Главные вкладки

    Условие успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
    консультация на тему

    Максимова (Верховых) Галина Александровна

    Материал раскрывает способы развития креативности у детей дошкольного возраста через интересные и простые игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Развитие качеств творческого мышления.

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышление  гибким, оригинальным  и продуктивным.  

    Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.  

    Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

    Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

    Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.  

    Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве.

    Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:  

    1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;  

    2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;  

    3. Формирование умения разрешать противоречия;  

    И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.  

    Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.  

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.  

    Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:  

    1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;  

    2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.  

    Для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  

    Игры на развитие ассоциативности мышления

    Игра "Что на что похоже "

    3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

    "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

    Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

    "Волшебные кляксы "

    Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

    Игра "Словоассоциации"

    Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

    • с хлебобулочными изделиями.
    • с созвучными словами: барон, бекон.
    • с рифмующимися словами: кулон, салон.

    Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

    Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

    Игры на развитие диалектичности мышления.

    Игра "Хорошо - Плохо"

    Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

    - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

    - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.

    - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

    Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

    Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

    Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

    - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

    Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

    Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

    - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

    - Сидеть дома - плохо, скучно;

    - Можно пригласить гостей - и т.д.

    Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

    Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

    Системность мышления

    Игра "Теремок"

    Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

    "Собери фигурки"

    Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

    "Нелепицы"

    Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

    В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

    Вопросы теории. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Статья "Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста" поможет педагогам дошкольникам и родителям раскрыть сущность детского творчест­ва, его проявления, формиров...

    Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

    Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

         Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

    "Создание в семье условий в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Данная консультация для родителей содержит информацию по вопросу создания в семье условий в развитии дестких способностей, как важно правильно  поддерживать детскую творческую активность....

    «Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

    Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...