Главные вкладки

    Вопросы теории. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
    статья на тему

    Ульянова Валентина Владимировна

    Статья "Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста" поможет педагогам дошкольникам и родителям раскрыть сущность детского творчест­ва, его проявления, формирование и раз­витие в изобразительной деятельности ребёнка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Детский сад № 57

    комбинированного вида Приморского района

    г. Санкт-Петербурга.

    Статья

             

    «Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста»

    .

    Разработала:

    Воспитатель:    Ульянова Валентина Владимировна.

    Санкт-Петербург

    2014г.

    Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста

         Проблемы развития детского творчества находятся в центре внимания педагогов, психологов, философов и искусствоведов. В педагогике процесс управления развитием детского творчества основывается на методологических позициях реалистического искусства. Для педагогов представляет интерес характеристика  творческого   процесса   как   неразрывного единства познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Это сцецифическая духовно-практическая деятельность, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства (Злотников В. Г.)

         Особое значение в развитии творческих тенденций личности имеют различные виды художественной деятельности, которыми ребенок овладевает в детском саду под руководством педагога. Творчество дошкольника неразрывно связано с его воображением, познавательной и практической деятельностью. Рисунок, вылепленное изображение, аппликация — продукты   этой   разнообразной   деятельности.

         Раскрытию сущности детского творчества, его проявлений, формирования и развития в изобразительной деятельности посвятили свои исследования Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина и другие. Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновении и развитии, выделяются различные тенденции в подходе к этой проблеме. Сторонники идеалистических концепций воспитания и развития детей видят источник творчества во внутренних самозарождающихся силах ребенка. Его творческие способности рассматриваются как спонтанно возникающие, педагогически направленное формирование их считается невозможным. Вторая тенденция заключается в том, что источником развития детского творчества считается окружающая жизнь, искусство. Некоторые дети способны на спонтанные творческие проявления, удивляющие педагогов, художников, родителей. Однако общество, поставившее перед собой задачу воспитать человека-творца, не может рассчитывать на случай, на одиночные проявления  творческих возможностей (Н. А. Ветлугина).

        Систематическая педагогическая работа, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество. Оно не наблюдается у большинства детей, пока те организованно не вовлечены в художественную работу. Тогда у них же могут обнаружиться незаурядные творческие способности. В художественном воспитании возможно преобладание учебной работы над творческой. Однако творческая деятельность ребенка не должна; мотивироваться как только учебная. В этом особенность и трудность педагогической работы по художественному воспитанию. (Б. М. Теплов) Для развития детского художественного творчества необходимо создание условий,  обеспечивающих усвоение детьми художественного опыта, обучение соответствующим приемам работы. Возникает сложная педагогическая проблема поиска путей и методов воспитания и развития творчески активной личности.

         Необходима  взаимосвязь обучения и творчества. Развитие творческих возможностей детей достигается в условиях соответствующего обучения, при постепенном нарастании умений и знаний в области реалистического изображения (Е. А. Флерина, и Г. В. Лабунская). Исследования показали, что обучение способствует становлению и развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности детей, что обучение и творчество органически  взаимосвязаны (Н. А. Ветлугина, Н. П. Саккулина).

         Необходимость обучения детей изобразительной деятельности, овладению соответствующими навыками и умениями с целью отражения представлений об окружающей жизни, выражения чувств и отношений, формирования способностей к изобразительной деятельности как важного условия развития детского творчества признается педагогами и в ряде других стран. На этих позициях стоит педагогика художественного воспитания Болгарии (А.Атанасова, Ц.Шейтанова), ГДР (Р. Мюллер, Дж. Регел) и другие. Р. Мюллер, изучая вопросы о совершенствовании художественного воспитания в целом и развития изобразительных возможностей детей в частности, делает вывод о необходимости усвоения детьми комплекса знаний и умений, включая умение глубоко переживать увиденное. Чтобы создать изображения, дети должны предварительно получить соответствующие представления о вещах и явлениях окружающего мира. Для этого надо развить у них наблюдательность, умение выделять в предметах и явлениях существенное, замечать характерное. Ребенок должен знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять; он должен овладеть движениями руки, научиться ими управлять и зрительно контролировать. Дж. Регел выделяет основные стороны художественного изображения; представление  действительности, представление о целостности создаваемой картины и функции художественно-технических средств.  На их основе  могут  возникнуть первые образы, усвоены предлагаемые педагогами способы осуществления изображения. Данный комплекс знаний, навыков и умений усваивается при условии педагогического руководства изобразительной деятельностью в процессе обучения на занятиях (Т.С.Комарова).

         Разумеется, не всякое обучение изобразительной деятельности будет способствовать развитию детского творчества. Обучение должно быть направлено на стимулирование творческих возможностей ребенка, формирование способности задумывать содержание своего рисунка, лепки и воплощать свой замысел. Рассмотрим содержание детской изобразительной деятельности, методы и приемы обучения, которые позволили бы формировать у воспитанников детских учреждений творческие проявления уже в дошкольном возрасте.

          Прежде всего необходимо учить детей воспринимать окружающие их предметы и явления, развивать умение выделять основные свойства предметов (форму, цвет, величину, пространственное расположение), передача которых в изображении позволит получить образ, адекватный реальному. Эстетический, художественный характер изобразительной деятельности создает необходимые предпосылки для развития эстетических восприятий детей, накопления эстетических, художественных представлений. Чтобы передать образы предметов и явлений в рисунке, надо владеть графическими навыками и умениями. Важно обогащать знания и представления детей о тех предметах, которые им предстоит изображать, подчеркивая их разнообразие, изменчивость. Важную роль в этом играет знакомство детей с произведениями искусства (графикой, живописью, скульптурой). Направленное развитие детского восприятия, обогащение опыта способствует пониманию разнообразия   качеств предметов  и   явлений,   возможности вариативной их передачи в рисунках, лепке, аппликациях; каждый ребенок может выбрать для изображения тот облик предмета, сюжет, которые ему больше импонируют. В этом случае замысел каждого ребенка будет своеобразным, а его воплощение — индивидуальным.

         Возникновению замысла способствуют только те явления окружающей жизни, которые заинтересовали, вызвали удивление, поразили воображение ребенка. Появление замысла, желания нарисовать что-то можно определить как рождение идеи. Воплощение ее связано с ясным представлением предмета или явления, которые ребенок захотел нарисовать, передать в лепке. Детский замысел не всегда опирается на исходные достаточно отчетливые чувственные образы. Расхождение замысла с имеющимися у ребенка конкретными образами-представлениями проявляется тогда, когда он от замысла переходит к его воплощению.

         Свобода творческого выражения у дошкольника определяется не только имеющимися у него образными представлениями и желанием передать их в работе, но и тем, как он владеет изобразительными движениями, обобщенными способами изображения. Далеко не всегда дети располагают адекватными средствами изображения взволновавшего их образа, сюжета и выражения своего отношения к нему. Это снижает интерес к художественной деятельности, как бы приглушает яркость и глубину пережитых впечатлений, мешает творческому развитию ребенка. Чтобы детское творчество обогащалось новым содержанием, необходимо обучить ребенка доступными данному возрасту графическими навыками и умениями, способами выразительного решения.

        Сам ребенок не всегда осознает, что ему мешает нарисовать, вылепить, вырезать задуманное.   Некоторые педагоги тут же стремятся показать, как нарисовать, создать тот или иной предмет. Так дети привыкают делать что-то только по показу, творческие возможности их не актуализируются. Более эффективными оказываются опосредованные воздействия: напоминание, показ иллюстрации, предложение вспомнить, что и как ребенок изображал раньше. Чем выше специальные умения, тем успешнее творческое решение и выше эффективность развития воображения детей (Т.С.Комарова).

         Для развития фантазии ребенка необходима взаимосвязь изобразительной деятельности с другими разделами воспитательно-образовательной работы детского сада, и прежде всего с эстетической деятельностью»— музыкальной, литературной, художественно-игровой.

         Образы музыкальных и литературных произведений    оказывают    яркое    эмоциональное воздействие на детей. Они пытаются отразить свои впечатления о воспринятых произведениях в разнообразных играх, рисунках, аппликациях. Исследование показало, что взаимосвязь музыкальной и изобразительной деятельностей обогащает детское изобразительное творчество новым содержанием. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с другими видами художественной деятельности должна строиться на осмыслении детьми доступных им средств художественной выразительности, возможности применять их во время занятий (С. П.  Козырева).

         Игра и художественно-творческая деятельность детей имеют много общего. И в игре, и в изображении дети активно воссоздают окружающий мир, выражают свое отношение к нему. Связь изобразительной деятельности с игрой способствует повышению образности, эмоциональности в отражении действительности, обогащению творческих замыслов и воплощению их в продуктах детского творчества. Поэтому очень важно в процессе обучения использовать игровые приемы, которые вызывают у детей яркие образы, усиливают эмоциональную отзывчивость, повышают желание рисовать, лепить, вырезывать.

        Иногда полученные детьми впечатления после знакомства с музыкальными и литературными произведениями, разучивания песен и стихотворений оказываются расплывчатыми, не складываются в отчетливые картины, которые можно было бы отразить в рисунке. Важно помочь ребенку определить, что же из взволновавшего его можно передать в игре-драматизации, в рисунке, лепке. Надо уточнить в беседе их представления, дать образную характеристику воспринятого ими произведения. Затем детям предлагается создать иллюстрации к этим произведениям. Задания можно конкретизировать, и хотя при этом замысел несколько ограничивается, каждый ребенок создает близкий ему сказочный, песенный или стихотворный образ. Дети постепенно подводятся к овладению умениями самостоятельно определять содержание своего рисунка, лепки.

         Изучая результаты детской деятельности и сопоставляя их с анализом процесса творчества художника, была определина последовательность формирования и воплощения замысла в работах старших дошкольников. Сначала происходит накопление и уточнение представлений об окружающей жизни, затем определяются темы работы, осознается её содержание, определяется её композиция. После этого выбираются материалы для работы, происходит уточнение представлений о предметах,  явлениях,  которые   будут  изображаться, планируется выполнение замысла. При необходимости представления о предметах изображения уточняются с помощью дополнительного объяснения, напоминания ( М. И. Богачева, Л. С. Выготский, В. Г. Злотников, В. А. Леей, П. П. Чистяков и др).

         Конечно, выделенные нами этапы возникновения и воплощения замысла в развернутом виде обнаруживаются лишь у старших дошкольников. Но знание этих этапов и возможностей детей данного возраста позволяет педагогу целенаправленно руководить деятельностью, вовремя заметить затруднения, помочь выполнить задуманное, уточнить, дополнить имеющиеся представления, напомнить нужный способ, прием деятельности с тем, чтобы ребенок мог выбрать тот, который ему больше подходит. С первых занятий следует приучать детей к самостоятельности, активному использованию усвоенного опыта изобразительной деятельности. Этому способствует специальная методика проведения обучающих занятий. Дети постепенно учатся придумывать способы изображения, использовать правильно те приемы, которые усвоили раньше. Они получают возможность относительно свободно рисовать, лепить, вырезать, клеить любые предметы и явления на основе усвоенных изобразительных навыков и умений (Т.С.Комарова).

         Выполненный рисунок (лепка, аппликация) оценивается педагогом с точки зрения осуществления замысла. Проведение анализа работ, оценка созданных детьми изображений могут оказать существенное влияние на развитие детского творчества. Совместный просмотр, анализ и оценка созданных изображений обогащают   творчество   всех   детей,   дают   им возможность видеть разнообразие замыслов и воплощений. Необходимо учить детей придумывать содержание своего рисунка, лепки, аппликации стимулировать их творческие возможности. Кроме этого, должна быть предусмотрена возможность проявления детьми творчества не только на занятиях по замыслу, но и на любых других занятиях изобразительной деятельностью, где дети выполняют рисунки, лепку, аппликацию по заданию воспитателя. Такие проявления доступны детям уже в 3—4 года, но при условии, что педагог ориентирует их на поиски и дополнение изображения соответствующими теме деталями.

         Развитию у детей умения самостоятельно решать изобразительные задачи, формированию творческого отношения к выбору способов создания изображения, к выполнению задуманного содействует усвоение детьми в процессе обучения на занятиях различных вариантов создания, приемов изображения. Такие варианты дети сначала усваивают на основе показа воспитателя, а затем находят свои. Поощрение интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы (сюжетного характера) стимулирует развитие воображения детей, умения задумывать содержание изображения и воплощать замысел в рисунках, лепке, аппликациях.

         Таким образом, в результате целенаправленного обучения детей дошкольного возраста постепенно формируется и развивается изобразительное творчество.

    Библиография

    1. Атанасова А., Шейтанова Ц. Изобразительни дейности в детската градина;

        Методика,    София: Дър-жавно издательство Народна просвета, 1978

    2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М., 1974.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

        Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в  дошкольном  возрасте.  –

        СПб.; Союз, 1997.

    5. Злотников В. Г. Процесс воображения в художественном   творчестве:

        Автореф. канд. дис. М., 1966.

    6.  Комарова Т.С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном

        детстве.// Советская педагогика 1983. №4

    7. Комарова Т.С. Беседа о детском изобразительном творчестве.

         Дошкольное воспитание 1991. №1, 2.

    8. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши  дети  и  внуки,  -  М.:  Молодая

          гвардия, 1989

    9. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания

          ребёнка дошкольного возраста. Часть 3. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,

          2008.

    10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском

         саду.- М.: Просвещение, 1982

    11. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.;

          Л., 1947.

    12. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Условия успешного развития творческих способностей.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих ...

    Условие успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Материал раскрывает способы развития креативности у детей дошкольного возраста через интересные и простые игры....

    Консультация для родителей «Условия успешного развития творческих способностей»

    Консультация для родителей«Условия успешного развития творческих способностей»...

    Консультация для родителей «Условия успешного развития творческих способностей»

    Консультация для родителей «Условия успешного развития творческих способностей»...

    Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....

    Самообразование "Речевое развитие как условие успешной социализации детей младшего дошкольного возраста"

    Цель:  Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....