Главные вкладки

    Педагогический проект
    проект (младшая группа) на тему

    \\\\

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»

    Паспорт проекта

    Автор проекта:  воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т.А

    Тип проекта: информационно-познавательный, творческий

    Продолжительность:  долгосрочный-3 года (с 2014-2017г)

    Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, родители воспитанников

    Образовательная область: социализация, познание, коммуникация

    Основные направления проекта:

    1. Создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС.

    2. Создание мини-библиотеки (медиотеки) в соответствии с ФГОС.

    Проект  включает 3 основные этапа:

    1. Подготовительный - « Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (автор О.М.Потаповская)

    2. Основной - « Мир - прекрасное творение Божие» (автор Л.П.Гладких)

    3.Заключительный - «Добрый мир» (автор Л.Шевченко)

    Цель проекта: Создать и апробировать технологию по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

    Задачи проекта:

    • Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для ее успешной реализации.
    • Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей.

    Формы работы с детьми: этические беседы, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, разбор проблемных ситуаций, прослушивание литературно-музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов.

    Предполагаемый результат:


    Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
    (Миф 5: 15)

    С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, планируются следующие результаты:
    • устойчивость навыков нравственного поведения;
    • сформированность основ ценностных сфер личности;
    • стабильность психического развития;
    • целостность восприятия мира;
    • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
    • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
    • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
    • приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

    Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    Режим занятий:  вторник 15.45-16.00

    Формы занятий: групповая

    Пояснительная записка

    «Какое счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества»
    (Святитель Феофан Затворник)

    Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
    Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в поп-культуре.
    Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.
    Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность

    общества.
    Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту.
    Тем более Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

    Актуальность

    Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

    В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Поэтому, духовно-нравственное воспитание в ДОУ является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечит его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности.

    I Этап- Подготовительный « Сказка- как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (автор О.М.Потаповская)

     Реализация I этапа (1-ый год)

    1.Организационно-подготовительный (июнь-август 2014г) - изучение литературы, разработка проекта, проведение родительского собрания, анкетирование родителей.

    2.Практический (сентябрь2014-май 2015г) - реализация плана мероприятий проекта.

    3. Аналитический (май-сентябрь 2015г)- анализ работы и планирование работы на следующий учебный год.

    Пояснительная записка

      Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. В.А. Сухомлинский

    Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. "Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание "иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству.” – писал Е.Н. Трубецкой. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

    Цель:

    1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.

    2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказкой.

    3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

    Задачи:

    1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

    2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

    3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

    4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

    5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

    6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

    7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

    8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

    9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

    10.Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

    11.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    12.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

    13.Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

    Перспективное планирование

    Месяц

    Мероприятия

    Задачи

    Сентябрь

    1-2 неделя

    Беседа с детьми «Вежливые слова»

    «Будь опрятным и аккуратным» Правила на каждый день

    Формировать доброжелательные отношения друг к другу, приучать к вежливости, формировать элементарные представления о том, что хорошо, и что плохо.

    Сентябрь

    3-4 неделя

    О ссоре, прощении и примирении. Беседа:  «Умение прощать и просить прощение» Чтение стих-я «Дружба» - о хороших и верных друзьях.

    Поздравления именинников

    Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, знать значения слов «прощать» и «прощение». Воспитывать дружелюбие, быть внимательными друг к другу, желание поздравить именинников.

    Октябрь

    1-2 неделя

    « Друг познается в беде» (по сказке «Кот, петух и лиса»)

    Рисование: «Раскрась петушку хвост»

    Учить детей придти на помощь товарищу, воспитывать любовь к ближним.

    Помочь детям  подобрать яркие краски для раскрашивания

    Октябрь

    3-4 неделя

    « Моя семья»

    Пословицы:

    « Отца с матерью почитать - горе не знать»

    «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»

    Уточнить представления ребенка о близких ему людях (отец, мать, брат, сестра и другие родственники), о том, как они заботятся о нем (готовят вкусную еде, одевают, обувают, покупают игрушки и т.д.); побуждать детей к беседе о близких, их любви. Учить понимать смысл пословиц.

    Ноябрь

    1-2 неделя

    « Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

    Кукольный театр «Колобок»

    Искоренять в детях с помощью сказок такие качества, как хвастовство, непослушание

    Ноябрь

    3-4 неделя

    О послушании. «Живи смирнее, будет всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»)

    Слушание муз. произв-я

    «Дорога добра»

    Учить детей учиться на чужих ошибках и не повторять своих. Выполнять правила жизни, которые Бог определил человеку; быть послушными, ненавидеть зло.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, умения дослушивать его до конца.

    Декабрь

    1-2 неделя

    Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» (стр. 63 В.Гербова)

    Чтение рассказа «Ангел Хранитель»

    Беседуя с детьми о хорошем и плохом. Учить их высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим. Рассказать детям, что у каждого из них есть свой Ангел, который их оберегает.

    Декабрь

    3-4 неделя

    Образ Господа нашего Иисуса Христа/показ иллюстраций/

    Разучивание стихов о Рождестве

    Познакомить детей с образом Господа, рассказать доступно пониманию детей появление его на свет.

    Учить детей выразительно читать стихи.

    Январь

    3-4 неделя

    Что за чудо Божий храм.

    Слушание  муз. произведения «Рождество Христово»

    Слушание песенки про Ангелов.

    Изготовление поделок: «Ангелы-наши друзья»

    Подвести детей к пониманию: церковь-это дом Бога, люди приходят туда, чтобы всем вместе помолиться Господу, поблагодарить его за все, что Он нам дал, попросить помощи. Воспитывать любовь и сочувствие к ближним, стараться придти на помощь, когда кому, то плохо. Познакомить с Небесными покровителями-Ангелами.

    Февраль

    1-2 неделя

    Чтение рассказа «Что можно сделать добротой и лаской»

    Беседа о празднике пап.

    Изготовление подарка папам.

    Познакомить детей с притчей, понять, о чем говорится в ней. Воспитывать в детях кротость, терпение. Искоренять гнев, суровость. Воспитывать любовь к Родине, стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины.

    Февраль

    3-4 неделя

    « Только трудом держится дом» Чтение сказки «Заюшкина избушка»

    Беседа: «Расскажи о своей маме, бабушке»

    Прослушивание песни о маме.

    Воспитывать в детях милосердие, доброту, любовь к ближним и негативное отношение к любому злу, жадности, грубости. Воспитывать любовь к маме, бабушке, формировать уважительное отношение к ним. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

    Март

    1-2 неделя

    Чтение корейской сказки «Материнская любовь»

    Подготовка к празднованию Пасхи.

    Слушание прозв-я «К Пасхе»

    Продолжать прививать любовь к маме на основе литературных произведений.

    Дать детям представления о православном празднике - Пасха; помочь ощутить чувство радости от этого праздника.

    Учить детей слушать духовную музыку, умения дослушивать до конца.

    Март

    3-4 неделя

    Беседа об отношениях ребенка с ближними по произведениям «Упрямые козы» ( узбек сказка), «Три дочери» (тат. сказка)

    Слушание «Солнечная капель»

    Воспитывать в детях любовь и уважение, учить уступать друг другу. Делать людям только добро.

    Воспитывать любовь к музыке.

    Апрель

    1-2 неделя

    Чтение рассказа «Земляничка»

    Украсим яичко к Светлому Дню - Пасхи

    Учить детей задумываться над прочитанном, видеть доброту, уважение к старшим.

    Помочь ощутить чувство радости приближающего праздника, украсить пасхальные яички.

    Апрель

    3-4 неделя

    Разбор пословиц:

    «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт».

     Слушание колокольного звона.

    Аппликация: «Золотые колокола»

     

    Учить детей понимать смысл пословиц.

    Развивать музыкальный слух, уметь определить звон больших и маленьких колоколов.

    Май

    1-2 неделя

    Бог-творец мира, в котором мы живем.

    Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы.

    Продолжать знакомить детей с Богом-творцом, с образом Небесной Матери.

    Май

    3-4 неделя

    Подготовка к празднику День Святой Троицы.

    Заучивание стихов.

    Чтение рассказа «Ангел Хранитель»

    Познакомить детей с праздником, дать первоначальные представления для чего люди празднуют его. Закреплять знания их об Ангеле Хранителе.

    Литература

    1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11

    2. Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие»

    3. Закон Божий для самых маленьких

    4. Первые шаги в православном храме.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.- 96с.

    5. Православие для детей.- Кострома: Авенир-Дизайн, 2007.-392с..

    6.Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»


    7. Л. Гладких, Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей

    8.Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок».

    9.Потаповская О.М. « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

    10. Потаповская О.М. «Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности»- Учебное пособие, 2009г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

    Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

    Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

    В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

    Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

    Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

    Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

    Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

    Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

    Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...

    Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»

    Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...