комплексно - тематическое планирование по лексической теме "Хлеб - всему голова", старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Парусова Светлана Николаевна

комплесно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._hleb_-_vsemu_golova.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности с детьми (на день)

Тема месяца: «Про леса и чудеса» Тема недели: «Хлеб – всему голова. злаки.» Дата «08» октября  День недели: Понедельник

Итоговое мероприятие: Создание детской презентации« Хлеб – всему голова»

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Работа с родителями

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

1. Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы) «Хлеб - всему голова» Ц.: формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей

 Мотивация: конверт

2. Речевое развитие (по плану логопеда)

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование) «колос – колосок»Ц: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса. расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки. активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый). Мотивация: колосок

4. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)  

(по плану муз.руководителя)

Утро: Утренняя, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Побуждать детей спокойно заходить в группу. Доброжелательная встреча детей, приветствие.

Беседа «Откуда хлеб пришел на стол» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба, рассказать, сколько людей трудится, чтобы хлеб пришел в дом. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Дежурство в уголке природы.

Задачи: Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы.

ЧХЛ Ю.Ждановской «Нива», беседа по содержанию.

В уголок книжный внести наборы картинок, фотографий, открыток, иллюстрированные издания

Рассматривание

- колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);

- репродукции картины И.Шишкина «Рожь», беседа по  содержанию.

Настольно - печатные игры: пазлы, лото, кубики (по выбору детей)

Обновление информации в родительском уголке.

Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости о самочувствии детей в выходные дни

Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о хлеб

Прогулка: №___  

 Игры с выносным материалом

Вечер: закаливающие процедуры после сна Опыты с землей Цель: Формировать представления о свойствах твердой и рыхлой почвы. 

Д/и «Что сделано из муки?»  

Цель: Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.  

Инд.Матем. игра « Палочки Кьюизенера». - ярик

Цель: развивать логическое мышление.

Коррекционная работа: по плану дефектолога

Поручения индивидуальные и коллективные «Мы сегодня соблюдаем порядок в группе»

С/Р игра «пекарня».

Цель:воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас.

Прогулка: № _______

Свободная игровая деятельность с выносным материалом

Планирование образовательной деятельности с детьми (на день)

Тема месяца: «Про леса и чудеса» Тема недели: «Хлеб – всему голова. злаки «Дата «09» октября  День недели: Вторник

Итоговое мероприятие: Создание детской презентации« Хлеб – всему голова»

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Работа с родителями

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

1.Речевое развитие (по плану логопеда)

2.Познавательное развитие (ФЭМП): Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.  

Мотивация: Буратино, купюры и монеты разного достоинства.

3. Физическое развитие (по плану  инструктора ФК)  

Утро: Утренняя, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Рассматривание картинки  «Посев», «Рост»

Беседа с детьми  Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями  труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой

работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для  роста и развития растений (хлебного колоса)

Дежурство в уголке природы.  Цель:Учить сопоставлять знания о приемах ухода за ними и об условиях, необходимых для их роста и развития.

Оформление ширмы по тематике недели для наглядного оформления и зрительного представления о хлебе

Рассматривание  иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей

Попросить родителей вместе с детьми посмотреть на просторах интернета найти информацию о хлебе.

Прогулка: №___  

 Игры с выносным материалом

Вечер: Закаливающие процедуры после сна.

ЧХЛ: «Лесная сказка».

 Инд.Д/и «Разложи пирамидку »  - Назар

Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания)

Дидактическая игра «Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…)

Заучивание  скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

Продуктивная деятельность: лепка, рисование  (раскраски)

Рассматривание и обследование техники для сбора пшеницы; картинок и  фотоальбома «Хлеб какой он есть»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Прогулка: № _______

Свободная игровая деятельность с выносным материалом

        

Планирование образовательной деятельности с детьми (на день)

Тема месяца: «Про леса и чудеса» Тема недели: «Хлеб – всему голова. злаки» Дата «10» октября   День недели: Среда

Итоговое мероприятие: Создание детской презентации« Хлеб – всему голова»

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Работа с родителями

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

1.Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

лепка из соленого теста «Угощение для кукол» Ц: Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания. Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умение работать с солёным тестом, используя знакомые приемы лепки, упражнять, в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание); Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. Мотивация: чайный сервиз, кукла Катя

2.Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

«Ткань в нашей жизни» Ц.: познакомить детей с основными свойствами ткани; учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с тканью; развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности; пополнить словарь детей новыми словами. Мотивация: «Волшебная сумка»

3.Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)  

(по плану муз.руководителя)

Утро: Утренняя, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Чтение произведения Я. Тайц «Все здесь»

Цель: Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова, эпитеты, сравнения)

Д/и «Отгадай загадку о хлебе»

Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.

 Создать условия для с/р игры

 «Семья»- формировать представления о семье. Самостоятельно распределять роли. Развивать дружеские взаимоотношения.

Самостоятельные игры детей.

Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе

Предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей

Прогулка: №___  

Игры с выносным материалом

Вечер: Закаливающие процедуры после сна.

Подвижная игра «Каравай»

 Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками.

Д/и «Что сначала, что потом»

 Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

Коррекционная работа: по заданию логопеда

Продуктивная деятельность

Лепка, рисование по трафаретам .

Мозаика, пазлы, вкладыши, настольные игры по желанию детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Строительные игры с крупным конструктором

Прогулка: № ______

Свободная деятельность с выносным материалом

        

Планирование образовательной деятельности с детьми (на день)

Тема месяца: «Про леса и чудеса» Тема недели: «Хлеб – всему голова. злаки»  Дата «11»октября День недели: Четверг

 Итоговое мероприятие: Создание детской презентации« Хлеб – всему голова»

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Работа с родителями

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

1.Речевое развитие (по плану логопеда)

2. Познавательное развитие (ФЭМП): Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях. Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность. Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур. развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку. развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки Мотивация: лото

3.Физическое развитие (плавание)

Утро: Утренняя, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Д/и «В какой сказке живет хлеб?»

Цель: Вспомнить с детьми сказки в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия.

Чтение произведения «Колосок» (украинская народная сказка)

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Д/и «Разрезные картинки Хлебобулочные изделия»

Цель: Формировать умение зрительно делить изображение  на части, составлять картинку из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Создать условия для с/рол игры  «магазин хлебобулочных изделий» Цель: Продолжать воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

 Просмотр мультимедийного фильма о хлебе.

Цель: Закреплять знания детей о выращивании хлеба: последовательность работ,

Рекомендовать родителям побеседовать с детьми о правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования

Индивидуальное консультирование родителей по развитию учебных навыков у детей

Прогулка: №___  

 Свободная деятельность с выносным материалом

Вечер: Закаливающие процедуры после сна.

Д/и «Лото. Хлебобулочные изделия»

Цель: Развивать речь, внимательность, познавательный интерес, расширять представления о многообразии видов хлебобулочных изделий.  П+К+С

Инд.Д/и «Что лишнее?» - КириллЧ, Максим

Цель: Закреплять представления детей о изделиях из муки, развивать умение анализировать, внимательность, логическое мышление.

Коррекционная работа: по плану логопеда

Подборка детских иллюстраций о хлебе , его приготовлении..

Создать условия для хоз. бытового труда. Уборка в группе. Цель: самостоятельно убирать игрушки после игры, расставлять на специально отведенные места,

Игры по желанию детей

Прогулка: № ______

Игровая деятельность с выносным материалом

Планирование образовательной деятельности с детьми (на день)

Тема месяца: «Про леса и чудеса» Тема недели: «Хлеб – всему голова. Злаки» Дата «12» октября День недели: Пятница

Итоговое мероприятие: Создание детской презентации« Хлеб – всему голова»

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Работа с родителями

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

1.Речевое развитие (по плану логопеда)

2.Художественно-эстетическое развитие (рисование)  «Ах, натюрморт, ах, натюрморт!»Ц: Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями, которые дети получили в предварительной работе. Учить детей видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине). Закрепить знания детей о натюрморте, формировать эстетические суждения и оценки.

Мотивация: Картина И. Машкова "Снедь московская" "Хлебы".

3. Физическое развитие (по плану  инструктора ФК)  

Утро: Утренняя, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Рассматривание картинки «Жатва», «Обмолот зерна»

Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями  - комбайнер, хлебороб.

Д/и «Что из какой муки испекли»

Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.

Предложить детям настольно – печатные игры  по желанию детей. Цель: развивать умение определяться в выборе игры.

Создать условия для игры с крупным строительным материалом. «Строим лес».     Цель: организовать применение детьми умения ритмически располагать кирпичики в ряд.

Индивидуальная беседа с родителями по выполнению режима дня в выходные дни

Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе

Делимся впечатлением о прошедшей неделе, высказываем пожелания и рекомендации

Прогулка: №___  

 Игры с выносным материалом

Вечер: Закаливающие процедуры после сна.

Д/и «Назови профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Д/и «Что нужно для работы хлебороба?» (приложение.)

Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Чтение произведения  «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».

Предложить детям настольные игры по интересам. развивать усидчивость, память, смекалку. Предложить детям самостоятельную деятельность с пластилином. развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки таких приемов как раскатывание, вытягивание, развивать воображение.

Прогулка: № _______

        

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение в аптекарском огороде

Цели:  закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;

  • формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения в аптекарском огороде, задает вопросы.

♦        Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К, С.)

♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.)

♦        Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р, В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плоды шиповника следует собирать только зрелые, когда листья на кустах начнут менять свою окраску на осеннюю.)

  • Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей Как еще его называют? (Иван-чай.)
  • Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях желудка, как противовоспалительное средство.)

Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения июле. Они богаты витамином С, помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.

Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине.

Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство.

Правила поведения в природе:

  • из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу;        -     нельзя вырывать растения с корнем;
  • лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
  • нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Исследовательская деятельность

Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Северные олени».

Цели:

  • формировать знания о северных оленях, их повадках;
  • развивать умение передвигаться длинными прыжками.

«Лиса мышкует».

Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа

 Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Октябрь

Прогулка 2

Наблюдение за черникой

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой.

Ход наблюдения

Я спросил у Васи:

—Чем ты губы красил?

 У тебя лиловый рот

И усы лиловые,

И лиловый сок течет

На рубашку новую.

И ответил Вася:

—Губы я не красил,

Я черничный пил компот,

Вот и стал лиловым рот.

«Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька», — так говорили о чернике. Растет она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют — сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и на торфяных болотах. Созревает в июле—августе. Люди давно приметили: когда черника поспела, то и рожь в поле созрела. Молодые листочки черники серебристо-зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкими зазубринками по краям. Листики держатся на коротких черешках. В конце мая — начале июня на кустах черники появляются небольшие цветки на коротких цветоножках. Черника — прекрасный медонос, привлекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляют ее цветы. Черника — чудодейственное растение. В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положил чернику в рот — избавился от хвори на весь год».

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит ягода черника?
  • Как выглядит растение черника?

♦        Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники?

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?

 Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цели:

  • учить выполнению трудовых действий;
  • приучать работать в коллективе.

 Подвижная игра

«Лесные тропинки».

Цель: разнообразить движения в зависимости от условий.

Индивидуальная работа

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

Октябрь

Прогулка 3

Наблюдение за камнями

Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какие бывают камни?

♦        Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)

  • Назови твердые камни.
  • Какими камнями легче рисовать на асфальте?
  • К какой природе они относятся? Почему?
  • Какие камни прочнее?

,   ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

  • Могут ли камни издавать звуки?
  • Сравните камни на участке и в овраге.

♦        Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Цели:

  • учить трудиться сообща;
  • развивать творческое воображение.
  • Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага».

Цели:

  • учить внимательно слушать воспитателя;
  • развивать усидчивость. «Ловкая пара».

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель

Октябрь

Прогулка 7

Наблюдение за ветром

Цели:  продолжать учить определять силу ветра;

  • расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

♦        Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

♦        Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

♦        Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

♦        Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Трудовая деятельность

Уборка участка от веток и камней.

Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры «Коршун и наседка».

Цели:  учить слушать команды воспитателя;

  • развивать внимание.

«Ветер».

Цели:  закреплять представления о связях в природе;

  • учить внимательно слушать команды воспитателя.

Индивидуальная работа:  Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Октябрь

Прогулка 4
        Наблюдение за листопадом 

 Цели:

—        расширять знания о сезонных изменениях в природе;

—        формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Все ли деревья изменили окраску листьев?
  • Какими были летом деревья, кусты?
  • Как они изменились с приходом осени?
  • Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)
  • У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
  • У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦        Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

♦        Все листочки падают одинаково? (Нет.)

♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

 Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Лиса и зайцы».

Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

«Хищник — добыча».

Цели:

  • упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
  • развивать быстроту бега, ловкость.

 Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

Октябрь

Прогулка 5

Наблюдение за смородиной

Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины.

Ход наблюдения

Растет в саду

Смородины куст.

К нему пойду,

 Попробую на вкус

Ягодку черную,

Соком полную.

 Ягодка гладкая,

Ты уже сладкая?

 Коли поспела —

Возьмусь за дело:

Туесок принесу,

С веток стряхну росу,

Стану ягодки срывать,

На варенье собирать.

Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие шарики. Смородина — многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Созревают ягоды смородины в июле. Вкусные, кисло-сладкие, сочные. Самый стойкий витамин С. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. Душистые листья смородины кладут в маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, помидоров, грибов и капусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядят ягоды смородины?
  • Какого цвета бывают ягоды?
  • Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?

Какие сорта смородины вы еще знаете?

  • Исследовательская деятельность

Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).

Трудовая деятельность

Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.

Цель: формировать умение и желание работать сообща.

Подвижная игра

«Перебежки».

Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.

Индивидуальная работа

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.

Октябрь

Прогулка 6 

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.            М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
  • Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
  • Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
  • Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
  • Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
  • Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
  • Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
  • Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность:  Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:

  • развивать физические качества — быстроту, ловкость;
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за ивой осенью

Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).

Ход наблюдения

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит ива?
  • Какие у нее ветки и листья?
  • Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

♦        Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦        Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Охотники и звери».

Цели:

  • упражнять в беге через разные препятствия;
  • развивать ловкость.

Индивидуальная работа

  • Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
  • К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
  • Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

♦  На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)

  • Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
  • Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.

Цели:  приучать доводить начатое дело до конца;

  • воспитывать аккуратность, ответственность.
  • Подвижные игры

«Защити товарища», «Стой — беги».

Цели:  упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;

  • учить действовать по сигналу;

—        развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

Октябрь

Прогулка 10

Наблюдение за брусникой

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — брусникой.

Ход наблюдения

Гибкий стебель повилики

Ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники

Набрала я туесок.

Пусть она и горьковата,

Но моченая вкусна!

Мхов и хвои ароматов

Эта ягода полна.

Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.

В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядят ягоды брусники?
  • Как выглядит растение брусника?
  • Почему это растение называется вечнозеленым?
  • Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
  • Что можно приготовить из ягод?

Исследовательская деятельность

Сравнить листья брусники с листьями клюквы. Сравнить ягоды брусники и клюквы.

Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.

Цель: оказывать помощь детям младшей группы.

Подвижная игра

«Мяч капитану».

Цели:

—        учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера;

—        воспитывать коллективизм.

Индивидуальная работа

Перестраивание в колонну по двое.

Цель: способствовать выработке хорошей осанки.

Октябрь

Прогулка 11 

Наблюдение за цветником

Цели:

  • продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
  • уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Ход наблюдения

Осень наступила,

 Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

 Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

Октябрь

Прогулка 12

Наблюдение за оврагом

Цели:  формировать знания о неживой природе;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы.

♦        Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее.)

Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

  • Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой  почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как  в глине нет воздуха.)
  • Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие . татки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

Трудовая деятельность:  Посадка «аллеи выпускников».

Цели: закреплять навыки совместной работы.

Подвижные игры:  Эстафета «Кто быстрее?».

Цель: повышать двигательную активность детей.

Конкурс «Лучшая фигура из песка».

Цели: закреплять знания о свойствах песка;

  • развивать творческое воображение.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цели:  закреплять умение бегать на скорость;

  • развивать ловкость и силу броска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДОУ в старшей группе на 2014-2015 учебный год

Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДОУ в старшей группе на 2014-2015 уч. год...

Комплексно-тематическое планирование НОД "Формирование Элементарных математических представлений" старшая группа

Примерное комплексно-тематическое планирование ФЭМП (старшая группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы...

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...