Тема: «Путешествие по сказке. Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Черкашина Мария Александровна

конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "развитие связной образной речи у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию  на тему «Развитие  связной образной речи» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Путешествие по сказке. Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»

Цель:

Развитие связной образной речи старших дошкольников в ходе знакомства с русскими народными сказками.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать образную речь.

Умения подбирать образные выражения.

Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Расширять словарный запас

Развивающие задачи:

Развивать речь, память.

Развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте  образные выразительные средства).

Воспитательные задачи:

Воспитывать эстетические качества.

Учить воспринимать образное содержание произведения

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки;

Предварительная работа: 

Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка»,  беседа, рассматривание иллюстраций к сказке, художественное творчество: придумывание нового сюжета сказки, литературная викторина «Назови сказку», речеая дидактическая игра «Опиши героя»,

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, игра-разминка, физминутка, разгадывание загадок, беседа, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

«Волшебная коробочка»,  иллюстрациями формат А 4, книги со сказками, магнитная доска.

Структура НОД:
I. Вводная часть:

а) Утреннее приветствие, игра «Приветствие»

б) Сюрпризный момент

в) Физминутка «Путешествие»
II. Основная часть:

а) Дидактическая игра «Да - Нет»

б) Беседа по содержанию сказки.

в) Игра - разминка   «Медвежата».
III. Заключительная часть:
Рефлексия.

Ход НОД:

I. Вводная часть

Утреннее приветствие
Воспитатель: 

Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Воспитатель: 

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

Игра «Приветствие!»
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель:

Я прошу вас присесть на свои места.

Воспитатель показывает книги со сказками.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети:  О сказке.

Воспитатель: Что такое сказка?  Откуда к нам пришли сказки?  Какие бывают сказки?

Дети отвечают. 

Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках.

Сказка -  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: 

Я принесла волшебную коробочку, в ней спряталась сказка, о которой мы сегодня будем говорить, а как она называется,  вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают

Средь болот жила царевна,

но зелёною была...

Вы же знаете наверно -- 

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та

(Лягушка)

***

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла...

Кто мастерица эта была?

(Василиса Премудрая.)

***

Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак -

Не дурак я, а добряк.            

(Иван - царевич)

***

Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь.

Угадайте, как зовусь?

(Кощей Бессмертный)

***

В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)
***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку.

Воспитатель

Ребята,  приглашаю вас совершить  увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир.   

Физминутка «Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Воспитатель

 Вы уже знаете эту русскую народную сказку, кто-то смотрел мультфильм или диафильм.  Я вам рассказывала и читала  ее. Сказку эту придумал русский народ много-много  лет назад.

II. Основная часть

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете эту сказку.

Слушайте  внимательно. Я буду говорить фразы из сказки, если правильно, то будете отвечать хором: «Да, да, да» и хлопать, если есть ошибка, то скажите хором: «Нет, нет, нет» и топать.

Дидактическая игра «Да - Нет»

- В старые годы у одного царя было три сына «да, да»

- Упала стрела у младшего сына в огород «нет, нет»

- Сшила, Василиса - Премудрая царю сапоги - скороходы «нет, нет»

- Махнула Василиса левым рукавом – вдруг сделалось озеро «да, да»

- Сжег Иван - царевич на огне, платье Василисы Премудрой «нет, нет»

- Говорит медведь: «Не бей меня, Иван - царевич! Я тебе пригожусь» «да, да»

- Сломал Иван-царевич меч, тут и смерть Кощею пришла «нет, нет»

Беседа по содержанию сказки.

Расскажите, как получилось, что Иван-царевич женился на лягушке.

Когда нашел свою стрелу Иван-царевич, очень опечалился. Но лягушка попросила взять ее замуж, сказала, что Иван-царевич об этом не пожалеет.

Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам

  1. Сшить рубашку.
  2. Испечь хлеб.
  3. Смотр невест

Расскажите, как девушки их выполнили.

Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?

Потому что, Иван-царевич сжег шкуру лягушки, и Василисе пришлось воротиться к Кощею

Как помогли звери Ивану-царевичу победить Кощея?

Медведь, выворотил дуб с корнями. Заяц выскочил и пустился бежать. Тут появился знакомый Ивану-царевичу заяц, догнал того и разорвал на мелкие кусочки. Вылетела утка и поднялась в небо. Тут появился селезень, стал клевать утку. Она выронила яйцо, которое упало в море. Тут появилась щука, достала яйцо. Иван-царевич разбил яйцо, сломал иглу на конце которой и была смерть Кощея.

Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

А для этого, вам помогут наши красочные иллюстрации (на доске висят иллюстрации).

А что же сказочного в этой истории?

Дети отвечают.

Вы все верно подметили. А еще в русских сказках есть особенные «сказочные» слова. Какие?

Дети отвечают.

Закручинился

Смекнула

Диву дались

Есть такие слова — «грустить», «загрустил». В сказке говорится не просто загрустил, а как?

Дети. Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.

Воспитатель.

Не просто догадалась Василиса, а...

Дети.

Смекнула.

Воспитатель.

Не удивились гости, а...

Дети.

Диву дались.

Если  дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, воспитатель сам называет их.

Ребята, любите ли вы отдыхать? А  сейчас, чтобы вы немного отдохнули, я предлагаю вам поиграть в игру

Игра - разминка   «Медвежата».

Медвежата в чаще жили, головой они крутили

Вот так, вот так – головой они крутили

( повороты головы вправо, влево).

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так - дружно дерево качали

( руки вверх, наклоны туловища вправо, влево).

Медвежата воду пили вперевалочку ходили

Вот так, вот так – вперевалочку ходили (ходим как медвежата, наклоны туловища вперед).

Медвежата танцевали, к верху лапы поднимали

Вот так, вот так – к верху лапы поднимали (приседаем, поднимаем руки вверх).

Воспитатель.

В русских сказках сказочным героям даются прозвища с прибаутками, приговорками: Баба Яга...

Дети.  Костяная нога.

Воспитатель.  Зубы...

Дети. На полке.

Воспитатель.  А нос...

Дети.  В потолок врос.

Воспитатель. Василиса...

Дети.  Премудрая.

Воспитатель.  Кощей...

Дети. Бессмертный

Воспитатель.  Почему Василиса — Премудрая, а Кощей —

бессмертный?

Дети отвечают.

Василиса обладала мудростью и была очень умна. А Кощея так звали, потому что его много раз пытались убить, но не удавалось.

Воспитатель.

Да в русских  сказках много интересных слов и выражений. Помните,  лягушка говорила Ивану-царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему  так говорят, подумайте.

Дети.

К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет,  и утром на свежую голову, сразу что-то придумает.

Воспитатель.

 «Пошел Иван-царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?

Дети.

Сам не знает куда, куда ноги ведут.

Воспитатель.

Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть.  Что означает выражение «пустился наутек»? Как сказать по-другому?

Дети отвечают.

Баба Яга  спросила у Ивана-царевича: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» Что это значит?

Дети.

 По делу пришел или от дела бежишь?

 Воспитатель. Как сказать по-другому?

Дети. Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?

Воспитатель. А выражение это запомните. Так давным-давно на Руси говорили.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите эти иллюстрации. Какие слова из сказки к ним подходят?

Дети отвечают.

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Вот о какой интересной сказке мы сегодня поговорили. Кто мне скажет, как сказка называется? А кто ее придумал?

Что  вы отметили для себя? Может что-то заставило вас задуматься?

Чему учит нас сказка?

Если вы будете добрыми, честными, смелыми, то и вам будут все помогать. Нужно творить ДОБРО!

Я предлагаю вамп нарисовать свои иллюстрации к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КМО на тему: Интегрированная образовательная деятельность «Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова)

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Физическая культура", "Безопасность", "Чтение художественной литературы"....

Конспект образовательной деятельности: «Путешествие в русскую народную сказку «Волк и козлята» в обработке А. Н. Толстого».

Цель: развитие отчетливой, выразительной речи и речевого общения, внимания, логического мышления и слухоречевой памяти детей при использовании одной из современных технологий по развитию речи – сказки...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского

Знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают но...

Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»

Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев....

Конспект НОД . Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД .Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»Цель: развитие детской инициативы, самостоятельности, активности. Задачи: развивать творчес...