Выступление на профильной школе."Театрализованная игра-как средство развития эмоциональной сферы и навыков общения"
консультация на тему

Ерёмичева Марина Николаевна

         Театрализованную игру следует рассматривать как эффективное средство эмоционально-нравственного развития детей при условии ее тесной связи с другими видами детской деятельности, ознакомлением с окружающим миром и развитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра-как средство развития эмоциональной сферы и навыков общения

         Театрализованную игру следует рассматривать как эффективное средство эмоционально-нравственного развития детей при условии ее тесной связи с другими видами детской деятельности, ознакомлением с окружающим миром и развитием речи.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы  решаем  комплекс взаимосвязанных задач:

                              Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

                                    Социальное развитие

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

                                 Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Физическое развитие

- согласование действий и сопровождающей  их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

          Театральная деятельность представлена в моей группе  кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм  относятся настольные театрализованные игры:  настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

        Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

     Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

        Игры-драматизации с пальчиками  - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

        Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

        Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

        Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок ,настольный театр. Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

     Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание ,творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организованные действия и отношения.

Отличие театрализованных игр от сюжетно-ролевых  заключается в том, что театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.

     Детская художественная литература является неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций. Восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывают у детей непосредственный отклик. У детей могут возникнуть такие чувства и эмоции, как сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе объединяются оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением, формируется соответствующее нравственное эмоциональное отношение к действующим лицам.

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР!

         Погружаясь в сказку, дети испытывают радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети, вживаясь в образ героя, испытывают такие эмоции, которые раньше были им незнакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и придет на помощь театрализованная сказка.

Родители наших воспитанников – активные участники педагогического процесса. Они помогают в изготовлении различных видов театра, шьют костюмы для спектаклей, рисуют вместе с детьми иллюстрации к сказкам

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций. Она развивает у  мышление, воображение, фантазию и внимание, память, волю, а также многие другие умения и навыки. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения

Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....