Тренинг для начинающих воспитателей «Призвание педагог или просто , поверь в себя»
методическая разработка на тему

Банцова Екатерина Вячеславовна

нетрадиционные формы работы с молодыми специалистами ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 82»

муниципального  образования города Братска



Тренинг

для  начинающих воспитателей

«Призвание педагог  

или просто , поверь в себя»

Подготовила:

старший воспитатель

                                                                                                          Банцова Е.В.

        

 Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.

Задачи:

  • Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
  • Укрепить чувство собственного достоинства.
  • Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  • Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
  • Открыть и осознать свои взгляды и привычки.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Ход упражнения

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» обнимаются .

Вопросы для обсуждения: 

  • Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  • В какой роли вам было удобнее и почему?
  • В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?
  • Какие чувства вы при этом испытываете?

Мы с вами много говорили о методической стороне воспитательно –образовательного процесса, сегодня я хотела бы с вами поговорить об эмоциональной стороне нашей профессии. Что , по вашему мнению, является основным  качеством педагога, для достижения профессиональных и личностных целей? (рассуждения участников). Для успешной профессиональной деятельность необходимо быть уверенным в себе и своих силах.

Введение: Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

- Я предлагаю вам  показать ,прочувствовать, проанализировать это качество в контексте собственного восприятия.

2.Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы: Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

Почему, как вы думаете?

Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

 3.Упражнение «Рисунок Я»

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время.

Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

4.Упражнение «Я – звезда»        

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  • Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  • Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  • Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  • Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  • Где было легче, показывать или отгадывать?

5.Упражнение «Самоценность»        

Цель: позитивизация  Я-концепции .

Материалы: бумага, карандаши, стулья.

Процедура : Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».

Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.

А теперь вспомните, пожалуйста, что Вам  говорили все эти люди и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.

У Вас  получилась карта самоценности.

Обсуждение:

  • Что такое самоценность?
  • Какими цветами ты обозначил стрелки идущие от других к тебе и почему?

6.Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости        

Участники садятся в круг.

Ведущий : «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий  спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

7.Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

8.Упражнение «Дерево помощи»         

 Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.

 Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками - «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

 Ведущего: «Мы уже много говорили о том, что  иногда при профессиональном становлении возникают трудности, которые приводят к стрессу, и  как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Напишите на листочках и , давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

9.  Ведущий: И в завершении, я предлагаю вам презентацию – релаксацию, что бы ещё раз убедиться, что уверенность в себе и своих силах, даёт хорошую мотивацию для достижения цели. ( показ презентации Робина Шарма «Цитаты меняющие сознание»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просто поверь в себя (притча)

Притча о том, что не нужно бояться изменений и не надо останавливаться на достигнутом....

Как помочь ребенку поверить в себя.

Консультация для родителей....

"Помоги ребёнку поверить в себя"

Практикум по нетрадиционному рисованию...

КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ?

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА?КАКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮТ У РЕБЕНКА АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ?Уровень развития речи влияет на открытость и общительность ребенка. Речевые недостатки пре...

Клуб: "Поверь в себя!"

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Мир особого ребёнка интересен и пуглив.Мир особого ребёнка безобразен и красив.Неуклюж, порою стран...

Тренинг для молодых педагогов « Поверь в себя»

Тренинг направлен  на  вовлечение молодых педагогов в командную работу,   мотивирование на достижение цели....