Главные вкладки

    Доклад на тему: «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей»
    статья по математике

    Орехова Наталья Александровна

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского

     поселения – г. Семилуки Воронежской области

    Доклад на тему:

     «Роль развивающих игр в интеллектуальном

     развитии детей»

    выполнила воспитатель

    Орехова Н.А.

    2014 г.

    Дошкольное  детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

     Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

    Для реализации этих целей я работаю по теме:

    «Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

    Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

    Основными задачами моей работы являются: 

    • Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
    • Формирование приёмов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия
    • Выработка умений детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

    Необходимым условием организации  образовательных ситуаций с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка  ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

    Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА. 

    И вот, как говорил об игре В.А.Сухомлинский:

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.  

    Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

    Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.  

    В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.        

    Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии.

    С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

    Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур.

     «Танграм» - одна из несложных игр головоломок; игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

    Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение.

    Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизенера, «Сложи узоры»,  «Сверкающее домино», «Винтики и гаечки» способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.

    И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В.В. Воскобовича. И показать, как я использую данную технологию в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

    Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребёнка. Свою технологию Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Актуальность состоит в том, что эти игры  учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.

    Я разработала  тематический план, где игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

    Особенности развивающих игр Воскобовича: 


       - Игры разработаны исходя из интересов детей

    Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
     - Возрастной диапазон.

    Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

     - Многофункциональность

    С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение

     - Творческий потенциал

    Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая  получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша  до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны.

     - Сказочная «огранка»

    В  данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные  задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.

    Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.

    Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе:

     «Квадрат Воскобовича»

     «Чудо – соты» 

     «Фонарики» 

     «Волшебная восьмерка»; «Математические корзинки»

     «Конструктор букв»  

    Коврограф «Ларчик» 

    Игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит,  полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.  

    Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича 

    •    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

    •   Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

    •    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

    •  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях.

    •    Развитие мелкой моторики.

    Формы организации детской деятельности: 

    • Занятия – сказки

            На первом этапе особая роль  в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету нужно решить какую-либо проблему

    • Интегрированная  деятельность

    Математическое и сенсорное развитие; развитие речи; изобразительная деятельность.

    • Игровые упражнения

     Целесообразно проводить, при ознакомлении нового материала, закреплении материала.

    • Занятия-досуги

        Занятия-досуги включаю, как итоговое занятие на закрепление пройденного материала

    • Индивидуальная игра

    Методы организации детской деятельности: 

    • Словесный. 

                    Объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата.

    • Наглядный

         При рассматривании схем, знакомство с персонажами игровых технологий.

    • Практический

           Манипуляции с играми, показ примера, самостоятельная деятельность.

    Достигнуть успеха в работе по развитию детей, можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий. Семинар – практикум для родителей  «Проведение НОД с  использованием игр Воскобовича».

    Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

    Перечень использованных материалов:

    В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты». 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

    Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

    Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

    Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

    Доклад на тему : " Роль сюжетной ролевой игры в воспитании детей".

    Ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка....

    Доклад на тему «Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников»

    Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социа...

    Доклад на тему: Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей.

    Доклад на тему:Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей....

    Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

    Доклад на теме "Роль театральных игр в развитии речи детей младшего возраста"

    Доклад на тему "Роль театральных игр в развитии речи детей раннего и младшего возраста"...