Статья
статья на тему

Пименова Юлия Николаевна

Формирование  у старших дошкольников эстетических суждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пименова Юлия Николаевна

МБДОУ «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида «Яблочко»

Белгородская область, Старооскольский район

Формирование у старших дошкольников эстетических суждений о пейзажной живописи.

До недавнего времени, художественное воспитание детей изучалось в основном, как познавательный процесс, направленный на развитие когнитивных процессов: расширение представлений об окружающем мире, развитие речи детей. Проблема художественного общения, развитие способностей к эстетическим высказываниям является менее изученной.

Выделяют два направления решения данной проблемы:

1. Формирование представлений детей о структуре эстетических высказываний.

2. Овладение умениями высказывания эстетические суждения о произведениях пейзажной живописи.

Для развития эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажной живописью, так как живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в произведениях искусства. Во время проведения экскурсии необходимо заострять внимание детей на том, что художник, замечая интересное в природе, стремится нарисовать это в своём произведении, а поэт, отражает увиденное в стихах. Также в ходе экскурсии рекомендуется использовать художественное слово, читать небольшие лирические произведения А. С. Пушкина, И. Сурикова в которых описана картина природы, так как комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.      

На  следующем этапе работы по формированию эстетических суждений  знакомим детей с произведениями искусства, рассматривая картины: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», И.И. Левитан «Март» : А. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Перед грозой». При отборе произведений живописи необходимо учитывать все требования, предъявляемые к ним образовательной программой по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством. Рассматривая картины,  проводится беседа. В ходе беседы необходимо использовать образец суждения педагога. О чем надо рассказать в суждении. Как правильно последовательно построить свой рассказ. Знакомить с тем, о чём и как говорит искусство. Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать их настроение.

Также для формирования эстетических высказываний используются  игровые приёмы, например дидактическая игра «Салон», где детям предлагается представить, что они находятся в салоне, куда люди приходят, что бы приобрести понравившуюся картину. И для того чтобы её приобрести нужно рассказать, почему именно эта картина, чем она вам особенно приглянулась. Таким образом, мы стимулируем детей к эстетическим высказываниям. Рассматривая картины, в ходе беседы следует, исключить образец высказывания воспитателем и привлекать детей к собственным высказываниям. Задавать наводящие вопросы. С помощью игровых приёмов  помочь детям последовательно выстраивать свои эстетические суждения.  Предложить детям описать один объект природы в произведение искусства. Формировать навыки и умения общаться  по поводу искусства с товарищами, высказывать суждение и оценивать увиденное.

Таким образом, развитие эстетических суждений у детей в становлении личности огромно. Творческое развитие средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. Сама природа является средством такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные художником, формируют и развивают  у детей эстетические суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...