Комплексно-тематическое планирование образовательной работы по теме: «Волшебный мир книг» в старшей группе
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Орехова Наталья Александровна

Тематическое планирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»№2 городского поселения г. Семилуки Воронежской области

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы

по теме: «Волшебный мир книг»

в старшей группе

подготовила воспитатель 1 КК

Орехова Наталья Александровна

г. Семилуки

2014 г.

Тема недели:

«Волшебный мир книг»

Цель недели: Расширение читательских интересов детей.

Задачи недели: 

  1. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
  2. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора.
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических  текстов, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
  4. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно - творческой деятельности, самовыражению в театральной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.
  5. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Предполагаемый результат:

1.Повышение интереса к книге. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

2.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

3.Подготовка итогового мероприятия «С. Я. Маршак – друг детей» литературного праздника.

Понедельник

Тема дня «Путешествие в мир книг»

Приоритетные образовательные области: «Социализация», «Безопасность»

Цель дня: Способствовать расширению и углублению читательских интересов детей.

Задачи дня:

  1. Познакомить детей с разными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.
  2. Расширять и обогащать знания детей о возможностях художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве.
  3. Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг.
  4. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, в библиотеке.
  5. Уточнить представления детей о правилах уличного движения, напомнить о значении дорожных знаков («Пешеходный переход», «Светофор»).

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность

в режимных моментах

с учетом интеграции

образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная

деятельность

детей

Организация развивающей среды для

самостоятельной

деятельности детей

Взаимодействие с родителями / социальными

партнерами

Ситуация.

«Прислали  конверт, а в нем приглашение в библиотеку»

Загадка  о книге

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней!

Беседа на тему:

«Наши книги»

Проблемно  – игровая ситуация:

 «Как взять книгу в библиотеке?»

Просмотр слайдов «Из чего состоит книга», «Виды книг».

Образовательная прогулка в детскую библиотеку

Закрепление представлений

о правилах уличного движения.

Беседа «Улица города»

Утр. гимнастика

«Веселый пешеход»

Д/игры: «Говорящие знаки»,

«Перекресток», «На дороге»

вспомнить правила поведения на улице, в библиотеке

Знакомство с пословицами и поговорками о книге

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Настольный театр «Мы пешеходы»

Рассматривание книг в «Центре книги»

Д/игра

«Продолжи строчку»

Д / упражнение «Нарисуй обложку для своей книги».

Выбери книги для мальчиков и девочек

Выставки:

«Виды книг»

 «Мамины и

и папины книжки»

карандаши, краски, листы для рисования,

портреты детских писателей, художников - иллюстраторов

Д/игры:

«Дорожные знаки», «Светофор»,
«Перекресток»,
«На дороге»

Картинки с изображением дорожных ситуаций, макет улицы.

Анкетирование родителей

(выявить читают ли родители детям, что предпочитают)

Копилка семейных впечатлений (книга на основе фотографий)

Участие в организации

выставок по темам:

«Виды книг»,

«Мамины и папины детские книжки»

Экскурсия в библиотеку

Рассказ библиотекаря

Родительское

собрание на тему: «Растим будущего читателя»

Вторник

Тема дня: «Книга Здоровья»

Приоритетные образовательные области: «Здоровье», « Коммуникация»

Цель дня: Актуализация и расширение знаний дошкольников о путях сохранения своего здоровья.

Задачи дня: 

1. Привлечь внимание детей к проблеме здоровья.

2. Указать на негативное влияние болезни на жизнь человека.

3. Воспитывать желание внимательно, бережно относиться к своему организму.

4. Развивать воображение и творчество детей в процессе придумывания рассказов.

             5. Развивать умения рассказывать живо, эмоционально, последовательно передавая события.

             6. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать,    договариваться и договариваться и приходить к общему мнению.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность

в режимных моментах

с учетом интеграции

образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная

деятельность

детей

Организация развивающей среды для

самостоятельной

деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными

партнерами

Проблемная ситуация

Пришел мальчик Вася Заболейкин (кукла), часто болеющий мальчик.

Что делать?

Пригласить доктор «Айболита»

Игровая ситуация

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Отправиться в путешествие в волшебную страну «Здоровья»

Просмотр слайдов

Составление книги

 «В здоровом теле здоровый дух»

Главы книги:

« Из чего мы сделаны»,

«Чистота-залог здоровья»,

«Самые полезные продукты»,

«Спорт - это здоровье»,

«Сохрани свое здоровье»

Утр. гимнастика «Раз, два, три, ну-ка повтори»

Д/игра «Мой режим дня»

Игра – кроссворд

«Жители  страны здоровья».

Эксперимент - «Грязные руки»

Игра «Главные помощники»

Экскурсия в медицинский кабинет

Чтение стихотворения

 Г. Остера «Вредные привычки»

Драматизация сказок по произведениям К. Чуковского «Мойдодыр»,  «Айболит».

Рассматривание

иллюстраций на темы: «Спорт», «Мое здоровье»

Д/игр  «Что было бы, если бы…».

Д/игра «Приготовь полезное блюдо»

Лепка

«Спортсмены»

Работа с тетрадью «Уроки Мойдодыра»

Игра с куклами

«Где живут микробы»

Рассматривание ситуации: «Уроки Айболита»

Книги с картинками,

иллюстрации

картин,

тетради  «Уроки

Мойдодыра»,

пластилин, до -

щечки для лепки,

муляжи овощей, фруктов,

костюмы для драматизации

Слайды по теме

«Волшебная страна Здоровья»

Консультации

«Здоровье детей»

Анкетирование родителей о здоровом образе жизни

Изготовление

макета – «Игры

на свежем воздухе»

Составление

Книги копилки

«Семейные традиции»

Создание книги полезные кулинарные рецепты

Создание коллажа «Где растут витамины»

Изготовление костюмов и атрибутов для драматизации

Среда

Тема дня: «С.Я. Маршак – друг детей»

 Приоритетные области:  «Чтение художественной литературы», «Физическая  культура»

Цель дня: Вызвать у детей интерес к личности писателя, пробудить восхищение его стихами.

Задачи дня:

  1. Расширять представления детей о жизни и творчестве известного      писателя  и переводчика С.Я.Маршака.
  2. Способствовать развитию художественного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов; понимать настроение произведения, воспитывать литературно-художественный вкус.
  3. Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки.
  4. Формировать потребность в двигательной активности, обогащать двигательный опыт детей.
  5. Закреплять навыки и умения выполнений упражнений с мячом.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность

в режимных моментах

с учетом интеграции

образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная

деятельность

детей

Организация развивающей среды для

самостоятельной

деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными

партнерами

Подготовка к литературному

празднику

«С.Я. Маршак - друг детей»

Ситуация

Почтальон приносит посылку, а в ней лежат предметы: кольцо, мяч, сковорода, конверт, саквояж и др. Из каких произведений эти предметы?              

Кто автор?

Знакомство с жизнью и творчеством С. Я. Маршака

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Муз - ритмическая игра

 «Колечко» по произведению С.Я. Маршака

 Эстафеты с мячом

Утрен. гимнастика
«Мой веселый, звонкий мяч»

Музыкально - ритмическая

игра «Дом, который построил Джек»

«Веселый счет»

С.Я. Маршак

На прогулке вспомнить стихотворения  С.Я. Маршака

«Разноцветная страница»
Игры с мячом:

«Догони мяч»,
«Пятнашки с мячом»

Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршак
(порядковый счет, названия месяцев)

С.Я. Маршака

Коллективное рисование афиши к празднику

Распределение ролей,

работа над ролью,

разучивание специальных

игровых умений,

повторение стихотворений,

рисование любимых героев по произведениям Маршака,

разгадывание кроссвордов

(по произведениям С. Маршака»

Портрет

С. Я. Маршака,

выставка книг и

рисунков по произведениям

С. Я. Маршака,

слайды,

иллюстрации художников к произведению

С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

выставка детских работ «Любимые герои» (лепка, аппликация,

рисование),

корзина с мячами

Изготовление

костюмов и атрибутов к

литературному

празднику

Участие в выставках

Участие в празднике

Изготовление электронного

коллажа: «Любимые герои»

(по произведе-

ниям   С.Я.Маршака)

Четверг

Тема дня:  «Волшебный мир бумаги или путешествие в прошлое книги»

Приоритетные области: «Познание», « Труд»

Цель дня: Знакомство детей с появлением книги.

Задачи дня:

  1. Формировать знания детей о бумаге, разных ее видах, качествах  и свойствах бумаги, истории ее создания.
  2. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
  3. Активизировать речь словами «береста», «пергамент», показать роль бумаги в труде человека.
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность

в режимных моментах

с учетом интеграции

образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная

деятельность

детей

Организация развивающей среды для

самостоятельной

деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными

партнерами

Ситуация

Находим в группе книгу, с оторванной обложкой «Книга жалуется»

Беседа по вопросам:

 - «Откуда пришла

Современная книга?»

- «Почему говорят, что жизнь

книги начинается в лесу?»

Игра - рассказ

«Путешествие в прошлое книги»
Показ слайдов

«Какие материалы использовали наши предки для письма»

Опытно-исследовательская деятельность:

«Бумага-какая она?»

Закрепить правила пользования книгой

Труд

«Книжкина больница» реставрация  книг,

изготовление закладок для книг

Отгадывание загадок о бумаге

Д/и. «Из чего сделан предмет?

Выполнение эксперимента с разными видами бумаги и водой

Сюжетно - ролевая игра «Книжкина больница»

Знакомство с пословицей

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Д/и. «Сгруппируй предметы»

Расскажи стихи

руками

Игра «Книжкина

больница»

(реставрация книг)

Рисование «Профессии моих родителей»

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости,

ножницы,

книги для реставрации клей,

цветная бумага, картон

Изготовление

Памяток:

«Правила пользования книгой»,

«Как научить ребенка любить и беречь книги»

Создание древа «Профессии моих родителей»

По итогам произведений

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В.Маяковского «Кем быть»

Пятница

Тема дня: «Сказочная страна»

Приоритетные образовательные области: « Музыка», « Художественное творчество»

Цель дня: Формирование представлений детей о жанрах сказки.

Задачи дня:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о традиционных героях русских народных волшебных сказок.
  2. Систематизировать знания детей о средствах выразительной передачи образов, специфических для  фольклора, литературы, живописи и музыки.
  3. Развивать монологическую речь детей за счет описания по репродукциям картин и по мотивам музыкальных произведений.
  4. Развивать театрально-игровые умения: передавать образы с помощью различных средств выразительности (мимики, жестов, позы, движений).
  5. Совершенствовать эмоциональное восприятие музыки, создавая зрительный образ, помогающий глубже проникнуть в содержание музыки; развивать способность переносить фантазийный образ на бумагу.

6.Углубить знания детей о том, что сюжеты и герои русских народных сказок нашли отражение в произведениях писателей, художников и композиторов.

 

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность

в режимных моментах

с учетом интеграции

образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная

деятельность

детей

Организация развивающей среды для

самостоятельной

деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными

партнерами

Ситуация

Ночью в группе что - то произошло, находим иллюстрированные книги со сказкой, игрушки, персонажей с кукольного театра.

Предполагаем, что ночью к нам в гости пришла «Сказка»

Проблемное обсуждение «Сказка ложь, да в ней намек»: рассуждения,  на примере «Иван - царевич и серый волк», «Снегурочка»

Сравнение текстов р.н. сказок в обработке разных авторов «Морозко» в обработке

О.Капицы и А. Афанасьева

«Сказка в музыке»

Прослушивание

фрагментов опер «Царевна Несмеяна», «Морозко»

М. Красев

Образно - игровые этюды под музыку

Сюжетное рисование «Моя любимая р.н. сказка) под музыкальное сопровождение

Утренняя гимнастика

«Сказочная зарядка»

Мини - викторина «В каких сказках встречается цифра -7»

Игра Воскобовича «Волшебная восьмерка»

 Драматизация сказок разными способами

(«Живые картины»,

«Говорящая книга»,

«Меняем страницы сказок»,

«Озвучиваем слайды»)

Развлекательная программа «Сказки в песнях и стихах»
Рассматривание иллюстраций репродукций В. Васнецова

Словесное рисование сказок

Д \ игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Д \ игра «Чудо -  соты»

Построить

«Сказочный дворец»

«Сложи картинку и угадай сказку»

Игра «Волшебные предметы и их хозяева»

Репродукции

картин В.Васнецова

«Алёнушка»,
«Иван – царевич на сером волке»,

«Царевна Несмеяна»,

альбомы для рисования, краски, игры Воскобовича

«Чудо - соты»,

энциклопедия сказок.

Выставка книг по теме: «Сказочная страна»,

музыкальные композиции,

портреты композиторов:

П.Чайковский,

М.Красев

Участие в выставке «Любимые сказки в нашей семье»

Изготовление костюмов к «Параду сказочных героев»

Сочинение сказки на новый лад

Создание фонотеки

Итоговое мероприятие – литературный праздник «С.Я. Маршак – друг детей».

Список литературы

О.А. Акулова, Л. М. Гурович. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»:Учебно методическое пособие/ Науч. Ред. А.Г.  Гогоберидзе. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО -ПРЕСС», М,:ТЦ «СФЕРА»,2012.- 192с.

Комплексные занятия с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.- Изд.2-е, доп.- Волгоград : Учитель, 2013202 с.

ОБЖ детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-240с.

Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи - М.: ТЦ Сфера, 2011.-160.

Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие /Сост. Л. Н. Вахрушева.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-80с.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.- сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.

З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения детей к чтению. Москва. Издательство «Линка – пресс», 2003г.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике/ Н.А. Курочкина.-СПб.: Детство- Пресс,2000.-190с. : ил.- (Библиотека программы «Детство»).

Проектная деятельность старших дошкольников. Автор В.Н. Журавлева.

Н.В. Нищева Подвижные и дидактические игры на прогулке. - СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО» «Детство-ПРЕСС»,2011.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной работы по теме "Скоро лето. Цветы" в старшей группе

Планирование образовательной работы по теме "Скоро лето. Цветы" в старшей группе...

Календарное планирование образовательной работы по теме "Азбука дорожного движения" в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование на неделю по теме "Азбука дорожной безопасности" в подготовительной группе поможет воспитателю организовать совместную деятельность с детьми в течение дн...

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в средней/старшей группе с ЗПР

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в средней/старшей группе с ЗПР...

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в средней/старшей группе с ЗПР

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в средней/старшей группе с ЗПР...

Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе.

Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе в форме мини-проекта. Театр – уникальное средство эмоционально-эстетического воспитания де...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме недели "День Матери" в старшей группе

Формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни детей, воспитание у детей чувства любви к маме, желания помогать ей в работе по дому, радовать ее хорошими поступками....