Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Тайцман Ирина Владимировна

Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе в форме мини-проекта.

 Театр – уникальное средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).

Цель:  Создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-проект

«Волшебный мир театра»

 

Актуальность.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, тем самым помогая ему приобрести жизненный опыт, – все это поможет осуществить театрализованная деятельность.

Цель:  Создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Закреплять представления детей о различных видов театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

Способствовать развитию у детей элементов художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

Совершенствовать опыт социальных навыков поведения,  творческую активность детей.

Воспитывать артистические способности детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы (5-7 л.), родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Предполагаемые результаты:

•        Дети знают  различные виды театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

•        У детей развиты артистические и исполнительские умения, элементы художественно-образных выразительных средств, сформирован опыт социального поведения в общественных местах.

Итоговое мероприятие проекта: 

1. Презентация проекта  «Волшебный мир театра!» родителям воспитанников группы.  


 

Содержание реализации проекта:

Понедельник

Тема дня: «С чего начинается театр?»

Цель: Уточнить представления детей о мире театра.

Организованная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Совместная и индивидуальная деятельность в режимные моменты

Двигательная деятельность: Физкультура  

Проводит специалист со всеми детьми

Познавательно-исследовательская деятельность: ФЭМП «Раз – ступенька, два – ступенька»

ИОС: «Число 5. Цифра 5»

Цели: Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка.

ФСД:

1. Введение в образовательную деятельность: Ситуация «В гостях у Зайки»

2. Игра «Путешествие по числовому отрезку»

3. Игра «Помощники»

4. Игра «Домино»

5. Задание «Веселые задачки»

6. Рефлексия.

Оздоровительная деятельность: ЛФК  

Проводит специалист по подгруппам

1 половина дня

1. Ситуативная беседа «Что такое театр?». Уточнить и расширить знания детей о театральном искусстве с использованием социоигрового приема «Волшебная палочка».

Расширять словарный запас детей через участие в словено-речевых играх

2. «Объяснялки-рассуждалки». Поговорка «Весь мир – театр, а люди в нем - актеры»

Развивать связную речь.

3. Чтение художественной литературы: А. Толстой «Буратино» (с продолжением). Помочь детям раскрыть понятие «кукольный театр».

4. В центре природы заполнить календарь погоды на сегодня. Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в погоде, память.

2 половина дня

1.  Открытие недели театра: Показ видеозаписи кукольного спектакля «В гостях у бабушки». Расширить представления детей  о видах театра – кукольном театре би-ба-бо.

2. Д/ игра «Мы пришли в театр». Закреплять правила поведения в театре. Дать понятие «Зрительская культура».

3. «Петрушка –  народная игрушка». Познакомить детей с историей возникновения русского народного театра. 

Прогулки:

1. Картотека № 23 «Весенняя погода» (из окна)

2. Картотека № 23а «Весенняя погода» (сравнение)

1. В книжный центр внести подборку картинок, иллюстраций, детских книг по теме: «Волшебный мир театра». Поощрять интерес детей к теме недели, общению друг с другом, обращению к воспитателю с вопросами.

2. В познавательном центре поместить пазлы с картинками по русским народным сказкам.

3. В игровом центре создать условия для возникновения строительной игры «Театр для зверушек».

Коррекционная деятельность

1.  Психогимнастика «Улыбка», «Маска». Развивать эмоциональную сферу.

2. «Дорожка здоровья» - коррекция и профилактика плоскостопия.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Информация и рекомендации для родителей  по теме недели «Волшебный мир театра».

2. Консультация «Как рассказать ребенку о театре с помощью книг»

Вторник

Тема дня: «Сказочный театр»

Цель:  Развивать творческие способности в театрализации сказок.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Совместная и индивидуальная деятельность в режимные моменты

Познавательно-исследовательская деятельность: «Здравствуй, мир!»

ИОС: «Театр в нашей жизни»

Цели:  Уточнять знания детей о  понятии «театр». Расширить представления детей о видах театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.), как об искусстве.  Развивать способность к ролевому перевоплощению. Воспитывать положительное отношение к театру.

ФСД: 1. Введение в тему: Просмотр видеоролика «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

2. Игра «Какой театр?»

3. Физминутка «Театральные этюды».

4. Интерактивная игра «Назови героя сказки»

5.  Рефлексия.

Музыкальная деятельность: Музыка  

Проводит специалист со всеми детьми

Оздоровительная деятельность: Бассейн  

Проводит специалист по подгруппам 

 Конструирование  

ИОС: «Конусный театр» из бумаги

Цели:  Познакомить детей с конусным театром: развивать умение создавать героев сказки «Колобок» на основе конуса.

Способствовать развитию творчества, фантазии детей, эстетического вкуса,

театральных способностей.

Привлекать детей к совместной деятельности: игре настольным театром.

ФСД: см. конспект.

1 половина дня

1. Игра-беседа «Наши любимые сказки» Развивать интерес к русскому народному творчеству, желание показать доступными средствами: мимика, движения, диалоги….

2.  Виртуальная экскурсия в «Большой театр» Москвы. Показать детям самый знаменитый театр в России и в мире.

3. Слушание и подпевание песни  

В. Шаинского «В мире много сказок».

4.Чтение художественной литературы: Л. Мирошникова «Как гусеница ходила в театр».

5. В центре природы организовать трудовую деятельность по уходу за «Огородом на окне»: поливка, рыхление. Развивать интерес к выращиванию экологически чистых растений. Сделать зарисовки в «Дневнике наблюдений»

2 половина дня

1. Индивидуальная работа по составлению коротких рассказов по картинам «В театре», «На сцене театра», «За кулисами театра» с Аней, Валей, Яной.

2. Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр (по выбору детей). Упражнять детей в проигрывании диалогов из сказки,  передавая характерные особенности персонажей.  

Прогулки:

1.  Картотека № 25 «Весна: лужи и ручейки»

2. Картотека № 26 «Весна:

1. В музыкально-театрализованном  центре заинтересовать детей настольно-печатной игрой

«Любимые сказки». Вызвать интерес к сказкам о животных

2.  Создать условия в театрализованном центре для разыгрывания этюдов с куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Способствовать совершенствованию приемов кукловождения.

3. В центр  двигательной активности внести атрибуты к п/игре «Совушка». Напомнить о правилах безопасности во время подвижных игр в помещении.

4. В книжном центре предложить для рассматривания альбомы, открытки о знаменитых театрах мира.

Коррекционная деятельность

1. Игра «По ровненькой дорожке» на профилактику и коррекцию нарушений ОДА.

2. И/у «На хопе».

Прокатывание на хопе вперед-назад, лежа на спине.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1.Предложить родителям папку-передвижку «Дети и театр».

2. Рекомендовать родителям провести с детьми беседы на тему «Волшебный мир театра»

Среда.  

Тема дня:  «За кулисами»  

Цель: Расширить представления детей о театральных профессиях.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

 Совместная и индивидуальная деятельность в режимные моменты

Воспроизведение художественной литературы 

ИОС: «Театр в нашей жизни»

Цели:  Уточнять знания детей о  понятии «театр». Расширить представления детей о видах театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.), как об искусстве.  Развивать способность к ролевому перевоплощению. Воспитывать положительное отношение к театру.

ФСД:

1. Введение в тему: Просмотр видеоролика «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

2. Игра «Какой театр?»

3. Физминутка «Театральные этюды».

4. Интерактивная игра «Назови героя сказки»

5.  Рефлексия.

Изобразительная деятельность: Лепка

ИОС:  «Мой любимый сказочный герой»

 Цель: Развивать творческие способности,  умение  передавать образ  сказочного  персонажа. Закреплять знание детьми сказок.
ФСД:

1  Введение в тему: Игра «Угадай сказку»

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам с беседой об их  персонажах.

3. Физминутка «Мой сказочный герой»

4. Закрепление знакомых приемов лепки человека, животного.  

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Оформление выставки.

1 половина дня

1.Игра «Объяснялки-рассуждалки». Развивать умение детей понимать и объяснять смысл выражения «театр начинается с вешалки». Познакомить с профессией «гардеробщик».

2. Настольный театр по сказке «Колобок» с использованием персонажей, созданных детьми. Развивать умение придумывать новый сюжет-сценарий развития событий в сказке. Познакомить с профессиями: сценарист, режиссер.

3. Игра «Билетер». Индивидуально упражнять в счете до 5, в умении соотносить число с количеством (Оля, Рита). Расширить представление о профессии билетера.

4. Чтение художественной литературы: Е. Антонова «В театре. Экскурсия за кулисы». Знакомить с профессиональными качествами театральных профессий: гример, костюмер.

2 половина дня

1. «Мы – артисты» В гостях у группы «Звездочки». Театральное представление: драматизация сказки «Колобок» для детей младшей группы. Расширять представления детей о профессиональных качествах артистов. Развивать умение владения силой голоса 

2. Интерактивная игра «Осторожно: Добрый дядя!» с решением ситуативных задач по теме общения с незнакомцами. Помочь детям выбрать правильный выход из разных ситуаций.

Прогулки:

1. Картотека № 31 «Весна: Весенний дождь»  

2. Картотека № 26 «Весна: Весенний снег»

1. В игровом центре создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры «Поход в театр». Поощрять умение    выполнять роли  кассира, гардеробщика, билетера, зрителя       через игровые действия.

2. В познавательно-исследовательском центре предложить мозаику, паззлы для развития мышления, творчества.

3. В центре продуктивной деятельности предложить художественные средства для реализации художественных замыслов детей по теме недели: раскраски, бумагу, фломастеры, гуашь и т.д.

Коррекционная деятельность

1. Психогимнастика. «Разные роли».

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

2. Закаливание «Ручеек» с босохождением по корригирующим дорожкам.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Попросить родителей распечатать раскраски по теме недели.

2. Буклет  по теме «Домашний театр»

Четверг.

Тема дня: «Братск театральный»

Цели:  Расширить представления детей о культурных учреждениях – театрах Братска.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

  Совместная и индивидуальная деятельность в режимные моменты

Коммуникативная деятельность:

«По дороге к Азбуке»  

ИОС: «Звук [Ф/

Цели: расширять навык различения согласных звуков, умения выделять их в речи на звуковом, слоговом и словесном уровне. Развивать умение преобразовывать слова путем добавления, замены, перестановки звуков и слогов. Обогащать словарный запас. Воспитывать  у детей экологическую культуру, понимание ценностей жизни.

ФСД:

1.Введение в ситуацию: «Паровозик на улице»

2. Игра «Зашифрованные звуки»

3. Физминутка «Паровозик»

4. Игра «Эхо»

5. Игра «Превращение слов»

6. Рефлексия.

Оздоровительная деятельность: ЛФК

Проводит специалист по подгруппам

Музыкальная деятельность: Музыка

Проводит специалист со всеми детьми

Изобразительная деятельность:  Аппликация  

ИОС: «Театр масок»

Цели:   Создать условия для развития аппликативных и изобразительных умений детей. Создать творческую ситуацию для свободного выбора изобразительно-выразительных средств, развития чувства цвета, ритма.  

ФСД: 1. Введение в тему: Беседа «Театр масок».

2. Частичный показ приемов вырезания силуэта маски по шаблону из мягкого картона.

3.  Физминутка «Маска, мы тебя знаем» - пантомима.

4. Самостоятельная деятельность детей:  Обведение силуэта маски по шаблону, закрашивание, вырезание.

5. Рефлексия.  

1 половина дня

1. Введение в тему дня: Беседа «Братск театральный» с рассматриванием фотографий кукольного театра «Тирлямы», Братского драматического театра, кинотеатра «Чарли». Развивать познавательный интерес,  речевую активность.

2.  Виртуальная экскурсия «Маша в Закулисье» в театр кукол «Тирлямы». Расширить представления детей о кукольном театре Братска, о репертуаре и людях, которые служат в театре (режиссер, актеры, мастера бутафории и др.).

3. Чтение художественной литературы.  Сказка Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

4. Изготовление афиши к предстоящему спектаклю.  Познакомить с правилами изготовления афиш. Развивать творчество.

2 половина дня

1.  Обсуждение схемы правил поведения в театре. 

2.   Беседы с детьми «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?». Закреплять знания детей о театральной постановке. Развивать речевую активность.

Прогулки

1.  Картотека № 27 «Весна: Весенняя погода»

2. Картотека № 27 «Весна: Весенняя погода (изменения)»

1. В центре продуктивной деятельности  вызвать интерес к  лепке персонажей знакомых сказок из пластилина. Дать возможность для закрепления приемов лепки.

2. В познавательно-исследовательский центр внести материал для игры «Удивительные превращения вещей». Способствовать развитию творчества, фантазии, умения анализировать.

3.  В игровом центре создать условия для возникновения режиссерской игры «Мой театр» с использованием изготовленных масок.

Коррекционная деятельность

1. Психогимнастика «Театр пантомимы». Упражнять в узнавании и воспроизведении разных эмоций.

2. Самомассаж активных точек на профилактику простудных заболеваний.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Мастер-класс для родителей по изготовлению кукол-персонажей для организации домашнего настольного театра.

2. Предложить вниманию родителей буклет-путеводитель «Маршрут выходного дня» или «Куда можно сходить с семьей в выходной день?».

 

Пятница.

Тема дня: «Все о театре»

Цели:  Обобщить представления детей о видах театрального искусства.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Совместная и индивидуальная деятельность в режимные моменты

Изобразительная деятельность: Рисование  

ИОС: «Петрушка»

Цели: Учить детей рисовать человека в костюме Петрушки. Закреплять знания детей по теме недели. Развивать изобразительные умения. Воспитывать интерес к театральному жанру искусства.

ФСД:

1.Введение в тему.  Беседа «Что такое театр?»

2.  Частичный показ   рисования Петрушки (колпак, характерность одежды)

3.   Физминутка-игра «Театр Петрушки»

4.  Самостоятельная деятельность детей.

5.  Рефлексия. Выставка детских рисунков.

Двигательная деятельность: Физкультура  

Проводит специалист со всеми детьми.

Оздоровительная деятельность.

Бассейн  

Проводит специалист со всеми детьми.

1 половина дня

1.  Введение в тему: Беседа о театральном жанре искусства и видах театра (театр оперы, балета, драматический, кукольный, музыкальный, театр юного зрителя, театр зверей и др.).

2.  Рассказ воспитателя «Звериный театр»  с просмотром  видеоролика о театрах Дурова и Куклачева. Пополнить представления детей об артистах-животных. Воспитывать неравнодушное отношение детей к их непростой жизни.

3.    Чтение художественной литературы: Р. н. сказка «Три медведя»  с показом настольного театра по сказке.   

4.  С/ролевая игра «В гости к трем медведям». Побуждать детей к творческой интерпретации сюжета р. н. сказки.

2 половина дня

1. Трудовая деятельность:  Мытье игрушек в музыкально-театрализованном центре. Воспитывать аккуратность, безопасное обращение с водой.

2. Итоговое мероприятие:

Презентация проекта «Волшебный мир театра». Обобщить,  полученные знания детей о театрах создать радостное настроение.

Прогулки

1. Картотека № 29 «Весна: Весенние ручейки»

2. Картотека № 28 «Весна: Весеннее солнце»

1. В игровом центре создание условий для организации сюжетно-творческой игры «Мы – артисты». Поддерживать детскую инициативу в развертывании игр по теме недели.

2. В центре продуктивной деятельности предложить альбом и раскраски по теме  «Театральные профессии».

3. В игровом центре предложить Ангелине организовать режиссерскую игру «Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком». Способствовать развитию коммуникативных творческих качеств, интонационной выразительности.

 

Коррекционная деятельность

1.   Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова». Развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.

2. Ходьба по корригирующим дорожкам. Профилактика и коррекция плоскостопия.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1.   Оформление информационного стенда «Театр и дети».

2. Предложить маршрут «Клуба выходного дня»: Посещение киносеанса в кинотеатре «Чарли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по музыкальной деятельности, 1-ое полугодие (старшая группа).

В помощь музыкальному руководителю детского сада. Комплексно-тематическое планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду,  1-ое полугодие,старша...

Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Речевое развитие" для старшей группы

Данный материал представляет собой планирование образовательной деятельности и соответствует всем требованиям ФГОС. Он поможет педагогам правильно организовать и спланировать образовательную деятельно...

Комплексно - тематическое планирование по теме "Неделя добрых дел" в старшей группе

Планирование образовательной деятельности в старшей группе....

комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", старшая группа

Комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", сторшая логопедическая группа. Цель - помощь воспитателям коррекционных садов в создании календарно - темати...