Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении
материал на тему

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении

 

 

     Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей.

     Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),

 

1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения осуществляется в соответствии с

·        законом РФ «Об образовании»,

·        Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»

·        Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,

·        Договором между ПМПк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

·        Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

 

2. Задачи:

Основными задачами ПМПк являются

·        выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

·        профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

·        выявление резервных возможностей развития;

·        определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

·        подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

 

3. Состав ПМПк

  В состав консилиума по приказу заведующего дошкольного  учреждения из числа сотрудников учреждения вводятся:

·        заместитель заведующего образовательного учреждения по ВМР (председатель консилиума),

·        учителя-логопеды,

·        педагог-психолог,

·        воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы,

·        социальный педагог, медицинская сестра (по запросу)  

  

4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

 Председателем ПМПк является заместитель заведующего ДОУ по ВМР.

Председать ПМПк занимается руководством деятельностью консилиума,

организует подготовку  и проведение заседаний ПМПк, ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк   о необходимости обсуждения проблемы ребенка, ведением текущей документации, координирует деятельно­сть и взаимодействие специалистов, осуществляет контроль организации  работы и ее эф­фективности.

В обязанности педагога - психолога

входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития у ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка.

В обязанности учителя – логопеда и учителя – дефектолога входит: мониторинг  речевого и психического развития воспитанников  и определение направления коррекционной работы,  разработка рекомендаций специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком, плановая  коррекционная  работа с целью создания ситуации успеха в усвоении воспитанниками  программного материала, консультативная  и просветительская  работа в пределах своей компетенции.

 

В обязанности воспитателя входит: мониторинг уровня  сформированности видов деятельности в соответствии с программой воспитания и обучения,  планирует индивидуальный маршрут воспитанника.

 

   Специалисты, включенные в состав    ПМПк,  выполняют  работу в рамках основного рабочего времени.

 

5. Формы организации ПМПк

ПМПК разделяются на плановые и внеплановые. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже 3 раз в год.

Плановые консилиумы –  ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это сентябрь, январь, май).

 

Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведение ТПМПК, а так же по запросу педагогов из других образовательных учреждений, куда переходит воспитанник (они проводятся в течение года).

Задачи внепланового консилиума следующие:

1.                решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;

2.                внесение изменений в индивидуальный  коррекционно-развивающий маршрут;

 

Организация деятельности

 

    Обследование ребенка специалистами ПМПк  осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников  ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями  (законными представителями) воспитанников (договор заключается при поступлении ребенка в ДОУ).  

    Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:

- педагогическая характеристика воспитателя  на ребенка;

- представление психолога, составленное  по результатам обследования особенностей развития ребенка;

- представление логопеда, дефектолога составленное  по результатам обследования  ребенка;

- представление педагога (независимого воспитателя) составленное  по результатам обследования  ребенка;

- осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк   ДОУ

     По данным обследования каждым специалистом ПМПк  составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру психофизического развития ребенка.

    На заседаниях ПМПк  все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации специалистов – членов консилиума,  подписывается председателем и всеми членами ПМПк

    Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк  доводятся до сведения  родителей  (законных  представителей) воспитанников в доступной для понимания  форме,  предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Заключение каждого специалиста и окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого – педагогической помощи вкладывается в Карту развития ребенка.

    Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

     Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_na_pmpk.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении

     Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей.

     Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),

(слайд 2)

1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения осуществляется в соответствии с 

  • законом РФ «Об образовании»,
  • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
  • Договором между ПМПк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
  • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

(слайд 3)

2. Задачи:

Основными задачами ПМПк являются

  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

(слайд 4)

3. Состав ПМПк

  В состав консилиума по приказу заведующего дошкольного  учреждения из числа сотрудников учреждения вводятся:

  • заместитель заведующего образовательного учреждения по ВМР (председатель консилиума),
  • учителя-логопеды,
  • педагог-психолог,
  • воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы,
  • социальный педагог, медицинская сестра (по запросу)  

   

4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

 Председателем ПМПк является заместитель заведующего ДОУ по ВМР.

Председать ПМПк занимается руководством деятельностью консилиума,

организует подготовку  и проведение заседаний ПМПк, ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк   о необходимости обсуждения проблемы ребенка, ведением текущей документации, координирует деятельность и взаимодействие специалистов, осуществляет контроль организации  работы и ее эффективности.

В обязанности педагога - психолога

входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития у ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка.

В обязанности учителя – логопеда и учителя – дефектолога входит: мониторинг  речевого и психического развития воспитанников  и определение направления коррекционной работы,  разработка рекомендаций специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком, плановая  коррекционная  работа с целью создания ситуации успеха в усвоении воспитанниками  программного материала, консультативная  и просветительская  работа в пределах своей компетенции.

В обязанности воспитателя входит: мониторинг уровня  сформированности видов деятельности в соответствии с программой воспитания и обучения,  планирует индивидуальный маршрут воспитанника.

   Специалисты, включенные в состав    ПМПк,  выполняют  работу в рамках основного рабочего времени.

(слайд 5)

5. Формы организации ПМПк

ПМПК разделяются на плановые и внеплановые. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже 3 раз в год.

Плановые консилиумы –  ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это сентябрь, январь, май).

Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведение ТПМПК, а так же по запросу педагогов из других образовательных учреждений, куда переходит воспитанник (они проводятся в течение года).

Задачи внепланового консилиума следующие:

  1. решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;
  2. внесение изменений в индивидуальный  коррекционно-развивающий маршрут;

Организация деятельности (слайд 6 - 10)

    Обследование ребенка специалистами ПМПк  осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников  ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями  (законными представителями) воспитанников (договор заключается при поступлении ребенка в ДОУ).  

    Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:

- педагогическая характеристика воспитателя  на ребенка;

- представление психолога, составленное  по результатам обследования особенностей развития ребенка;

- представление логопеда, дефектолога составленное  по результатам обследования  ребенка;

- представление педагога (независимого воспитателя) составленное  по результатам обследования  ребенка;

- осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк   ДОУ

     По данным обследования каждым специалистом ПМПк  составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру психофизического развития ребенка.

    На заседаниях ПМПк  все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации специалистов – членов консилиума,  подписывается председателем и всеми членами ПМПк

    Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк  доводятся до сведения  родителей  (законных  представителей) воспитанников в доступной для понимания  форме,  предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Заключение каждого специалиста и окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого – педагогической помощи вкладывается в Карту развития ребенка.

    Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

     Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного  компелексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалист...

Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.

На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, де...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Выступление на районном обучающем семинаре для председателй и членов ПМПк....

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ

ПМПК-это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. Главной ее целью является выявление каких-либо отклонений в психо-физическом развитии ребенка. Члены ком...

«Организация деятельности психолого – медико -педагогического консилиума в ДОУ»

Психолого-медико-педагогический консилиум  (ПМПк) организуется  в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения восп...

Консультация для родителей «Деятельность психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности»

Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного  комплексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалисты...

Организация деятельности психолого – медико – педагогического консилиума.

Краткое описание деятельности ПМПк на базе детского сада....