Проект "Дорога и дети"
проект (подготовительная группа) по теме

Обучение дошкольников самым элементарным правилам поведения на дороге - дело очень важное на сегодняшний момент. С каждым годом увеличиваентся количество машин и , к сожалению, количество ДТП на дорогах. Поэтому тема безопасности дорожного движения - одна из самых важных тем ОБЖ. Проект "Дорога и дети" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В приложении к проекту представлен необходимый материал для его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doroga_i_deti.docx28.38 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu.docx57.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Ягодка»

города Котельнича Кировской области

Проект «Дорога и дети»

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с правилами дорожного движения

для участия в общероссийском интернет-конкурсе  «Изучаем ПДД»

Номинация: «Разработка педагогических проектов»

Автор разработки проекта и участник конкурса:

 старший воспитатель 1 квалификационной категории

Боднаренко Ольга Александровна,

стаж работы 17 лет

2014 год

Введение

                   В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому задача дошкольного учреждения – научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте.

К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо самим разрабатывать и внедрять в практику программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения, согласовывать их с Госавтоинспекцией по месту жительства и вести с ней тесное сотрудничество. Главной целью в работе детских садов по данной теме должно стать формирование основ безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте.

Систематическую работу по обучению детей ПДД необходимо начинать с младшей группы по принципу от простого к сложному, акцентируя своё внимание и внимание родителей на следующих задачах:

  1. Дать детям необходимый минимум доступных им знаний ПДД, дорожных знаков (3 цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде)
  2. Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные особенности детей, использовать такие формы обучения, как беседа, занятие, развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и т.д.

Постепенно должна сложиться определённая система обучения дошкольников ПДД.

  • В младшей группе необходимо учить детей различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин,  формировать умение определять красный, жёлтый, зелёный цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (формировать понятия «далеко», «близко», «вверху»).
  • В среднем дошкольном возрасте  - знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях правильно  входить в транспорт и выходить из него; особое внимание уделяя  индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.
  • В более старшем возрасте дети знакомятся со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой целью необходимо проводить экскурсии, беседы, решать логические задачи, читать художественную литературу, а так же рассказывать о работе регулировщика, о том, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре перекрёстка т.д.

Свои знания о ПДД дети отражают в своих рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, дорожные знаки. В играх закрепляют знание правил, учатся культуре поведения в общественных местах.

Чётко осознавая важность данной проблемы, и был разработан проект «Дорога и дети» для детей подготовительной группы по формированию  знаний о правилах дорожного движения.

Проект по содержанию: познавательный.

Продолжительность: 1 год.

Цель проекта: привлечь внимание детей к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма через практическое закрепление знаний и умений по выполнению правил дорожного движения.

Задачи проекта:

  • Формировать навыки осознанного поведения на улице и в транспорте и использование правил дорожного движения в повседневной жизни;
  • Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы;
  • Закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
  • Воспитывать умение подчиняться правилам.

Актуальность:

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с  этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети выбегают на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать её. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице. Для обеспечения безопасности детей на улице необходимо было продумать ряд мероприятий, направляемых на профилактику ДТ травматизма и изучение дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.

Этапы реализации проекта:

Проект рассчитан на работу  с детьми 6-7 лет в старшей-подготовительной группах. Обучение детей дошкольного возраста ПДД проводится как во время занятий, так и в течение дня, включаясь в разные режимные моменты (игровая деятельность, занятия, прогулка).

Результатом проекта является проведение итогового развлечения совместно с инспекторами ГИБДД. Работа строится поэтапно. На протяжении всех этапов идёт работа по изучению ПДД и воспитанию культуры личной безопасности. Данная работа должна проводиться в соответствии с планом, который был составлен на учебный год. В этом процессе были задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а так же представители Государственной Инспекции БДД.

1.Подготовительный этап.

Срок – 1 месяц (сентябрь).

Цель: создание у детей мотивации ответственного, сознательного отношения к личной безопасности и к безопасности других людей. Для реализации этого этапа проводится работа, способствующая заинтересованности детей в изучении тем и правил дорожной безопасности: беседы индивидуальные и с подгруппой детей о том,

  • Что может представлять на улице опасность и почему;
  • Как правильно перейти дорогу;
  • Что должен знать ребёнок, у которого есть велосипед;
  • Что должен знать пешеход;
  • Как должен вести себя пассажир.

Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улицах города»                             (приложение № 1)

Занятия, включающие в себя сведения об истории возникновения дорожных знаков, появления автомобиля, значения транспорта в жизни человека.

Игры, способствующие моделированию своего поведения  в игровой деятельности (приложение № 10).

Игры дидактического характера:

  • «Угадай-ка!»
  • «Светофор»
  • «Наша улица»
  • «Найди такой же знак»

Цель игр: закреплять умение применять полученные знания о ПДД в игре.

Игра «Добавь словечко»  помогает детям лучше запоминать основные понятия и термины по ПДД. Игра «Найди такой же знак» способствует запоминанию, назначению и применению дорожных знаков в различных ситуациях.

Строительные игры, развивающие конструктивные умения детей выполнять постройки по чертежу, передавая образ города.

Сюжетно-ролевые игры, способствующие обогащению знаний о технике, её производстве, значению сигналов светофора, жестов регулировщика и умению отражать полученные знания в играх.

Экскурсии и целевые прогулки, направленные на уточнение и закрепление ПДД и знание видов транспорта.

На целевых прогулках в подготовительной группе (1 раз в месяц) дети наблюдают  за движением транспорта, работой водителя, инспектора ДПС, ГИБДД, контролирующего и регулирующего движение на улице;  знакомятся со значением дорожных знаков, закрепляют правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, напротив, вдоль дороги и т.д.)

Дети учатся ориентироваться в окружающей обстановке, в её изменениях правильно реагировать на них.

На данном этапе необходимо провести диагностику знаний детей по теме БДД.

2 . Основной этап (практический).

Срок – 6 месяцев (с октября по март)

На данном этапе продолжается работа по усвоению и закреплению знаний о правилах поведения на улице и дорогах, а так же воспитание умения подчиняться правилам, т.к. ребёнок должен их знать и строго выполнять:

  • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
  • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
  • Переходить дорогу полагается только шагом.
  • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
  • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого  (и поручни), чтобы не упасть.
  • Нельзя высовываться из окна автомобиля, автобуса, высовывать в окно руки.
  • Входить в транспорт и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.
  • Ездить на велосипеде по улице и дороге разрешается детям только с 14 лет.
  • Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках, под присмотром взрослых.

Изучая с детьми ПДД, можно объяснять, что не только надо знать их, но и уметь принимать правильные решения в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге.

С этой целью можно проводить такие мероприятия как викторина с учащимися начальных классов школы № 3 «Контрольная работа в школе светофорных наук», (приложение № 2), викторина для детей двух подготовительных групп № 1 и № 2 «Правила – твои друзья! Забывать о них нельзя!» (приложение № 3),  игры-тренинги с приглашением сотрудников ГИБДД. Для закрепления правил безопасного поведения на дороге можно организовать, информационно-познавательную инсценировку по мотивам рассказа  Г.Юрмина (приложение № 4) или инсценировку «Непослушный лисёнок» по сказке «Огнехвостик» В.Ардова (приложение № 5), а так же организовать тематическую выставку рисунков на данную тему.

Организуя работу по профилактике детского ДТТ, необходимо задействовать родителей воспитанников. Этому нужно посвятить отдельное родительское собрание, на котором родители должны быть ознакомлены с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Родителям старших дошкольников дать следующие рекомендации:

  • Воспитывать у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным, осмотрительным.
  • Наблюдать за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждать с ребёнком увиденное.
  • Читать ребёнку художественные произведения по теме и обязательно побеседовать с ним о прочитанном.
  • На прогулке, по дороге в детский сад и домой закреплять знания, полученные ранее.
  • Чаще задавать ребёнку проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия (почему остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)


      Эти рекомендации нужно вывесить на информационный стенд для родителей, что  станет ещё одним поводом напоминать родителям о важности данной темы и обсудить это с ребёнком по дороге домой, т.к. в отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, здесь нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

      Для привлечения родителей к проблеме обучения детей ПДД запланировано проведение семейной игры «Счастливый случай» (приложение № 6), где дети и родители вместе решают проблемные ситуации, отвечают на каверзные вопросы, открывая для себя что-то новое и испытывая удовольствие от совместной деятельности и чувства ответственности за принятие решения, от которого зависит, победит ли команда.

В целях обучения детей ПДД и профилактике детского ДТТ необходимо  создать соответствующую теме развивающую среду:

  • Изготовить с помощью родителей атрибуты для игры «Дорожное движение»;
  • Макет микрорайона детского сада;
  • Карта той части города, где находится детский сад;
  • Настольные печатные игры;
  • Подбор художественной литературы в книжном уголке по данной тематике;
  • Наглядный материал (картины, плакаты, карточки, открытки, схемы маршрутов);
  • Наборы строительного материала и конструктора;
  • Картотека игр.

На занятиях по изодеятельности дети сами изготавливают дорожные знаки, конструируют коробки домов для макета микрорайона детского сада, чертят планы маршрутов целевых прогулок и экскурсий; учат стихи, читают рассказы и сказки, соответствующие тематике обученияПДД:                                                                                                                                                             С.Михалков «Моя улица», «Северная история»,                                                          Н.Носов «Автомобиль»,                                                                                          А.Дорохов «Подземный ход», «Шлагбаум»,                                                                              Р.Бабина «Советы дяди Стёпы» и др

На участке вовремя прогулок очень целесообразно использовать различные атрибуты для игр, разметки на дорогах, играть в подвижные игры «Стоп», «Светофор», «Кто внимательнее».

  1. Заключительный этап.

Срок – 2 месяца (апрель-май)

Результатом проекта можно считать проведение итогового занятия по проекту «Дорога и мы» (приложение № 7), где в качестве жюри пригласить сотрудников ГИБДД. Во время проведения данного занятия дети должны показать свои знания о ПДД, умение ориентироваться в трудной ситуации, умение действовать в команде. Самое главное в реализации проекта – знание и соблюдение правил безопасности на дороге, умение применять их на практике.

Так же на данном этапе необходимо провести диагностику по уровню овладения детьми знания ПДД и сравнить данные диагностики, проводившейся в начале учебного года (приложение № 8).

Результатом работы должно стать овладение детьми последовательной и стройной системой представлений ПДД, проявление самостоятельности и активности мышления, умение применять знания на практике.

Список рекомендуемой литературы по обучению детей ПДД:

  1. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» М; Просвещение, 1975.
  2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Методическое руководство к наглядному пособию для детских садов «Правила дорожного движения» Просвещение, 1985.
  3. «Уважайте светофор» Материалы из опыта работы – Киров, 1998 г.
  4. Пидручная С.Н. «Проверка знаний Правил дорожного движения в ДОУ» Управление ДОУ, № 7, 2006 г., стр.96.
  5. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. и др. «Безопасность на улицах и дорогах», М; АСТ – ЛТД, 1997г.
  6. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева «Занятия по правилам дорожного движения»; ООО ТЦ «Сфера», 2008 г.
  7. О.Ю.Старцева «Школа дорожных наук» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ООО ТЦ «Сфера», 2009 г.
  8. А.А.Машковцева, А.С.Куприн «Школа светофорных наук», Киров 2000г.
  9. Ильичёва Г.Н. «Страна Светофория»; Журнал «Воспитатель ДОУ», № 8, 2008 г., с.47.
  10. Л.Вдовиченко «Ребёнок на улице»; Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 7, 2007 г., с.107.

  1.  Н.Бардикова «Внимание: ребёнок и дорога»; Журнал «Дошкольное воспитание» № 12, 1990 г., с.21.
  2. «Жизнь и здоровье детей»; Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 6, 2006 г., с.111.

  1.  И.Останина «Уроки дорожной грамоты»; Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2007 г., с.120.
  2.  Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора», М; Просвещение, 1989г.
  3. В.Р.Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения»;                                       М; Просвещение, 1973г.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Анкета для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

  1. Ваш ребёнок знает:
  • название города, в котором живёт; свой домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, а так же номер телефона;
  • название улицы, номер дома и квартиры, а так же номер телефона;
  • домашний адрес, но не полностью.
  1. Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:
  • пешком;
  • на транспорте.
  1. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:
  • переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зелёный сигнал светофора;
  • переходите дорогу по пешеходной дорожке и, если нет машин, не смотрите на сигналы светофора;
  • переходите дорогу там, где это Вам кажется удобным.
  1. Кто научил ребёнка соблюдать правила дорожного движения?
  • Детский сад;
  • Родители;
  • Бабушка, дедушка
  1. Как часто Вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать ПДД?
  • Ежедневно;
  • Иногда;
  • Очень редко;
  • Не говорим на эту тему;
  • Другие ответы.
  1. Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
  • Да;
  • Нет;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Как ведёт ребёнок себя в городском транспорте?
  • Спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность - садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне.
  • Бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.
  1. Соблюдаете ли Вы сами правила движения?
  • Всегда соблюдаю;
  • Не всегда;
  • Не соблюдаю.
  1. Нарушаете ли Вы правила, когда  идёте вместе с ребёнком?
  • Нет;
  • Иногда бывает, когда спешим;
  • Не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
  1. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
  • Будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
  • Будут эффективны без всякой поддержки;
  • Неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.

Приложение № 2.

Контрольная работа в школе светофорных наук.

(викторина по правилам дорожного движения)

В записи звучат фанфары,  а затем партия из мюзикла «Пеппи Длинный чулок», муз. В.Дашкевича, сл.Ю.Михайлова. На сцене появляются Светофор Светофорович вместе со своими помощниками – цветами: Красным, Жёлтым, Зелёным. Исполняется танец.

Герои: (после танца). Светофоры, светофоры…

Красный: Красный!

Жёлтый: Жёлтый!

Зелёный: Зелёный!

  Светофор Светофорович: Три весёлых огня

                                             На всех улицах горят.

Красный: Красный!

Жёлтый: Жёлтый!

Зелёный: Зелёный!

Светофор Светофорович: Листья ясеней и клёнов,-

                   Словно в помощь светофорам,

                   Тоже виснут по заборам.

                    Это что там впереди – путь закрыт?

                    Или это на пути – лист горит?

Красный: Красный свет или осина?

Жёлтый: Жёлтый свет или ветла?

Зелёный: Все сигналы световые…

Все (вместе): осень

                         спу-

                              та-

                                ла!

Вас приветствует «Школе светофорных наук»!

Светофор Светофорович:  Сегодня в нашей школе контрольное занятие – викторина! Ваша задача – отвечать на вопросы. Мои помощники -   Красный, Жёлтый, Зелёный будут вести подсчёт правильных ответов, кто даст их больше, то получит заслуженную награду! Условия предельно просты. У вас в руках три буквы: А, Б, В (возможны таблички с буквами). После того, как прозвучит вопрос и будут даны варианты ответов, вы поднимите вверх нужную букву! Вам всё понятно, друзья? (Ответы детей). Ну, вот и хорошо! А это значит, что можно начинать!

Вопросы викторины.

  1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

А) Мостовая.

Б) Тротуар.

В) Велосипедная дорожка.

2. Как пешеходы должны ходить по тротуару?

А) Придерживаясь середины.

Б) Придерживаясь левой стороны.

В) Придерживаясь правой стороны.

3.При каком сигнале светофора можно переходить через улицу?                                                          

А) При красном

Б) При жёлтом

В) При зелёном

4.При каком положении регулировщика можно начинать переход?

А) Если он стоит к вам боком с вытянутой от плеча к плечу рукой?                                                             Б) Если он стоит к вам лицом.                                                                                                                  В) Если он стоит к вам спиной.

Демонстрируется дорожный знак «Движение пешеходов запрещено»                                                  5.О чём говорит этот знак?                                                                                                                   А) Железнодорожный переезд.                                                                                                                 Б) Крутой спуск.                                                                                                                                                  В) Движение пешеходов запрещено.

Демонстрируется дорожный знак «Прочие опасности»                                                  6.О чём говорит этот знак?                                                                                                                   А)Подача звукового сигнала запрещена.                                                                                                                 Б) Пешеходный переход.                                                                                                                                                  В) Прочие опасности.

Демонстрируется дорожный знак «Движение велосипедистов запрещено»                                                  7.О чём говорит этот знак?                                                                                                                   А) Разрешено движение только грузовикам.                                                                                                               Б)  Движение велосипедистов запрещено.                                                                                                                                                  В) Обгон запрещён.   

                                                                                       

  8.Куда нужно посмотреть, прежде чем перейти проезжую часть?                                                                                                                   А) Сначала налево, затем направо.                                                                                                               Б)  Сначала прямо,  потом назад.                                                                                                  В) Сначала направо, затем налево.

                                                                                                 

   9. Как правильно обходить автобус?                                                                                                                   А) Сзади.                                                                                                                                               Б)  Спереди.                                                                                                                                                  В) Сбоку.

  10.Какой островок существует для пешеходов на проезжей части?                                                                                                                   А) Островок безопасности.                                                                                                               Б) Островок удачи.                                                                                                                                                  В) Островок пешеходов.

По окончании викторины подводятся итоги, победителей награждают книгами по ПДД, моделями машин и т.п. В финале исполняется песня из музыкального спектакля «Дорожные приключения» -  «Дорога – не тропинка», муз. А.Пинегина, сл. А.Усачёва.

                                           

 

                                         

Приложение № 3.

«Правила – твои друзья! Забывать  друзей нельзя!»                                            (вопросы для викторины по ПДД)

  1. Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге. (Соблюдать ПДД).
  2. Куда нужно смотреть при переходе дороги? (Сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо).
  3. Где можно переходить улицу? (Только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком «Пешеходный переход»).
  4. Какие сигналы у светофора и что они обозначают? (Красный – ждите, жёлтый – внимание, приготовиться, зелёный – идите).
  5. Можно ли переходить улицу на красный свет, если нет машин? (Нет, нельзя).
  6. Что необходимо делать, если вы не успели закончить переход на зелёный свет? (Спокойно подождите на раздельной полосе посредине дороги, пока включится зелёный сигнал).
  7. Если при зелёном сигнале светофора вы увидели приближающиеся машине «Скорая помощь», «Милиция», «Служба спасения», что нужно делать в этом случае? (Подождите, пока они проедут).
  8.  Можно ли стоять у края тротуара? (Нет)
  9. Как быть, если на дороге нет перехода? (Когда на дороге нет перехода, вы можете переходить её при двух условиях: а) если дорога хорошо просматривается; б) когда расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния между тремя фонарными столбами).
  10. Можно ли выбегать на дорогу? (Ни в коем случае нельзя этого делать).
  11. Можно ли переходить дорогу перед медленно идущей машиной? (Не торопитесь переходить дорогу перед медленно идущей машиной. Вы можете не увидеть за ней другую машину, идущую с большой скоростью).
  12. Можно ли играть на проезжей части или на тротуаре? (Нельзя).
  13. Как поступить в том случае, если вам нужно выйти на мостовую, а вам мешает видеть приближающуюся машину какое-либо препятствие? (Нельзя выходить на мостовую из-за препятствия, мешающего вам видеть  приближающуюся машину. Этим препятствием может быть стоящая у обочины машина или сугроб).
  14. Как нужно обходить автобус и троллейбус на остановке? (Сзади).
  15. Как нужно обходить трамвай? (Спереди).
  16. Какие виды переходов вы знаете? (Подземные и наземные).
  17. На какой дороге машина лучше тормозит?: на сухой, мокрой или обледенелой? И что надо делать, чтобы машине вообще не пришлось тормозить перед вами? (Машина лучше тормозит на сухой дороге. Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной).
  18. Какие машины имеют право ехать на красный свет? (Машины «Скорая помощь», «Полиция», «Служба спасения», аварийные службы).
  19. Где безопаснее всего играть детям? (В парке, во дворе, в специально отведённых местах).
  20. Кто такой постовой? (Это регулировщик. Он регулирует движение машин и  пешеходов).

Приложение № 4 .

КАК Я УЧИЛ ДОРОЖНУЮ АЗБУКУ                                                        (информационно-познавательная инсценировка                                                                     по мотивам одноимённого рассказа Г. Юрмина)

В записи звучит любая ритмичная музыка (без слов). На сцене появляется хореографический коллектив, у ребят в руках игрушечные рули. Дети исполняют танец автомобилистов. После этого на сцене появляется мальчик, который изображает шофёра.

Мальчик: Когда я решил стать шофёром-любителем, то, прежде всего, принялся изучать дорожные знаки…

В записи звучит тема песни «Чудеса на виражах» из м/ф У.Диснея, муз. М.и П.Сильвершеров. Мальчик рассказывает, а его повествование иллюстрируется картинками или слайдами со знаками.

Мальчик: Ну, с этими знаками всё в порядке, они нетрудные. Чего уж проще: перечёркнутые стрелки! Раз перечёркнутые, значит, в ту сторону, куда они указывают, ехать не разрешается. Этот знак показывает, что влево поворачивать нельзя. Этот – что на перекрёстке запрещено разворачиваться и ехать в обратную сторону. Всё нельзя да нельзя!.. (Вздохнув). Что поделаешь, эти знаки так и называются: «Запрещающие знаки»! Они запрещают ехать грузовикам…(Выезжает игрушечный грузовик, увидев, разворачивается и едет обратно). Другой – мотоциклам…(Выезжает игрушечный мотоцикл, и с ним происходит то же самое, что и с грузовиком). Третий – велосипедам… (Выезжает велосипедист, увидев знак, едет обратно).

В записи звучит ритмичная музыка. Идёт танец с запрещающими знаками. Далее  мальчик продолжает рассказ о дорожных знаках.

Мальчик: (демонстрируя знак). А вот с этим первым знаком было прямо мучение! Никак не удавалось запомнить, что он запрещает! Поэтому в своём «автомобильном» альбоме я под знаком нарисовал для памяти кирпичную стенку. (Рисует маркером на доске). Почему? Да потому, что такой знак и правда, как кирпичная стена, закрывает проезд. Только увидел – поворачивай обратно! И под другими знаками, под теми, что ничего не запрещают, а просто предупреждают водителей об опасности, я тоже нарисовал, чтобы яснее было, разные картинки. (Снимает лист и рисует, затем демонстрирует следующий знак. И так далее). Осторожно! Здесь железнодорожный переезд, то и дело поезда взад-вперёд снуют, а шлагбаума нет.                                                                                                                       Водитель, велосипедист! Впереди – перекрёсток. Не мчись сломя голову. Притормози, посмотри направо, налево. Вдруг прямо на тебя машина выскочит!..

По шоссе, где крутой спуск, горка, ехать надо очень осторожно. Помедленней, помедленней! Начинается участок неровной дороги! Как начнёт трясти – костей не соберёшь, да и машину вдобавок сломаешь! И здесь надо ехать потише и поосторожней, потому что скользко! Туи и рядом пешеходный переход. А здесь школа, и ребята частенько, не оглянувшись, выбегают на дорогу. Говорят: «Язык до Киева доведёт!» На дорогах и без «языка», без расспросов иногда обойтись можно – указательные знаки выручают.

Дети демонстрируют знаки, изображая дорогу, а мальчик с рулём в руках будто едет по этой дороге и рассуждает.

Мальчик (деловито): Где разворот? – спрашивает у дороги водитель.

Дети (дружно): Вот разворот! – отвечает дорога своим указательным знаком.

Мальчик: Где больница?

Дети: Вот больница.

Мальчик: Где можно позвонить по телефону?

Дети: Здесь!

Мальчик: Где можно починить машину и заправить её бензином?

Дети: Здесь! Тут стоянка машин! Там – палаточный городок для отдыха – кемпинг!

Мальчик: Чуть ли не к каждому знаку дорожной азбуки сделал я подходящие рисунки и с их помощью быстро и легко выучил…

Все (вместе): Дорожную азбуку!

Дети исполняют финальную песню «Дорожная азбука» и танцуют со знаками.

Дорожная азбука

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок!

Вот она азбука, над головой!

Знаки развешаны над мостовой!

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

После финала все гости исчезают за кулисами.

Приложение № 5 .

НЕПОСУШНЫЙ ЛИСЁНОК

(инсценировка сказки «Огнехвостик» В. Ардова)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Лисёнок Огнехвостик

Мама Огнехвостика

Рак

Ящерица

Бельчонок

Звери

Автомобили

Доктор Айболит

Танцевальная группа

В записи звучит музыкальная тема песни «Мишки Гамми» из одноимённого м/ф У.Диснея (муз.М.и П.Сильвешеров). На площадке появляются звери, они танцуют, в финале танца выходит лисёнок Огнехвостик. Он говорит, как ему нравится его шикарный хвостик.

Огнехвостик: Посмотрите, лесные жители, какой у меня красивый хвостик! Это моя гордость!

Звери (с восхищением): Да, да, да! Вы только взгляните, какой великолепный хвост у этого лисёнка! Подумать только – такой маленький и такой хвостатый!

Выходит  мама лисёнка и ласково обнимает сынишку.

Лисица: Никогда, никогда не выбегай на шоссе! Там тебя задавят. А если и не совсем задавят, то уж обязательно лапку переедут или хвост оторвут… Слышишь, Огнехвостик?

Огнехвостик: Да, мама! Можно мне поиграть?

Лисица: Можно, но помни про мои слова!

Огнехвостик: Хорошо!

Звери вместе с Лисой уходят. Огнехвостик остаётся, он стоит в раздумье.

Огнехвостик (разводит руками в задумчивости): Почему «задавят»? Почему «оторвут хвост»? Маленький я что ли?.. Подумаешь, шоссе перебежать! Раз! – и на той стороне! Там и лес гуще, и деревья выше! Не то, что здесь!

На сцене появляются Рак и Ящерица.

Рак: Ну как твой  хвост?

Ящерица (демонстрируя коротенький хвостик): Растёт помаленьку. Думаю, месяца через два у меня снова будет вполне приличный хвост.

Рак: И как это ты ухитрилась потерять свой прежний, такой прекрасный хвостище?

Ящерица (недовольно бурчит): «Как, как»! Небось, и у самого вместо левой клешни какая- то культяпка!

Рак (поправляет): Не культяпка, а новая клешня! Подожди, она ещё вырастет. Разве я виноват, что мне во время грозы прежнюю клешню камнем отдавило?

Ящерица: Так ведь и я не виновата, что старый хвост потеряла. Перебегала через шоссе, тут его и отдавило мотоциклом.

Рак и ящерица уходят.

Огнехвостик: Вот оно что! Оказывается, клешня, а главное, хвост снова отрастают! Это мне мама не говорила. Прекрасно! Значит, ничего так уж дорожить своим хвостом. А то только и слышно: ах, береги хвостик, ах, береги лапку!

На сцене появляется шустрый Бельчонок.

Бельчонок: Эй ты, рыжий! Давай махнём через шоссе: в том лесу шишек видимо-невидимо…

Огнехвостик: А зачем мне шишки?

Бельчонок: Шишки не нужны? Ну, так давай просто прогуляемся, поиграем? Ну что, пойдём? Или ты боишься?

Огнехвостик: Нет, нет, нет! Что я, маленький?

В записи звучит инструментальное поппури из мюзикла «Иохим Лис – ученик Шерлока Холмса», муз. Г.Гладкова. Бельчонок и Огнехвостик, играя, приближаются к шоссе. По шоссе мчатся автомобили (дети катят большие игрушечные машины или проносят плоскостную имитацию транспорта). Друзья останавливаются перед шоссе.

Бельчонок (махнув лапкой, решительно): А, ерунда! Мы тысячу раз успеем пробежать дорогу. Пока этот дурацкий грузовик сюда доедет!

В записи звучит тревожная музыка, Бельчонок быстро проскакивает шоссе. Огнехвостик бежит за ним, и ему на хвостик наезжает грузовик. Огнехвостик пищит от боли. Берёт хвостик в руки и идёт к маме.

Появляется Лисица, видит Огнехвостика, у которого в руках хвостик, и всплёвкивает лапками.

Огнехвостик (успокаивает маму): Ничего, мамочка, ничего… Он у меня опять вырастет!

Лисица (печально): Нет, сынок! Никогда не вырастет то, что отрезано или оторвано…

Огнехвостик: А у рака клешня? А у ящерицы хвост? Я сам видел!

Лисица (горестно): Так то у рака, у ящерицы и их детей! А у лисят, у зайчат, у волчат и у всех других детишек на свете оторванные хвостики, лапки, ушки, к сожалению, не отрастают…

Огнехвостик громко плачет. На его плач появляются звери, они жалеют лисёнка.

Звери: Ребята, давайте как-то поможем Огнехвостику, дружно позовём доктора Айболита! (Зовут доктора Айболита вместе со зрителями):Доктор Айболит! Доктор Айболит! Доктор Айболит!

Появляется доктор Айболит, он пришивает хвост Лисёнку.

Огнехвостик и его  мама: Спасибо Вам, доктор Айболит!

Звери: Благодарим Вас, добрый доктор!

Доктор Айболит: На здоровье! Запомните, друзья, никогда , никогда, никогда и ещё раз никогда не перебегайте проезжую часть!

 В записи звучит песня «Хэппи энд», муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина. Все кланяются.

Приложение № 6.

Семейная игра «Счастливый случай».

Цель: Закрепить знания детей и родителей о ПДД, воспитывать чувство коллективизма и сопереживания друг за друга, формировать умение находить верные решения  нестандартных ситуациях, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей, получать удовлетворение от совместного сотрудничества.

Участвуют дети и родители подготовительной группы, 2 команды: «Автомобилисты» (3 родителя и 2 ребёнка), «Светофорчики» (3 родителя и 2 ребёнка).

Ребёнок читает стихотворение про светофор наизусть.

Ведущий представляет членов обеих команд, членов жюри (условия конкурса: за правильный ответ взрослого – 1 балл, за правильный ответ ребёнка – 2 балла, соответственно, на табло выставляются по 1 и 2 картинки, в команде «Светофорчики» выставляются маленькие светофорчики, в команде «Автомобилисты» - маленькие автомобильчики).

1-ый гейм начинается по удару бубна. Вопросы 1-ой команде: Для чего нужна проезжая часть? Для чего нужен тротуар? Кто знает, где нужно переходить улицу? Что помогает пешеходам перейти широкую улицу? Какие цвета у светофора?

Вопросы 2-ой команде: Где переходить улицу? Как должен вести себя пешеход на тротуаре? Какие улицы нашего города вы знаете? Что помогает регулировать движение на улицах города? Объясните каждый цвет светофора?

2-ой гейм: в бочонке маленькие фишки с номерами (в соответствии с номером – билеты под теми же номерами на билете – вопросы).

В это время игра с остальными детьми, которые сидят  напротив (показываются круги разного цвета: красный – дети стоят на месте, Жёлтый – хлопают в ладоши, зелёный – топают ногами).

На листе бумаги – задачи: 1) пассажир заходит в переполненный автобус в переднюю дверь, ему трудно пойти, он толкается, все люди его ругают, возмущаются. Что неправильно он сделал? (нужно заходить в заднюю дверь, а выходить в переднюю).

3-ий гейм: Задание: из счётных палочек одной команде выложить машину, другой – самолёт. Пока дети выполняют задание, музыкальная пауза, игра «Красный, жёлтый, зелёный». Включают светофор, дети поют, переходят улицу по пешеходному переходу.

4-ый гейм: «Тёмная лошадка». Девочка показывает рисунок лошади. У детей, которые сидят напротив команд, под стульями дорожные знаки, которые они по очереди поднимают, а команды по очереди их называют (если кто-то из членов команды знает правильный ответ, то подаёт сигнал звоночком).

5-ый гейм: Вопросы: на какой сигнал можно переходить улицу? Что должен делать пешеход. Если на середине улицы его застал красный свет? (островок безопасности).

Главный дирижёр перекрёстка (регулировщик)

Где отдыхают машины? (На стоянке)

По нему ходят пассажиры (По салону автобуса).

По ней ходят пешеходы (Обочина).

Она питается бензином (Машина, мотор)

Игра «Осторожно, шофёры!». Две машины с верёвочками: кто быстрее намотает ниточку на палочку. Не разлив стакан с водой, который стоит в кузове  машины. Такое же задание даётся родителям из обеих команд..

На этом конкурсы закончены, объявляется победитель. Команда-победитель награждается медалями и призами. Команда, которая проиграла, тоже награждается призами (пазлами с изображениями транспорта). Дети-болельщики награждаются книгами-раскрасками с видами транспорта.

 

Приложение № 7

Конспект итогового занятия по проекту «Дорога и дети»

Задачи:

 - Формировать знания о ПДД;

 -Закреплять знания о дорожных знаках;

 - Воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.

Материал: дорожные знаки, карточки по правилам поведения, набор разрезных машин, светофор.

Предварительная работа: экскурсии по городу, беседы, встреча с инспектором ГИБДД, изготовление совместно с родителями дорожных знаков, конкурс рисунков и др.

Ход занятия:

Дети под торжественную музыку входят в зал, рассаживаются. Ведущий:

На дороге – множество правил,

Кто где едет, куда как идти.

Их придумали, чтобы аварий

Не случилось с тобою в пути!

Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре «Умники и умницы». В этой игре участвуют команда игроков и команда зрителей, состоящая из детей и родителей.

Оценивать ваши знания будут судьи: пан Регулировщик, друг Светофор и помощник Дорожный знак. За каждый верный ответ они будут давать один балл.

Итак, мы начинаем, первый конкурс «Распределение по командам». Кто даст правильный ответ, тот проходит за игровой стол.

Перейти через дорогу вам на улицах всегда и подскажут и помогут говорящие цвета.(Светофор)

Не живая, а идёт, неподвижна, а везёт. (Дорога)

Что за белые полоски видим мы на перекрестке? (Пешеходный переход)

В снег и дождь, в бурю и грозу я на улице дежурю.                                                                                            Если резко подниму, нет проезда никому. (Регулировщик)

Посмотри, силач какой, на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик.  (Регулировщик).

Этот знак такого рода – он на страже пешехода. Переходим с куклой вместе мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).

Если ты спешишь в  пути через улицу пройти, там иди, где весь народ,  где  есть надпись  (переход).

Что за чудо этот дом, окна светятся кругом, носят обувь из резины и питается бензином. (автобус)

Второй конкурс «Викторина»

Если на вопрос не может ответить команда знатоков, ей помогают зрители.

 - Прибор, регулирующий движение на улице?

 -Что означают цвета светофора?

 - Что такое перекресток?

 -Как правильно перейти улицу, если нет пешеходного перехода?

 - Каким машинам разрешается проезд на красный свет?

 - Как правильно переходить улицу, если нет светофора?

 -Как надо идти по дороге, если нет тротуара?

Третий конкурс «Спецмашины».

Команде предлагается собрать макеты спецмашин и рассказать, куда они могут спешить.

Пока команда выполняет задание, со зрителями проводится игра «Перейди улицу».

Светофор большой помощник, лучший друг для всех в пути, он всегда покажет цветом: можно ли пройти?

Дети под музыку двигаются через зал, соблюдая сигналы светофора. Красный – шаг назад, зелёный – иди вперёд, жёлтый – стой на месте. Жюри отмечает самого внимательного  и честного пешехода.

Четвёртый конкурс «Дорожные знаки».

Много есть различных знаков, эти знаки надо знать,                                                                                        чтобы правил на дороге никогда не нарушать.

Команде  даётся задание рассортировать знаки по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные. Пока команда выполняет задание,  со зрителями (детьми) проводится игра «Кто больше назовёт знаков? ».

Пятый конкурс «Ребусы».

Знатоки должны прочитать зашифрованное слово, а родители найти изображение данного слова в своих карточках. (Светофор, регулировщик).

Детям предлагается игра «Это я, это – я, это все мои друзья!»

  • Кто из вас в автобусе тесном уступил старушке место?
  • Это я, это я, это все мои друзья!
  • Кто из вас пойдёт вперёд, только там, где переход?
  • Это я, это я, это все мои друзья!
  • Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет!
  • Это я, это я, это все мои друзья!
  • Знает кто, что свет зелёный означает: путь открыт!
  • Это я, это я, это все мои друзья!
  • А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит!
  • Это я, это я, это все мои друзья!

Шестой конкурс «Правила поведения в общественном транспорте».

Команде предлагаются карточки с заданиями. Нужно найти, что дети делают неправильно и вывести правило поведения. Зрители дополняют.

Пока жюри подводит итоги, с родителями проводится конкурс «Кто больше назовёт песен о машинах».

Запомните, ребята, хотим предупредить: должны вы, где бы ни были, внимательными быть.

Жюри подводит итоги игры и награждает всех участников сувенирами – светофорчиками.

Приложение № 8

Вопросы для проверки знаний ПДД

(подготовительная к школе группа)

  1. Что такое улица? (Улица – часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами.
  2. Что такое дорога? (Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а так же тротуары, обочины, разделительные полосы).
  3. Что такое проезжая часть? (Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся  в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.)
  4. Что такое тротуар? (Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающего к проезжей части, отделённая от неё газонами).
  5. Что такое пешеходный переход? (Пешеходный переход - это участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу).
  6. Что такое перекрёсток? (Перекресток – это место пересечения двух дорог, регулируемое светофором).
  7. Что такое остановка? (Остановка – это место, где останавливается транспорт для посадки пассажиров).
  8. Что такое железнодорожный переезд? (Железнодорожный переезд – это пересечение дороги железнодорожными путями).
  9. Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов).
  10. Какие бывают пешеходные переходы? (Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трёх видов: «зебра, подземные и надземные

Вопросы для проверки знаний по теме                                                                        «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»                                                                                                            (Старшая и подготовительная группы)

  1. Где ребёнку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку? (Можно играть на детской площадке, во дворе).
  2. Должен ли ребёнок быть внимателен, играя во дворе? (Нужно быть очень внимательным, потому что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и могут сбить ребёнка).
  3. Почему нельзя играть на проезжей части? (Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребёнок создаёт аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью).
  4. Почему нельзя играть около проезжей части? (Играя около проезжей части, ребёнок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину).
  5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? (Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.)
  6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? (Ездить на велосипеде и по проезжей части разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведённых местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред самим себе и другим).
  7.  Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? (Можно не рассчитать скорость, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.)
  8. Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда рядом нет машин? (Спускаясь с горки, трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие. Он может не заметить и сбить санки, что приведёт к серьёзным травмам и даже к гибели ребёнка).
  9. Почему нельзя ездить на проезжей части на роликовых коньках? (Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребёнка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведённых местах).
  10. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? И почему оно безопасное?

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте.

  1. Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? (Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине).

  1. Как должен вести  себя пассажир на автобусной остановке, ожидающий транспорт? (Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.)

  1. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимателен и неосторожен? (Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину).

  1. Как пассажир должен вести себя в транспорте? (Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперёд, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми).

  1. Какие правила поведения в транспорте ты ещё знаешь? (Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, чтобы не запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожих, а  так же загрязнить улицу. Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда  резко тормозит, можно упасть и получить травму.)

  1. Что ещё нельзя делать в автобусе? (В автобусе нельзя громко включать музыку, это мешает другим пассажирам. Они могут не услышать, когда  объявят их остановку.)

Основные понятия и термины по ПДД.

Автобусная, трамвайная остановки – место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель – человек, управляющий транспортным средством.

Двусторонне движение – транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а так же тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд – любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Односторонне движение – транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности – место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть ограничено треугольниками.

Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход – человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место, для перехода через улицу.

Посадочная площадка – место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или на обочине.

Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одном направлении) и двусторонним (машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар – часть дороги, предназначенная  для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части и отдалённая от неё газонами.

Улица – часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный) домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

 

Приложение № 9.

Тест “Проверь себя”

(для детей от 6-7 лет).

Автор психолог Замалеева А.И.

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.

Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

  1. Наземный транспорт
  2. Воздушный транспорт
  3. Предупреждающие знаки
  4. Запрещающие знаки
  5. Знаки сервиса
  6. Сигналы светофора
  7. Действия человека

Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.

Методика для детей старшего дошкольного возраста

“Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

  1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
  2. Я никогда не нарушаю………
  3. Светофор состоит из……..
  4. Я знаю, что знаки бывают……..
  5. Я помню случай, когда на дороге…….
  6. Плохо, когда взрослые…..
  7. Регулировщик, это человек, который…..
  8. Пассажирам автобуса запрещается…….
  9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Приложение № 10.

Игра «Светофор».

Обозначаются две пересекающие дороги, линии тротуаров, пешеходные переходы. В центре перекрёстка встаёт Светофор – ребёнок с красными кругами на боках и зёлёными на груди  спине, два жёлтых он держит в руках. Дети делятся на группы, которые изображают пешеходов (по одному, парами, тройками), автомобили (по одному человеку), и автобусы (несколько человек выстраиваются друг за другом, держась за плечи или за пояс). Пешеходы начинают движение по тротуарам, автомобили – по дорогам, соблюдая сигналы Светофора. Светофор поворачивается к ним то боком, то лицом, то спиной, соответственно разрешая или запрещая движение, то поднимает вверх жёлтые круги. К моменту начала игры дети уже должны знать, что означают сигналы светофора. Нарушители ПДД  в этой игре подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.

Игра «Угадай-ка!»

Играющие строятся в ряд. Перед каждым – несколько табличек с дорожными знаками (перевёрнуты рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто у себя быстрее отыщет такой же знак, а потом правильно назовёт его значение.

Игра «Наша улица»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на улице, о светофоре; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные) для водителей и для пешеходов.

Материал: макет улицы  с домами, перекрёстками. Автомобили и светофор (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете.

Ход игры: с помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят дорогу, на жёлтый – останавливаются, ждут, на красный – продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...