Методическая разработка.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Планирование по организации прогулки с детьми младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека наблюдений за живой и неживой природой в первой младшей группе. | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ детский сад № 7
Калининского района
Санкт-Петербург
Картотека наблюдений
за живой и неживой природой»
1 младшая группа
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЫБКАМИ
Кто живет в аквариуме?
Цель. Обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и симпатию к его обитателям.
Ход наблюдения
Что это такое? Это аквариум - домик для рыбок. В нем много воды. Послушайте загадку.
Стеклянный домик на подставке
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой?
Давайте полюбуемся нашим красивым аквариумом.. Посмотрите: кто в нем живет? {Рыбки.) Что вы видите на дне аквариума? Правильно, камушки. Какие они? А что еще вы видите на дне аквариума? Верно, песок. Дно нашего аквариума похоже на дно речки. А что растет в аквариуме? (Травка.) Какого цвета травка? (Зеленая.) А какие листочки? Верно, некоторые - большие, другие - маленькие. Так кто же плавает в аквариуме? (Рыбки.) Да, аквариум - домик для рыбки. Она здесь живет. Что делает рыбка? (Плавает). Какая рыбка? (Красивая, маленькая...)Закройте глаза, а теперь откройте: где сейчас рыбка?
Рыбка, она какая?
Цель: Дать первоначальные представления о строении рыбки (вытянутое тело, впереди голова, сзади хвост, сверху спина, снизу брюшко). Формировать интерес к жизни рыбок.
Ход наблюдения
Покажите, где в группе находится аквариум. Правильно, это аквариум, домик для рыбки. Посмотрите, какой он красивый. Послушайте загадку.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный.
Он стеклянный.
Много рыбок живет в нем.
Кто отгадал, что это за домик? Кто живет в аквариуме? (Рыбки.)
Посмотрите и скажите, что есть у рыбки? (Голова, глазки, рот, хвост) Какое тело у рыбки? Да, вытянутое, длинное. Что находится в передней части чела? (Голова.) Где у вас голова? Что есть на голове у рыбки? {Глаза, рот.) Итак, у рыбки впереди голова, а что сзади? (Хвост.) У вас есть хвост? Да, у вас нет хвоста, а у рыбки есть. Он находится у нее сзади. Сверху у рыбки спинка. Покажите где у вас спинка? Снизу у рыбки брюшко. А где у вас животик? Покажите! Посмотрите, сколько игрушечных рыбок я принесла. Возьмите каждый по одной рыбке. Покажите, где у рыбки тело? Где голова? Хвост? Спинка? Брюшко? Какие красивые у вас рыбки! Можете с ними поиграть. Давайте нальем в тазик воды и пустим туда рыбок.
Как рыбки едят?
Цель. Закрепить представление о том, что рыбка живая, ее надо кормить специальным кормом. Показать прием кормления.
Ход наблюдения
Вспомните: кто живет в нашем аквариуме? Что делают рыбки в аквариуме? Посмотрите! (Плавают.)А вы сами что умеете делать? (Бегать, прыгать, играть.) После прогулки вы приходите в группу и садитесь за столы. Зачем? (Чтобы поесть.) Вот и рыбкам, чтобы им жилось хорошо, что бы они не болели, нужен корм.
Корм в руки брать не следует. При кормлении рыбок надо пользоваться ложечкой. Давайте насыплем корм в аквариум и посмотрим, что будут делать рыбки. Куда будем насыпать корм? (В кормушку.) Чем будем брать корм? (Ложечкой.) Корма следует брать немного, чтобы рыбки его сразу съели. Посмотрите: чем едят рыбки? (Ртом.) Какой у них рот? (Маленький.) Как они захватывают корм? Да, подплывают к кормушке, открывают рот и заглатывают корм. Сегодня я снова принесла вам рыбку. Какая это рыбка? (Игрушечная.) Дети, а игрушечная рыбка будет, есть корм? Давайте проверим. У нее есть рот? (Есть.) Сережа, насыпь рыбке корма. Посмотрите: ест она его? Почему не ест? (Она не живая.)
Можете поиграть с рыбкой
Рыбка живая - она плавает
Цель. Дать первоначальное представление о том, что живая рыба сама плавает, без чьей-либо помощи.
Ход наблюдения
Дети, покажите, где живут наши рыбки? Как называется их домик? Что мы налили в аквариум? Правильно, чистую и свежую воду. В грязной воде рыбка жить не может. Посмотрите и скажите: что делает рыбка в аквариуме? (Плавает.) Покажите, как она плавает. Давайте ею полюбуемся: как красиво она плавает, легко. Куда плывет рыбка? Да, во все стороны, по всему аквариуму. Мы помогаем рыбке плавать? (Нет, она плавает сама.) Наша рыбка - живая. Она сама плавает в воде, в аквариуме. Она плавает по всему аквариуму. Посмотрите на рыбку, а теперь закройте глаза. Где наша рыбка? Снова закройте глаза. Где теперь рыбка? Что помогает рыбке плавать? Верно, глаза. Ими она видит, куда можно плыть. Подойдите ко мне, закройте глаза. Что вы видите? (Ничего.) Можно ходить с закрытыми глазами? Вот и рыбке глаза помогают видеть все вокруг. Посмотрите: что в тазике? (Рыбка.) Кто знает, какая это рыбка: живая или игрушечная? Да, игрушечная. Игрушечная рыбка может сама плавать? Давайте проверим! Сейчас я заводу ее, и посмотрим, как она поплывет. Можете с ней поиграть.
Сравнение живой рыбки и игрушечной.
Цель. Закрепить представления о живой рыбке. Учить отличать живую рыбку от игрушечной.
Ход наблюдения
Посмотрите, сколько рыбок я принесла. Какие это рыбки? (Игрушечные) Послушайте, какое стихотворение я сейчас прочитаю.
Рыбка плавает в водичке.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка-озорница,
Я хочу тебя поймать.
Дети, можно ловить рыбку? (Нет.)
Какую рыбку можно брать в руки? (Игрушечную.) Возьмите игрушечные рыбки в руки. Покажите, где у рыбки спина? Хвост? Голова? Что есть на голове? Чем рыбка смотрит? (Дети показывают то, что называют, руками, каждый - на своей игрушке) Какая рыбка у вас в руках? (Игрушечная.) Итак, можно брать в руки живую рыбку? (Нет.) Можно с ней играть? (Нет.) Верно, живая рыбка должна находиться в воде, без воды она может погибнуть. На нее можно смотреть, ею можно любоваться, ее можно кормить. Давайте покормим нашу рыбку, ведь без корма она погибнет. Чем будем кормить? Валя, принеси баночку с кормом. Как будем насыпать корм? (Ложечкой ,понемногу.) Давайте посмотрим, как рыбка ест. Как она захватывает корм? Игрушечную рыбку надо кормить? Будет ли она есть? (Нет!) Давайте пустим наших рыбок в тазик с водой и посмотрим: будут ли они плавать? Да, рыбка не может плавать сама, она ведь игрушечная. Игрушечную рыбку можно брать в руки, игрушечная рыбка может жить без воды, с ней можно играть. Поиграйте с рыбками самостоятельно.
Как мы заботимся о рыбке.
Цель. Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме (чистая вода комнатной температуры, песок на дне, в котором растет трава). Помочь прийти к выводу: в таких условиях рыбки не болеют, а человек должен заботиться о рыбке (кормить, доливать в аквариум свежую воду).
Ход наблюдения
Покажите, где в гpyппe находится аквариум. Кто в нем живет? Что налито в аквариум? Какая вода в аквариуме? Верно, чистая, свежая, комнатной температуры.
Чтобы рыбкам хорошо жилось, давайте дольем в аквариум свежей воды. (Доливает воду.) Что вы видите на дне аквариума? (Песок, камешки!) Что растет в песке? (Травка, водоросли.). В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбки чувствуют себя хорошо, не болеют. Как мы заботимся о рыбках? (Кормим их.) Чем мы их кормим? (.Специальным кормом.) Давайте покормим наших рыбок. Оля, принеси баночку с кормом. Как надо доставать корм из баночки? (Осторожно, ложечкой.) Сколько корма надо брать? (Немного!) Света, покорми рыбку. Куда мы насыпаем корм? (В кормушку.) Увидела зыбка корм? Что ей помогло увидеть корм? (Глаза.) Чем она ест? Какие наши рыбки: живые или игрушечные? Можно ли брать их в руки и играть с ними? (Нет.) И мы не будем трогать рыбок. Будем лишь за ними наблюдать.
- Предлагаю поиграть в игру «Рыбки плавают в пруду».
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ
(на участке детского сада)
(январь)
Кто прилетает на кормушку?
Цель. Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке. Вызвать интерес к поведению птиц. Привлекать к подкормке зимующих птиц.
Ход наблюдения
Это наш птичий столб. На нем есть кормушки. Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем зерен и отойдем. Посмотрим: что будет? Кто прилетел к кормушке? (Птички.) Кто знает, как называют этих птиц? Правильно, это воробьи. Что делают воробьи на кормушке? {Клюют зерна.) Кто сидит на дереве? (Воробьи.) Что они делают? (Смотрят, наблюдают.) Кто еще подлетел к кормушке? Да, это голуби и вороны. Почему мы подкармливаем птиц? Да, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птицам наше угощение? (Да.) Почему нравится? Охотно ли они клюют зернышки?
Мы все молодцы! Давайте каждый день помогать птицам и подкармливать их.
(на участке детского сада)
(январь)
Какие воробьи, какие вороны?
Цель. Познакомить с воробьем и вороной, учить различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц. Привлекать к их подкормке.
Ход наблюдения
Где находится наш птичий столб? Что там есть? (Кормушки) Зачем они нужны? (Птиц кормить) Давайте в кормушки насыплем корм и посмотрим: кто к нам прилетит? Что за маленькая, серенькая птичка прилетела на кормушку? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи. Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зернышки, хлебные крошки) Покажите, как они клюют зернышки и хлеб. Зимой крошек не жалей, птичек ими угости скорей. А это что за птица прилетела? (Предположение детей) Она больше или меньше воробья? (Больше) Это ворона. Ворона большая, черно-серая. Летает чаще всего одна. Ей тоже голодно зимой. Что делает ворона? Правильно. она ходит по снегу и собирает крошки. Покажите, как важно ходит ворона. Зимой птицам голодно, их надо подкармливать. Мы помогаем птицам, заботимся о них.
(на участке детского сада)
(январь)
На кормушку прилетели голуби.
Цель. Познакомить с голубями. Вызвать желание наблюдать за поведением
Ход наблюдения
Вспомните: каких птиц мы вчера видели у кормушки? Давайте насыплем корм, отойдем в сторонку и посмотрим, кто прилетит к нам в гости. Что за птички к нам прилетели? (Воро-бьи) Расскажите, какие они. (Маленькие, серенькие) Покажите, как воробьи прыгают. Как они кричат? Как зернышки клюют? А это что за птицы прилетели к кормушке? Верно, это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби - сизые. Послушайте стихотворение «Голуби».
Голуби, голуби, раз, два, три.. Сели и нахохлились у дверей.
Прилетели голуби-сизари. Кто накормит крошками сизарей?
(И. Токмакова)
Что делают голуби? (Клюют корм). Чем они клюют? (Клювам) Как они клюют? Покажите! Послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Правильно, голуби воркуют. Давайте повторим вместе: «Голуби воркуют». Мы ухаживаем за птицами. Зимой им голодно. Мы подкармливаем птиц: воробьев, ворон, синиц. За птицами очень интересно наблюдать. Внимательно посмотрите на птиц. Что они делают на кормушке? Как разговаривают друг с другом. Сейчас мы поиграем в игру «Птицы на кормушке».
Воспитатель рисует на снегу большой круг - это кормушка. По сигналу «Воробьи!» дети летят к кормушке и изображают воробьев. По сигналу «Ворона» изображают ворону. По сигналу «Голуби» подражают голубям. Игра повторяется два – три раза.
(на участке детского сада)
(январь)
Чем мы угощаем птиц?
Цель. Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодной голодно, поэтому о них нужно заботиться, подкармливать их зернышками, белым хлебом.
Ход наблюдения
Что вчера мы насыпали с вами в кормушки? (Корм) Какие птицы прилетали на нашу кормушку? (Воробьи, вороны, голуби.). Давайте подойдем к птичьему столбу. Есть ли в кормушке корм? Почему нет корма? Куда он пропал? Скажите, а что это за крестики на снегу вокруг столба? Кто их оставил? Да, здесь были птицы, их следы. Они съели весь корм. Какой корм мы насыпали птицам? (Зернышки, белый хлеб) Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение: зернышки и кусочек белого хлеба. Помогите мне положить все это к кормушку. Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, есть им надо каждый день, как и нам.
Давайте посмотрим, какие птицы прилетят к кормушке сегодня, и расскажем про них нашему попугайчику Кеше (игрушка), которого мы брали с собой на прогулку. Что это за птица, как она называется? Что делает? Как клюет? Как передвигается? Как птицы кричат? Что ест ворона, что едят воробьи, голуби?
Вот, Кеша, посмотри, как трудно зимой птицам. Им зимой голодно. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Дети, дома вместе с мамой вы тоже можете кормить птиц.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЧКОЙ В КЛЕТКЕ
(февраль-март)
Какая наша птичка?
Цель. Познакомить с новым обитателем уголка природы - птицей.
Ход наблюдения
Дети, кто это у нас в клетке появился? (Птица) Как ее зовут? (Ее зовут Маша.) А это что такое? (Клетка) Клетка - это дом для птицы. Это дом для нашей Маши. Давайте посмотрим на нашу Машу: какая она красивая, нарядная, веселая, подвижная. Давайте нее вместе полюбуемся ею. Посмотрите, у птички есть туловище. Чем оно покрыто? (Перышками) Правильно, все тело птицы покрыто перьями. Какого цвета перья? (Белые, черные) А что еще есть у Маши?(Голова). Посмотрите: что сейчас делает птичка? (Смотрит). Чем на смотрит? (Глазами.) Да, птичка смотрит глазами, которые находятся у нее на голове. Какие глаза у птички? (Маленькие, черные, как бусинки) А сейчас что делает птичка? (Клюет.) Чем она клюет? (Клювом) Клюв также находится у Маши на голове. Какой у нее клюв? (Маленький Посмотрите, что сделала Маша? (Прыгнула с палочки на палочку.) Давайте, еще раз посмотрим:, что птичка сделала? (/Прыгнула.) У птички есть лапки, она прыгает с палочки ) нa палочку и садится нa лапки. Лапки у птички крепкие, цепкие. Чем она машет? (Крыльями.) А у вас есть крылья? Покажите. Их нет. У вас руки . Крылья есть только у птиц, и наша Маша тоже птица . А что мы видим сзади туловища у Маши? {Хвост) Какой он? (Маленький, короткий). Хвост нужен птице: о н ей помогает летать. (Слышатся запись пения птиц).Кто это к нам прилетел? (Птичка.) Да, это игрушечная птичка. Красивая она? Правится нам? Давайте поиграем с игрушечной птичкой. Посадим ее в наш игрушечный домик на окошко. И споем песенку «Села птичка на окошко».
(февраль - март)
Что и как птица ест?
Цель. Показать зерно, смесь, продемонстрировать, как насыпают ее в кормушку, как птица клюет ее клювом.
Ход наблюдения
Я хочу загадать вам загадку. Попробуйте ее отгадать. «Крылья есть, хвост есть, по песне гнездо вьет, песни весело пост», (Птица) А у нас в группе есть птица? (Да.) Где живет наша птица? (В клетке) правильно, клетка - ее дом. Как зовут пашу птичку? (Маша)
Давайте полюбуемся Машей, какая она красивая, веселая. Посмотрите, что она делает? (Смотрит, слушает, прыгает.) А кормушка-то у птички пустая. Что ест птичка? (Зернышки) Катя, дай баночку с кормом. Что вы видите? (Зернышки) Да, мы птичку кормим зернышками, они здесь все разные.
Насыплем корм в тарелочку и рассмотрим зернышки. (Овес, семечки, просо) Посмотрите: все зернышки одинаковые? (Нет.) Правильно, зернышки все разные. Длинные, белые - это овес. (Дать детям в ладошку дня рассматривания.) Сыпьте его в кормушку. Другие зернышки - круглые, черные. Это семечки. (Дать детям в ладошку.) Посмотрите на них, пощупайте их. Какие зернышки? (Твердые, круглые, черные) Сыпьте их в кормушку. А вот зернышки мелкие, круглые. Это просо. Давайте зернышками угостим птичку. Саша, достань кормушку из клетки. Корм будем насыпать ложечкой. Алеша, возьми ложечку и насыпь корм в кормушку. Денис, а ты поставь корм в клетку. Давайте посмотрим, какие зернышки Маша будет есть более охотно? Как она ест? (Головку опускает, клювом берет зернышки, поднимает голову). Давайте послушаем, как птичка ест семечки. Не делайте резких движений, не пугайте Машу. (Звучит пение птиц в записи). Кто это? Верно, это прилетела птичка. Давайте с ней поздороваемся. Какая прилетела птичка к нам: живая или игрушечная? (Игрушечная.) Давайте ее покормим понарошку.. Во время кормления игрушечной птички вместе с детьми поем песенку 'Маленькая птичка прилетела к нам.
(февраль - март)
Птице нужна разная еда
Цель. Показать другие корма для птиц (тертая морковь, зелень овса, крошки творога). Напомнить: птицу надо хорошо кормить, чтобы она не болела, была веселой. Учить замечать действия птицы (скачет по жердочке, клюет, смотрит, прыгает и т.п.).
Ход наблюдения
Кто живет у нас в клетке? (Маша, птичка наша.) Давайте посмотрим на птичку. Как она себя чувствует? (Хорошо, она веселая, прыгает.). Все ли есть у птички? (Мало корма, воду надо наменять.) Чем мы кормим птичку? (Зернышками.) Саша, насыпь зернышки в кормушку. Катя, поставь воду в клетку. Что делает Маша? (Клюет, пьет воду.) Давайте угостим нашу птичку новым кормом. Что это такое? (Морковь.) Морковь очень полезная, в ней много витаминов. Давайте морковкой угостим и Машу. Но морковь твердая. Птичка не может ее клевать, поэтому мы натрем ее на терке. Денис, подай терку. Посмотрите, как я тру морковь. Кладем ее на тарелочку. Ваня, поставь угощение в клетку. Посмотрите: ест ли птичка морковь? А это что такое? (Травка.) Какая травка? (Зеленая, сочная:) В травке много витаминов. Витамины нужны нашей птичке так же, как и вам, тогда птичку будет веселой, и не будет болеть. Давайте угостим ее травкой, которую мы с вами специально вырастили для Маши. Саша, поставь баночку с травкой в клетку. Как вы думаете, понравилось наше угощение Маше?
Дети могут остаться около клетки и посмотреть, как птичка клюет корм.
(февраль - март)
Как птица пьет воду и купается.
Цель. Показать детям новое для них в поведении птицы (как пьет воду, как купается, залезая лапками в поилку, как отряхивается, укладывая перья). Учить замечать действия и называть их, повторяя за воспитателем. Вызывать радость от общения с птицей.
Ход наблюдения
Дети, где живет птичка Маша? Покажите. Как называется ее домик? (Клетка.) Хорошо ли себя чувствует птичка в клетке? Давайте посмотрим! (Хорошо. Она веселая). Все ли у нее есть? Давайте проверим. Корм есть? Есть. А водички есть? Да, водичку надо заменить и налить новую, чистую. (Воспитатель вместе с детьми меняет воду в поилке) Вода должна быть всегда чистая. Давайте посмотрим: что теперь делает Маша? Птичка встала лапками на поилку и пьет воду. Она захотела пить. Покажите, как она пьет волу? (Дети показывают, а воспитатель комментирует их действия: она опускает клюв в поилку, набирает воду, затем закидывает голову назад и глотает воду.) Маша попила. Что сейчас она делает? (Сидит на палочке и чистит перышки.) Чем она чистит перышки? (Клювом.) Покажите, как она чистит перышки. Наша Маша чистюля, она молодец. Когда жарко, птичка тоже купается в воде. Вот какая хорошая у нас Маша! Мы все любим ее.
(февраль - март)
Чем живая птица отличается от игрушечной
Цель. Показать детям, что живая птица сама двигается (скачет по клетке), сама клюет зерно, сама пьет воду; о ней надо заботиться (давать корм, чистить клетку, менять воду); на нее интересно смотреть (как она скачет, поет, укладывает перья). Игрушечная птичка - неживая, она сама не скачет, не клюет, не поет. Ее можно брать в руки и играть с ней - кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать.
Ход наблюдения
Скажите, кто живет у нас в клетке? (Птичка) Как зовут нашу птичку? (Маша) Что делает Маша? (Сидит, прыгает с палочки на палочку, смотрит на нас, поворачивает голову).Кто помогает Маше прыгать? (Никто, она сама прыгает.) Правильно, наша птичка - живая: она сама двигается, сама все делает. Вспомните: что еще умеет делать птичка? (Клюет зернышки, пьет воду) Давайте проверим. Саша, на сыпь птичке зерен и поставь кормушку в клетку. Что делает Маша? (Клюет зерна.) Таня, достань поилку и налей в нее чистой воды. Что стала делать Маша? (Пьет воду).Кто заботится о нашей птичке? (Мы сами) Как мы заботимся о Маше? Что мы для нее делаем? (Насыпаем корм, меняем воду, чистим клетку, угощаем травкой.)" Дети, сядьте на стульчики и посмотрите: а это что за птица? (Показывает игрушку) Правильно, это игрушечный попугай. Как вы думаете: он живой или нет? (Нет.) Давайте угостим его зернышками. Саша, насыпь корм. Клюет он зерна? Почему не клюет? Теперь нальем водичку. Сережа, помоги мне. Будет попугай пить? (Ответы детей) Давайте «посмотрим. Почему не пьет? Сейчас я посажу его в клетку. Посмотрите: что он делает? (Ответы) Двигается ли он сам? Почему он не двигается? Значит, какой попугай? (Игрушечный) Что делает наша Маша? (Она скачет, укладывает перья, поет.) Да, Маша живая, за ней интересно наблюдать. О Маше надо заботиться, за ней надо ухаживать - кормить и поить ее. А что можно делать с игрушечной птичкой? (Играть) Как с ней можно играть? Да, ее можно брать в руки и кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать. Возьмите себе игрушечных попугайчиков и поиграйте с ними.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СНЕГОМ И ВОДОЙ
(февраль - март)
Белый снег пушистый
Цель. Познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки (их много, они разные, но все красивые). Учить любоваться снегом.
Ход наблюдения
Посмотрите: что у меня на варежке? (Снежинки.) Правильно! Посмотрите, какие снежинки красивые, узорчатые. Поймайте их на свои варежки, полюбуйтесь ими. Они все разные, не похожи друг на друга. «Белая, узорная звездочка-малютка. Ты слети мне на руку, посиди минутку». А что сейчас я взяла на лопатку? (Снег) Да, это снег. Много снежинок образуют снег. Посмотрите, какой снег красивый, как он сверкает, искрится на солнце. Полюбуйтесь им. Скажите: какого цвета снег? На что похож снег? (На сахар, па белую краску) Снимите варежки и возьмите немного снега. Какой снег - теплый или холодный? Посмотрите: какая у вас стала ладошка? (Мокрая) Кто знает, почему намокла ладошка? (Она теплая, снег на ней растаял) «Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке». Вытрите полотенцем руки и наденьте варежки. Мы поиграем с вами в игру «Снег кружится» (по стихотворению А.Барто). Снег, снег кружится, белая вся улица! (Дети кружатся, бегают.) Собрались мы все в кружок. (Подходят к воспитателю и медленно приседают.) Завертелись, как снежок. (Кружатся.) «Подул сильный ветер» (все снежинки разлетелись). Игра проводится два-три раза.
(февраль - март)
Вода льется из крана
Цель. Познакомить с тем, что, открыв кран, мы выпускаем на волю воду, она из него льется, течет. Рассказать о свойствах воды (прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло: вода смывает грязь; воду надо беречь).
Ход наблюдения
Где у нас в группе живет вода? Давайте проверим. Вот мы пришли в умывальню. А воды нет. Что надо сделать, чтобы была вода? (Открыть кран.) Правильно, вода живет в этом крапе. Когда кран открываем, то мы выпускаем из него воду. Слава, открой крап. Что вы видите? (Льется вода.) Вода из крана льется, течет, бежит струйкой вниз, Давайте наберем воду в стаканчик. Саша, помоги мне. Посмотрите и скажите: какую воду мы налили в стакан? (Чистую.) Посмотрите на меня через стакан с водой. Вы меня видите? Я вас тоже вижу. Вода в стакане чистая и прозрачная. Подойдите к раковине, откройте кран и подставьте под воду свои руки. Вы их видите? Почему вы их видите? Какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.) Да, пода чистая и прозрачная - сквозь воду видны руки и мыло.
Посмотрите и скажите: какая вода стекает с ваших рук? (Грязная.) Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь с рук? (Вода и мыло.) Нужна ли вода? Кому нужна вода? (Взрослым, детям...) Вода нужна всем, воду надо беречь. Кран не надо открывать сильно. Дома расскажите маме о том, что воду надо беречь.
(февраль - март)
Как снег становится водой
Цель. Показать, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода грязная, в ней есть мусор. Значит, и снег грязный - в рот его брать нельзя.
Ход наблюдения
С прогулки мы принесли снег. Давайте посмотрим: где же он? Вы его видите? Куда же он делся? Что на блюдце вместо снега? (Вода.) Как думаете, откуда она взялась? Правильно, это растаял снег. Снег в тепле тает.
Посмотрите и скажите: вода чистая или грязная? Почему она грязная? Что вы видите на блюдце? Скажите: снег чистый или грязный? Можно ли снег брать в рот? Правильно, нельзя. Мы не хотим болеть.
Дома расскажите маме, что снег нельзя брать в рот, он грязный.
(февраль - март)
Вода бывает холодная и горячая
Цель. Развивать кожные ощущения (учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами). Дать представление о воде как нашей помощнице. Приучать к чистоте и опрятности.
Ход наблюдения
Где у нас живет вода? Пойдемте посмотрим. Почему ее не видно? Что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? (Открыть кран.) Маша, открой кран. Что сделала Маша? Что льется из крана? Что будет, если мы закроем крап? Света, закрой кран. Почему нет воды? Скажите, почему у нас два крана? Вы знаете? Сейчас я открою кран синий. Подставьте руку под воду. Какая льется вода? (Холодная.) А теперь я открою кран красного цвета. Какая вода бежит из этого крана? (Горячая.) Верно, в одном кране у нас живет холодная вода, а в другом - горячая. Холодная вода освежает, бодрит, теплая ласкает, согревает. Сейчас я сделаю теплую воду, и мы с вами вымоем наши ручки. Давайте скажем: «Мойся, мойся - воды не бойся». Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы ведь не хотим быть грязнулями.
Дети, помните: вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь.
(февраль - март)
Разноцветная вода.
Цель. Уточнять представление о том, что из крапа льется чистая, прозрачная вода, что она нужна всем, ее надо беречь; воду можно сделать цветной, добавив в нее краски (такая вода становится непрозрачной, сквозь нее ничего невидно.)
Ход наблюдения
Вспомните: какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.) Давайте проверим. Taня, открой кран! Вот в этот стаканчик мы нальем воду. Какая вода? (Чистая, прозрачная, через нее все видно).. Посмотрите и скажите: где у нас в группе есть чистая вода? Походите по rpvnne и поищите ее. Правильно, в нашем аквариуме вода чистая. Рыбки могут жить только в чистой воде. И в лейке тоже чистая вода, ею мы поливаем комнатные растения. Им тоже нужна чистая вода. Так кому нужна чистая вода? (Взрослым, детям, рыбам, растениям...) Значит, чистую воду надо беречь: она нужна всем. Садитесь на стульчики. Что у меня в баночке? (Чистая вода.) А это что? (Краска.) Посмотрите, я налила немного красной краски в воду. Какая теперь стала вода? (Красная.) В эту баночку я налью синюю краску. Какая стала вода? (Синяя.)В эту банку я добавлю желтую краску. Какой стала вода? (Желтой.) В эту - зеленую. Какого цвета вода? (Зеленого.)Давайте посмотрим через эту воду; видно ли нам друг друга? Сейчас я что-то брошу в банку. Скажите: что я бросила, Маша, и ты брось. Видно ли нам, что бросила Маша? (Не видно.) Почему не видно? (Вода цветная, непрозрачная.)Из такой воды мы можем сделать цветные льдинки для украшения нашей елочки на улице. Давайте разольем воду по формочкам и поставим на холод. Помогите мне. (Дети помогают воспитателю разливать воду в формочки разной формы, выставляют их на холод).
(февраль - март)
Разноцветные льдинки
Цель. Показать, что цветная вода на холоде превращается в цветной лед (твердый, холодный, блестящий, не льется, хрупкий – при падении может расколоться на куски), что цветными льдинками можно украсить елку (они красивые, блестящие, сверкают на солнце).
Ход наблюдения
Вспомните: как мы сделали цветную воду? Что мы туда добавляли? (Краску.) Куда мы поставили наши формочки?(На холод.) Давайте на них посмотрим. Что вы видите в формочках? А куда делась вода? Может, она будет литься? Давайте перевернем формочку. Льется ли вода? Почему не льется? Правильно, вода на морозе превратилась в лед. Какого цвета наши льдинки? А какого цвета снег? Почему льдинки цветные? Потрогайте пальчиком льдинки, и скажите; какие они? (Твердые, холодные.)Давайте вытащим льдинки из формочек, (Предварительно их надо немного согреть). Скажите, почему они все разной формы? Да, мы налипали цветную воду в формочки разной формы. Вода в них замерзла, и льдинки стали такой же формы, как и формочки, в которых они находились.
Давайте поиграем. Вот формочки, найдите к ним льдинки (игра проводится два-три раза). Какие они? (Блестящие, гладкие, твердые, холодные.) Льдинки еще и скользкие Их надо держать осторожно, а то они могут упасть. Ой, моя льдинка упала. Что с ней произошло? (Она разбилась) Да, льдинки хрупкие, они могут расколоться, если упадут. Давайте цветными льдинками украсим нашу елочку. (Воспитатель и дети украшают елку) Полюбуйтесь, какой красивой стала елочка, какой нарядной!
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОДУВАНЧИКОМ И МАТЬ-И-МАЧЕХОЙ
(май)
Знакомимся с одуванчиком
Цель. Показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
Ход наблюдения
Сейчас весна. Весной все оживает, распускаются листочки и цветут цветочки. Давайте вместе полюбуемся пашей красивой полянкой. Что растет на полянке? Правильно, трава и цветы. Какого цвета трава? (Зеленого.) Какого цвета цветы на полянке? (Желтого.) На что они похожи? (На маленькое солнышко.) Цветы яркие, их хорошо видно. Потрогайте их ладошкой сверху, прикоснитесь к ним осторожно. Что вы чувствуете? Да, цветочки мягкие, пушистые. Как они называются? (Одуванчики.) Давайте скажем все вместе — одуванчики. На полянке много одуванчиков. Присядьте на корточки. Посмотрите: на чем стоят одуванчики? (На ножке.) Это стебель (воспитатель на растении, не срывая его, показывает стебель). Скажите, какой стебель; длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий. Давайте полюбуемся нашей красивой полянкой. И в группе нарисуем ее.
(май)
Знакомство с мать-и-мачехой
Цель. Закрепить знания об одуванчике. Пробуждать чувство восхищения красотой растений.
Ход наблюдения
Вспомните: какие желтые цветочки мы видели с вами на полянке? Как они называются? Давайте скажем вместе - одуванчики. Какого цвета одуванчики? (Желтые, как солнышко.) Какой у одуванчика стебелек? (Длинный, гладкий, высокий.)
А я нашла на нашем участке еще какой-то цветочек. Давайте пойдем и рассмотрим его. Какого он цвета? (Желтый) Как он называется? Скажем вместе — мать-и-мачеха. На какой цветок она похожа? (На одуванчик.)
Потрогайте его осторожно ладошкой. Что вы чувствуете? Присядьте на корточки и скажите: какой стебелек у цветочка? (Весь в чешуйках.)
Давайте полюбуемся красотой, скажем им ласковые слова.
Давайте возьмем на прогулку наших кукол и покажем им, какие красивые цветы выросли на нашем участке. Скажите куклам, как называются эти цветы. (Это одуванчики.) Полюбуйтесь их красотой. Вот какие красивые одуванчики выросли у нас!
А как называются эти цветы? Скажите вместе со своими дочками: мать-и-мачеха. Эти цветы одни из первых просыпаются ото сна. Они радуют нас своей красотой. Вот как у нас красиво!
(май)
Одуванчиков много – они разные и красивые
Цель. Показать превращение желтых цветов одуванчиков в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчиков.
Ход наблюдения
Сейчас мы с вами отправимся на нашу желтую полянку. А почему полянка желтая? Что там растет? (Желтые одуванчики.).Что случилось? Почему так мало желтых одуванчиков? (Предположения детей.) Что это такое? (Показывает на пушистый шарик.) Да это же наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым и пушистым шариком.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное
(Б. Сером)
Сейчас я подую на этот пушистый шарик. Смотрите: что произойдет? (Пушинки разлетелись.) Правильно, все пушинки от ветра полетели в разные стороны. Это семена-детки у одуванчика, так они расселяются по полянке. Найдите одуванчик с белой головкой и подуйте на него. Предлагаю поиграть с одуванчиком в догонялки. Один ребенок дует, а другой догоняет парашютики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...