Содержание деятельности службы практической психологии образования в условиях реализации ФГОС ДО.
материал на тему

Ольга Жидких oa.zhidkih@yandex.ru

Психологи системы образования как специалисты в области возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребёна способны оказать эффективную помощь работникам образования в повышении психологической граммотности по вопросам психолого-педагогических основ стандартов нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание деятельности службы практической психологии образования в условиях реализации ФГОС ДО.

В настоящее время содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно новому Закону об образовании разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учётом примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Часть 2 ст. 64 нового Закона  об образовании, определяющая общую направленность образовательных программ дошкольного образования, устанавливает, что образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к дошкольникам и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Поскольку впервые в российском законодательстве новый закон об образовании признаёт дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием, то содержание дошкольного образования определяется теперь ФГОС.

Согласно Стандарту Программа, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивающая развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, должна быть направлена на решение следующих задач:

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия;
  • Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья);
  • Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность дошкольного и начального общего образования);
  • Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирования общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1]

Таким образом, профессиональная помощь педагога-психолога потребуется при осуществлении каждого пункта выше обозначенных задач.

Психологи системы образования – как специалисты в области возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребёнка способны оказать эффективную помощь работникам образования в повышении психологической грамотности по вопросам психолого-педагогических основ стандартов нового поколения.

На данном этапе внедрения ФГОС образование испытывает потребность в педагоге, способном работать с различными категориями детей (дети с особенностями развития, одарённые дети, дети – представители различных этнических и культурных общностей). Инклюзивное образование направлено на разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Также систематически педагогом – психологом должны проводиться различные психологические методики по выявлению детской одарённости. В целом, требуется вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Красной строкой в профессиональной деятельности каждого психолога проходит тема психологической диагностики развития детей. Итак, психодиагностика используется при необходимости и проводится квалифицированным специалистом. Участие ребёнка допускается только с согласия его родителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Таким образом, стратегические изменения в системе образования возможны при реализации грамотного профессионального подхода, обеспечении и сопровождении образовательного процесса  в новых условиях.

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Сборник материалов Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие – 2012» стр.128

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О...

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).Главной целью Этического кодекса является установле...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).Главной целью Этического кодекса является уста...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога-психолога системы образования.Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и ...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...