкой-буренушкой целый день ходит, как барыня. День прошел, она опять поклонилась ей в праву ножку, разрядилась, пришла домой и краюшку хлеба назад принесла, на стол положила.

    «Чем сука жива живет?» – думает Ягишна; на другой день дала Марье-царевне ту же самую краюшку и посылает с нею свою большую дочь.

    - Присмотри, чем Марья-царевна питается?

    Пришли в чистое поле; говорит Марья-царевна:

    - Дай, сестрица, я поищу у тебя в головке.

    Стала искать, а сама приговаривает:

    - Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!

    Сестрица заснула, а Марья-царевна встала, подошла к коровушке-буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась и ходит весь день как барыня. Пришел вечер; Марья-царевна разрядилась и говорит:

    - Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой.

    - Охти мне! – взгоревалась сестрица. – Я весь день проспала, ничего не видела; теперь мати забранит меня!

    Пришли домой; спрашивает ее мати:

    - Что пила, что ела Марья-царевна?

    - Я ничего не видела.

    Ягишна заругалась на нее; поутру встает, посылает троеглазую дочерь:

    - Поди-ка, – говорит, – погляди, что она, сука, ест и пьет?

    Пришли девицы в чистое поле буренушку пасти; говорит Марья-царевна:

    - Сестрица! Дай я тебе в головушке поищу.

    - Поищи, сестрица, поищи, родима!

    Марья-царевна стала искать да приговаривать:

    - Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!

    А про третий глазок позабыла; третий глазок глядит да глядит, что робит Марья-царевна. Она подбежала к буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась; стало солнышко садиться – она опять поклонилась буренушке, разрядилась и ну будит троеглазую:

    - Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой.

    Пришла Марья-царевна домой, сухую краюшку на стол положила. Стала мати спрашивать у своей дочери:

    - Что она пьет и ест?

    Троеглазая все и рассказала. Ягишна приказывает:

    - Режь, старик, коровушку-буренушку.

    Старик зарезал; Марья-царевна просит:

    - Дай, дедушка родимый, хоть гузённую кишочку мне.

    Бросил старик ей гузённую кишочку; она взяла, посадила ее к верее – вырос ракитов куст, на нем красуются сладкие ягодки, на нем сидят разные пташечки да поют песни царские и крестьянские.

    Прослышал Иван-царевич про Марью-царевну, пришел к ее мачехе, положил блюдо на стол:

    - Которая девица нарвет мне полно блюдо ягодок, ту за себя замуж возьму.

    Ягишна послала свою большую дочерь ягод брать; птички ее и близко не подпускают, того и смотри – глаза выклюют; послала другую дочерь – и той не дали. Выпустила, наконец, Марью-царевну; Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берет, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала. Тут веселым пирком да за свадебку; взял Иван-царевич за себя Марью-царевну, и стали себе жить-поживать, добра наживать.

    Долго ли, коротко ли жили, родила Марья-царевна сына. Захотелось ей отца навестить; поехала с мужем к отцу в гости. Мачеха обворотила ее гусынею, а свою большую дочь срядила Ивану-царевичу в жены. Воротился Иван-царевич домой. Старичок-пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку. Летят гуси, летят серые.

    - Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?

    - В другом стаде.

    Летит другое стадо.

    - Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?

    Младёного матерь на землю скочила, кожух сдернула, другой сдернула, взяла младенца на руки, стала грудью кормить, сама плачет:

    - Сегодня покормлю, завтра покормлю, а послезавтра улечу за темные леса, за высокие горы!

    Старичок пошел домой; паренек спит до утра без разбуду, а подмененная жена бранится, что старичок в чистое поле ходит, всего сына заморил! Поутру старичок опять встает ранехонько, умывается белехонько, идет с ребенком в чистое поле; и Иван-царевич встал, пошел невидимо за старичком и забрался в куст. Летят гуси, летят серые. Старичок окликивает:

    - Гуси вы мои, гуси серые! Где младёного матку видали?

    - В другом стаде.

     Летит другое стадо:

    - Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?

     Младёного матерь на землю скочила, кожу сдернула, другую сдернула, бросила на куст и стала младёного грудью кормить, стала прощаться с ним:

    - Завтра улечу за темные леса, за высокие горы!

    Отдала младенца старику.

    - Что, – говорит, – смородом пахнет?

    Хотела было надевать кожи, хватилась – нет ничего: Иван-царевич спалил. Захватил он Марью-царевну, она обвернулась скакухой, потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретёшечком. Иван-царевич переломил веретёшко надвое, пятку назад бросил, носок перед себя – стала перед ним молодая молодица. Пошли они вместе домой. А дочь Ягишны кричит-ревет:

    - Разорительница идет! Погубительница идет.

    Иван-царевич собрал князей и бояр, спрашивает:

    - С которой женой позволите жить?

    Они сказали:

    - С первой.

    - Ну, господа, которая жена скорее на ворота скочит, с той и жить стану. Дочь Ягишны сейчас на ворота взлезла, а Марья-царевна только чапается, а вверх не лезет. Тут Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать.

    В обработке А.Н. Афанасьева

    Крошечка-Хаврошечка

    У одной бедной вдовы была дочка Хаврошечка. Жили они счастливо, да пришла беда: заболела вдова и умерла, оставив дочку сиротой.

    Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка, а младшая – Трехглазка.

    Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.

    Задаст, бывало, тетка Крошечке – Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:

    - Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.

    А коровушка ей в ответ:

    - Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.

    Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.

    Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст. Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.

    Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:

    -Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.

    Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:

    - Спи, глазок, усни, глазок!

    Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.

    Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:

    - Ну, говори, дочка, что ты видела?

    А дочка ей отвечает:

    - Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.

    Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку. Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:

    - Спи, глазок, спи, другой!

    Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.

    Разбудила ее Хаврошечка:

    - Пойдем, - говорит, - домой пора. Я всю работу сделала.

    Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.

    Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:

    - Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.

    Два глазка заснули, а третий все видел. Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.

    Пошла тетка к мужу и говорит ему:

    - Ступай, режь, корову!

    - Что ты, жена, выдумала? Корова хорошая, жалко.

    - Слушать ничего не хочу, режь.

    Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:

    - Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.

    - Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.

    Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.

    А Хаврошечка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала. Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.

    Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.

    Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:

    - Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.

    Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко - высоко поднялись. Прыгают - прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут. А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.

    Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки. Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать.

    Бурая корова

    Башкирская сказка

    Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.

    Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и ее молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.

    И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж еще не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:

     – Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его съем – выздоровлю.

     Муж растерялся и сказал:

     – Дети ведь не захотят, чтобы ее закололи.

     – Я дороже или дети? – запричитала жена. – Одну жену уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?

     Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было ее заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:

     – Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.

     Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.

    На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестренке рвать чудесные листочки. Но сестренка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.

    За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестренка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из ее хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестренка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.

    Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.

    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

    В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

    Литературный анализ русской народной сказки

    Литературный анализ русской народной сказки...

    Тема: «Путешествие по сказке. Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»

    конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "развитие связной образной речи у старших дошкольников"...

    "Терем блохи". Вариант развлечения по русской народной сказке в обработке А. Н. Афанасьева.

    Вариант рассказывания русской народной сказки, с иллюстрированием фрагментов русскими народными песнями....

    Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с литературным произведением Тема: Русская народная сказка в обработке Л.Толстого “Гуси-лебеди”

    Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с литературным произведением  Тема: Русская народная сказка в обработке Л.Толстого “Гуси-лебеди&rdquo...

    Конспект ООД по русской народной сказке в обработке А.Н.Толстого "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

    Конспект образовательно-игровой ситуации по чтению художественной литературы для воспитанников средней группы с применением технологии продуктивного чтения/слушания по русской народной сказке в обрабо...